Русская линия
Красная звезда Тарас Рудык06.06.2007 

«Полет» нормальный.
Холдинг: оптимизма больше, чем вопросов

18 июня в парижском предместье Ле Бурже откроется 47-й Международный аэрокосмический салон. Лучшие предприятия и холдинги, специализирующиеся в разработке и производстве ракетно-космической и авиационной техники, представят на нем свою продукцию. В списке мировых грандов космо- и самолетостроения — Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева, в который согласно Указу Президента РФ от 3 февраля этого года вошло и омское ФГУП «Производственное объединение «Полет». Однако все юридические процедуры по вхождению сибирского предприятия в главный космический центр страны завершатся лишь к концу этого года.
Вопросы предстоящей интеграции вызывали раньше немало вопросов как у ряда должностных лиц из правительства Омской области, так и у руководителей ПО «Полет». В городе на Иртыше опасались, возможно, и сейчас побаиваются, что государственный ракетно-строительный холдинг «съест» крупнейший завод Западной Сибири. Жестко сказано, возможно, и грубовато. Но стоит ли лишний раз говорить, насколько важно, чтобы интеграционные процессы не приносили ущерба сторонам, чтобы в столице при принятии тех или иных решений четко видели экономический эффект в перспективе и учитывали интересы сибиряков.
И все же оптимизма у омичей было больше, чем вопросов. Еще больше прибавилось его сегодня. После объединения со столичным предприятием перед ПО «Полет» открываются более широкие перспективы по продвижению своей продукции на мировых рынках. Ведь ФГУП «ГКНЦП им. М.В. Хруничева» — это промышленная космическая мегаструктура, с которой давно и успешно сотрудничают многие ведущие страны. Здесь делают ракеты-носители «Протон-К», «Протон-М», «Рокот», «Ангара», модули МКС, малые космические аппараты, а также авиационную и другую технику.
У ПО «Полет» тоже хватает убедительных «визитных карточек» для объективной оценки его котировки на рынке космостроения. Например, ракета-носитель «Космос-3М» считается лучшей в мире, так как ее коэффициент надежности составляет 0,97, другими словами, 97 процентов. Эта РН предназначена для выведения автоматических космических аппаратов различного назначения массой до полутора тонн на круговые и эллиптические орбиты. Если обращаться к космической истории, то с полигона Капустин Яр и с космодрома Плесецк в разные годы с ее помощью были успешно произведены запуски спутников Франции, США, Великобритании, Индии и других стран. А всего таких запусков было более 760. По отечественным программам — это запуски космических аппаратов систем «Парус», «Цикада», «КОСПАС-САРСАТ» и др., по программе международного сотрудничества «Интеркосмос» — «Ariabhata», «Bhaskara-1», «Bhaskara-2», «Signe-3».
В активе омского авиационно-космического предприятия участие в программах «Марс», «Луна», «Венера».
Еще в 1982 году на ПО «Полет» были изготовлены космические аппараты глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, обеспечивающей проведение навигационных определений в любой точке нашей планеты и околоземного космического пространства. А спустя пять лет здесь было налажено производство сверхмощных двигателей ракеты-носителя «Энергия» для доставки на орбиту космического корабля «Буран».

550 кв. метров… «ракет и самолетов»


— Наше предприятие стояло у истоков сегодняшней выставки военной техники, технологий и вооружений, — говорит начальник отдела маркетинга ПО «Полет» Татьяна Власенко. — Ведь первые две выставки проходили в нашем цехе, где собирают самолеты и ракеты. И, конечно, за прошедшие одиннадцать лет мы накопили большой опыт в подготовке к таким военно-промышленным форумам международного масштаба, а именно такой статус у этого мероприятия. А это значит, что к каждой такой выставке мы подходим с новым качеством и количеством представляемых экспонатов.
Действительно, ПО «Полет» есть, что продемонстрировать как своим отечественным партнерам и конкурентам, так и гостям из-за рубежа.
— В этот раз на выставке у нас будет самая большая экспозиция, более 550 кв. м, и она займет центральную часть всей выставки, — не без гордости продолжает рассказывать Татьяна Яковлевна. — Мы представим полномасштабные макеты ракет-носителей «Космос-3М» и «Ангара» и много других изделий, в том числе и для нужд народного хозяйства.
После вхождения ПО «Полет» в ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» производственный спектр омичей значительно расширился, так как они теперь занимаются выпуском не только привычной для них продукции, но и должны освоить процесс изготовления новой, в частности комплектующих для ракет-носителей «Протон-М» и «Рокот». В недалеком будущем здесь будут создавать и ракетные модули ракет-носителей «Ангара», малые космические аппараты на базе космической платформы «Яхта» и самолеты малой авиации Т-411 «Аист». Кстати, такой самолет будет представлен на выставке «ВТТВ-Омск-2007».
В дни выставки омичи и гости города увидят на стенде ПО «Полет» также макеты космического аппарата глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и полномасштабный макет космического аппарата «Надежда» — основной элемент международной спутниковой системы «КОСПАС-САРСАТ», с помощью которого определяются координаты судов и самолетов, терпящих бедствие в любом районе планеты. Благодаря «Надежде» за четверть века проведено 5.700 спасательных операций, в ходе которых обнаружено и спасено более 20 тысяч человек.
Как продолжение темы на выставке будет представлен высотный самоспасатель «Шанс», предназначенный для эвакуации из опасного места или зоны (высотных сооружений) либо одного человека, либо группы людей (до трех). Например, в случае пожара благодаря «Шансу» появится реальный шанс спастись тем, кто окажется запертым пламенем на верхних этажах многоэтажного здания.
Традиционно на каждой выставке ПО «Полет» демонстрирует свою авиационную продукцию. На этот раз, помимо самолетов — легкого Ан-3Т и многоцелевого среднемагистрального Ан-74, будет показан легкий многоцелевой самолет Т-411 «Аист». Омскими промышленниками только для Якутии было изготовлено семь самолетов Ан-3Т и еще, в соответствии с программой модернизации транспортной системы этого сурового края, туда в недалеком будущем будут поставлены еще девять Ан-3Т. Генеральный директор авиакомпании «Полярные авиалинии» Андрей Корякин сказал, что этот самолет очень хорошо показал себя во время эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Кстати, машиной заинтересовались и в Монголии, где климат тоже весьма суровый. В соответствии с подписанным контрактом в Монголию будут отправлены 5 самолетов Ан-3Т. Что касается России, то у нас таких самолетов 23, и все они успешно летают как в Сибири, так и за Уралом.
— К сожалению, пока прервано производство Ан-74, — говорит Татьяна Власенко, — но в ближайшее время мы сумеем договориться с нашими зарубежными партнерами по поставке этого самолета, и фактически мы уже начали подготовку к возобновлению его производства. Готовимся к сертификации легкого многоцелевого самолета Т-411 «Аист», разработанного в ГКНПЦ им. Хруничева.
«Аист» берет на борт до 5 пассажиров и небольшой груз и преодолевает расстояние до 1.200 км. Благодаря конструкции самолет можно переоборудовать и использовать как санитарный борт, для ведения гидрометеорологической разведки и экологического мониторинга, а также использовать в качестве аэротакси. Среди представляемых ПО «Полет» на «ВТТВ-Омск-2007» инновационных технологий немало различных народнохозяйственных изделий. В их числе — ветровая энергетическая установка (ВЭУ-50) и печь «Факел» на жидком топливе для автономной работы в условиях отсутствия электроэнергии.
ВЭУ предназначена для обеспечения электроэнергией объектов, не подключенных к центральной системе энергоснабжения, и у ее разработчиков есть надежда, что этим изделием заинтересуются руководители фермерских хозяйств и небольших предприятий. Разумно будет ее использовать в экологически чистых курортных и заповедных зонах, в отдаленных северных районах, где эксплуатируется более 12 тыс. дизельных электростанций.
Уникальность омской ВЭУ в том, что ее разработчики заменили сложную по форме лопасть вращающимся ротором (ветроколесо на эффекте Магнуса). В районах при среднегодовых скоростях ветра менее 6 м/сек ВЭУ роторного типа работает от 70 до 80 процентов годового ресурса, в то время когда лопастные установки — не более 20 процентов. ВЭУ-50 может работать совместно с дизель-генераторными станциями (ДЭС) мощностью до 500 кВт.
В числе экспонатов ПО «Полет» — безоткатный миномет «ГАЛ», который заряжается газом или воздухом от любого источника, создающего определенное давление. Кстати, для такой подпитки могут использоваться даже ручные насосы. В ходе выставки боевые возможности этого оружия будут продемонстрированы в 212-м учебном центре ВДВ. Однако убойный «ГАЛ», способный разрушать стены, можно использовать и в других целях — для запуска гуманитарных контейнеров весом до 6 кг на расстояние до 800 м. Например, можно выстрелить на горную вершину упаковкой «Сникерсов» или жареными цыплятами, чтобы накормить подуставших чудаков-альпинистов.

Ляпидевский, Туполев, Королев…


Десятилетиями ПО «Полет» являлся не только мощным оборонным предприятием страны, но и действенным центром военно-патриотического воспитания той части молодежи города Омска, которая получала здесь не только профессиональные навыки, но и идейную закалку на всю жизнь.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Полет» было создано 24 июля 1941 года как самолетостроительный завод N 166. Базой для него стали несколько заводов, в их числе — московские N 156 и 81 и ряд омских предприятий.
Листая страницы истории авиационного завода, встречаешь фамилии и имена людей, которые были в свое время на слуху у всего мира и которые отдали лучшие годы жизни родному предприятию, служению Отечеству. Эти имена навечно вписаны в историю нашей страны и страны, которой уже нет: Анатолий Васильевич Ляпидевский, награжденный Золотой Звездой Героя Советского Союза под N1, Андрей Николаевич Туполев, возглавлявший здесь с 1941 по 1943 г. опытно-конструкторское бюро, Сергей Павлович Королев… М.К. Янгель, М.Ф. Решетнев, В.П. Макеев, В.П. Глушко, В.М. Барышев…
За годы Великой Отечественной войны завод N166 изготовил 80 бомбардировщиков Ту-2 и около 3,5 тыс. истребителей Як-9. А всего с 1942 по 1945 год предприятие выпустило более 3.800 различных самолетов.
В годы войны работники завода были освобождены от мобилизации, но сотнями шли в военкоматы, просились на фронт. Многие оказались в действующей армии. Имена 123 погибших высечены на полукруглой стене мемориала, открытого на территории завода в день 35-летия Победы в Великой Отечественной войне. А рвущийся в небо Як-9 перед проходной ПО «Полет» — это памятник труженикам тыла, тем, кто в годы войны работал в авиационной промышленности.
За первые четыре послевоенных года завод произвел 227 модернизированных бомбардировщиков Ту-2Н, с 1949 по 1955 год — 758 реактивных бомбардировщиков Ил-28, с 1955 по 1960 год — 61 реактивный пассажирский самолет Ту-104.
В конце 50-х годов в этих стенах стали делать баллистические ракеты, а впоследствии космические аппараты.
31 января 1975 года на базе Омского авиационного завода N166 и КБ создано производственное объединение «Полет». К тому времени предприятие уже было награждено тремя орденами — Трудового Красного Знамени (1945 г.), Ленина (1961 г.), Октябрьской Революции (1971 г.).

* * *


Мы вовсе не случайно заговорили о предстоящем авиасалоне в Ле Бурже. Сегодняшнюю выставку военной техники, технологий и вооружений «ВТТВ-Омск-2007» можно назвать генеральной репетицией перед поездкой омичей во Францию, где будет представлено все лучшее, что на сегодня имеется в мире в области ракетно-космической и авиационной техники. И, разумеется, у ПО «Полет» есть все основания надеяться на появление новых деловых партнеров, а значит, и на заключение новых контрактов.

http://www.redstar.ru/2007/06/0606/204.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика