Русская линия
Независимое военное обозрение Виктор Литовкин08.06.2007 

Совет без любви
Стратегическое партнерство застыло на отметке «ни шатко, ни валко»

На конец мая пришлось сразу два юбилея. Исполнилось десять лет «Основополагающему акту о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического союза», подписанному в Париже. И одновременно исполнилось пять лет Совету Россия-НАТО, или «Римской декларации» о стратегических партнерских отношениях между Москвой и Брюсселем. Насколько сильно удалось сблизится двум сторонам за это время? Какие проблемы остаются нерешенными и почему?

Сотрудничество России и НАТО, несомненно, принесло большую пользу обеим сторонам. За относительно короткий исторический срок снизился накал противостояния, уменьшились боевые потенциалы двух сторон, стало больше доверия, регулярные встречи и переговоры на саммитах Совета Россия-НАТО, а также в созданных в рамках этого СРН комитетах по разным направлениям сотрудничества позволили лучше понять друг друга, сблизить военные доктрины, найти точки оперативной совместимости между военными структурами. А участие в «Партнерстве ради мира», в многонациональных учениях, в частности в операции «Активные усилия», что проходит сейчас в акватории Средиземного моря, или на двусторонней основе с Норвегией, Францией и другими государствами — членами Североатлантического союза, которые позволяют не только отработать совместное маневрирование, оказать помощь терпящим бедствие на воде, учат бороться с террористами, но и позволяют заходить в ранее закрытые порты и военно-морские базы, создают немыслимое еще двадцать лет назад доверие и взаимопонимание между военными.

Можно вспомнить эпопею спасения российского батискафа АС-28, которая проходила у берегов Камчатки в августе 2005 года. Тогда благодаря подписанному между Россией и НАТО соглашению удалось быстро, в считанные часы, доставить из Шотландии в бухту Березовая дистанционно управляемый подводный аппарат Super Scorpio-45, принадлежавший Министерству обороны Великобритании, и английских специалистов, которые помогли вызволить из подводного плена экипаж моряков-тихоокеанцев. И это далеко не единственный пример. Сегодня Россия помогает войскам НАТО, ведущим борьбу с террористами в Афганистане. По соглашению с Брюсселем на базе Всероссийского института переподготовки кадров МВД в подмосковном Домодедово готовят полицейских для противодействия наркотической угрозе, обеспечивают контроль за воздушным движением на линии соприкосновения границ России и НАТО. Российское министерство по чрезвычайным ситуациям ведет интенсивное сотрудничество с аналогичными структурами Североатлантического альянса по предупреждению и реагированию на техногенные и природные катастрофы.

Соответствующие военные структуры альянса и Министерства обороны России неоднократно проводили учения по безопасной транспортировке ядерных материалов и противодействию террористам, пытающимся завладеть этими материалами и другими компонентами оружия массового поражения. Были совместные командно-штабные учения по отражению воздушной атаки средствами противоракетной обороны ТВД и многое другое. Все это практические шаги по укреплению сотрудничества. Подчеркнем, в одинаковой степени выгодного не только России, но и НАТО.

Но в то же время это сотрудничество омрачено рядом нерешенных проблем. Одна из них — отказ государств — членов НАТО от ратификации адаптированного ДОВСЕ. Под надуманными требованиями вывода российских войск из Грузии и Приднестровья, которые, как не раз подчеркивали руководители России и Министерство обороны нашей страны, уже давно выполнены. Тем не менее эти требования продолжают озвучиваться на всех уровнях и в альянсе, и в США. Что напоминает пресловутую поправку Джексона-Вэника. Повод для нее давно исчез — евреи могут свободно уезжать из России и приезжать в Россию сколько им захочется, а поправка, как средство давления на Москву, до сих пор, уже тридцать с лишним лет, остается в силе.

Партнерам в Брюсселе неоднократно говорилось, что отказ от ратификации адаптированного ДОВСЕ приносит НАТО односторонние преимущества. Члены альянса, в том числе и те, что не присоединились к договору, могут по очереди инспектировать российские части и соединения, а для российских военных такая возможность выпадает только раз на двадцать шесть натовских инспекций. Более того, в странах НАТО, которые не присоединились к договору, а это в первую очередь государства Балтии, граничащие с Россией, создается «серая зона», где может быть сосредоточено любое количество тяжелых вооружений, даже потенциал первого удара, не подпадающий под контроль. Что, естественно, создает напряжение и озабоченность у военного руководства нашей страны.

Именно поэтому Москва вынуждена созвать чрезвычайную конференцию по ДОВСЕ и поставить вопрос ребром: или страны НАТО ратифицируют адаптированный договор и начнут его выполнять, или Россия приостанавливает участие в нем. И больше никаких инспекций наших воинских частей, никакой информации о передислокации войск в европейской части страны.

Отношения между Россией и НАТО омрачает не только нереализованный ДОВСЕ. Гораздо острее стоит проблема нежелания Брюсселя отвечать за деструктивные действие одного из членов Североатлантического альянса. А именно США. Принцип «один — за всех, все — за одного», заложенный в Вашингтонской декларации 1948 года, как оказывается, работает весьма избирательно, если это касается поступков американской администрации. Хранение на базах в Европе тактического ядерного оружия США (здесь, на арсеналах в Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах, Турции и Великобритании находится около 400 атомных авиационных бомб свободного падения В-61−¾), строительство военных баз США в Румынии и Болгарии, которое, кстати, проводится в нарушение Основополагающего акта, размещение в каждой из этих стран по пять тысяч военнослужащих, а также решение о дислокации третьего позиционного района стратегической ПРО Пентагона в Польше и Чехии в Брюсселе называют двусторонними договоренностями отдельных стран альянса. Мол, штаб-квартира НАТО к подобным событиям не имеет никакого отношения. А естественные опасения России в том, что все эти действия направлены против нее, что все это подрывает баланс сил в Европе, превращает старый континент в «пороховую бочку» и никак не способствует совместной борьбе с реальными угрозами и вызовами XXI века — международным терроризмом, распространением ОМУ и ракетных технологий, заявленными в «Римской декларации», считают надуманными и преувеличенными.

В отношениях между Россией и НАТО уже был очень острый кризис. Он произошел весной 1999 года, когда самолеты и корабли альянса начали бомбить Югославию, развязали на континенте настоящую войну. Тогда российские власти выслали из Москвы двух представителей НАТО, прекратили сотрудничество с Брюсселем по программе «Партнерство во имя мира», отозвали своих представителей из штаб-квартиры в Монсе, надолго заморозили все политические, дипломатические и военные связи. Еще один серьезный инцидент, едва не приведший к боевым действиям, произошел летом 2000 года, когда батальон российских десантников, совершив шестисоткилометровый марш из Боснии в Косово, занял приштинский аэродром Слатину. Только благоразумие английского генерала Джонсона остановило тогда едва не начавшийся вооруженный конфликт, к которому подталкивал, кстати, главнокомандующий силами НАТО в Европе американский генерал Кларк.

Потом российские миротворцы на протяжении трех лет активно сотрудничали с миротворцами альянса, поддерживая в косовском крае мир и порядок. Они ушли оттуда по решению российского правительства только потому, что не хотели освящать своим присутствием попытку отторжения Косово от Сербии, которую и сегодня продолжают проводить отдельные западные страны. В том числе входящие в НАТО.

Тем не менее мы не прерываем прямого и честного диалога. В Москве открыты Миссия связи НАТО и Информационное бюро НАТО. Руководители России, ее военачальники активно участвуют в работе Совета Россия-НАТО, стараются решать все острые вопросы на основе международного права и с учетом интересов безопасности партнеров. Такого же отношения ждут и к себе. В нашей стране надеются, что в Североатлантическом альянсе возобладает здравый смысл, там поймут озабоченность Кремля попытками НАТО и США получить односторонние преимущества за счет снижения обороноспособности нашей страны.

Партнерские отношения, которые обосновали Основополагающий акт и Совет Россия-НАТО, подразумевают не только информирование друг друга о тех или иных действиях, но и реальный учет озабоченности партнера, готовность сделать шаги ему навстречу, снять его озабоченность.

http://nvo.ng.ru/wars/2007−06−08/2_advice.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика