Завтра исполняется 60 лет одному из ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса России — Раменскому приборостроительному конструкторскому бюро. История предприятия началась в 1947 году, когда приказом министра авиационной промышленности было образовано опытно-конструкторское бюро ОКБ-149. В 1966 году оно было переименовано в Раменское приборостроительное конструкторское бюро (РПКБ), а в 1997 году ему присвоен статус Федерального научно-производственного центра (ФНПЦ РПКБ). За минувшие годы РПКБ ведало и взлеты, и падения. Коллектив предприятия помнит и послевоенную пору, когда руководство страны делало все для «кузнецов» обороны, но и требовало с них соответственно. Помнит он и постперестроечные года, когда казалось, что труд, уникальные знания и опыт раменцев уже не нужны новой России. Но время все расставило по своим местам, и сегодня коллектив РПКБ уверенно смотрит в будущее.
В день юбилея принято оценивать пройденный путь, успехи и свершения, которые были достигнуты. Так, за прошедшие 60 лет из небольшого ОКБ численностью несколько десятков человек РПКБ выросло до научно-производственного центра федерального значения с мощной исследовательской и вычислительной базой, средствами автоматизированного проектирования, стендами для испытаний и отработки опытных образцов. Сегодня в стенах предприятия собран воедино весь цикл создания сложнейшей аппаратуры от разработки идеологии и математической модели до воплощения этой идеи в «металле» и отработки всего комплекса в целом.
Но до этого был еще путь длиной в несколько десятилетий труда целого коллектива конструкторов, исследователей. Это настоящие энтузиасты своего дела, специалисты с большой буквы: О.В. Бойко, Л.Д. Бирюкович, В.М. Бобкова, С.А. Бородин, Г. М. Виноградов, Е.Н. Власов, Г. Г. Кичигин, И.М. Евстигнеева, Е.И. Музыкин, Э.В. Сухачева, О.В. Тараканов, Е.Г. Тихомиров, В.Н. Чистяков и другие; многих уже не стало: Б.В. Выжелевский, Г. Н. Буров, В.Н. Оранский, И.И. Войденов, Н.В. Бойко.
С первых лет образования РПКБ занималось разработкой авиационного оборудования для летательных аппаратов (ЛА), создаваемых опытно-конструкторскими бюро Туполева, Ильюшина, Микояна, Сухого, Яковлева, Миля, Камова и МКБ «Радуга». В начале пятидесятых годов это были авиационные компасы, курсовые и пилотажно-навигационные директорные системы, различные электромеханические индикаторы.
В 1960-е годы предприятием были созданы первые в СССР авиационные инерциальные системы навигации и навигационные комплексы с бортовыми цифровыми вычислительными машинами, целое семейство гироскопических курсовертикалей для самолетов того времени.
В 1970-е годы разработаны новые поколения инерциальных систем и навигационных комплексов, обеспечивших реализацию основных функций в бортовом радиоэлектронном оборудовании (БРЭО). Специалистами РПКБ впервые в отечественном приборостроении создана система навигации принципиально нового вида с использованием физических полей Земли.
В 1980-х годах коллективом РПКБ разработано несколько поколений различных приборов, систем и комплексов бортового оборудования для многих типов самолетов и вертолетов. Для каждого поколения ЛА разрабатывалось новое, более совершенное БРЭО. В начале 1990-х годов РПКБ были решены задачи создания сложных многоуровневых комплексов БРЭО на базе магистрально-модульного принципа и открытой архитектуры для новых и модернизируемых военных самолетов и вертолетов, которые в настоящее время пользуются высоким спросом на мировом рынке.
В третье тысячелетие предприятие вступило с новыми достижениями — разработана высокоинтеллектуальная авионика, выполненная с использованием самых современных конструктивных решений и прогрессивных технологий. На этой основе в РПКБ реализована концепция «стеклянной кабины», в рамках которой разработаны цветные многофункциональные активноматричные жидкокристаллические (ЖК) индикаторы и пульты управления, образующие единое информационно-управляющее поле ЛА. Многофункциональные ЖК-индикаторы, разработанные РПКБ, с перепрограммируемым генератором символов позволяют выводить на экран различную информацию от состояния различных систем до трехмерной карты местности. ЖК-технологии являются в настоящее время одним из фундаментальных и перспективных направлений развития представления визуальной информации. Эти индикаторы составляют основу информационно-управляющего поля перспективных ЛА будущего.
Важным этапом в деятельности ФНПЦ РПКБ стало образование на его базе в 1997 году Научно-производственного центра «Технокомплекс». С этого времени предприятие уверенно выходит на мировой авиарынок, активно развивает военно-техническое сотрудничество с зарубежными партнерами, участвует в крупных международных программах. В кооперации с предприятиями «Технокомплекса» РПКБ разрабатывает комплексы БРЭО для самолетов и вертолетов Индии, Китая, Малайзии, Индонезии, Йемена, Алжира, Венесуэлы и др. Налажены партнерские отношения ФНПЦ РПКБ с ведущими западноевропейскими компаниями — фирмами «Сажем» и «Талес» (Франция), «Финмекканика» (Италия), образована совместная фирма в Швейцарии.
Другим важнейшим направлением деятельности ФНПЦ РПКБ является участие в программах модернизации воздушного парка страны. В ближайшее время это главный путь повышения боевой эффективности российских ВВС. За последние несколько лет РПКБ успешно провело глубокую модернизацию целого ряда ЛА для отечественных ВВС.
Многочисленными наградами отмечен многолетний труд коллектива РПКБ, его руководителей и специалистов. За успехи в разработке и производстве новой техники РПКБ награждено в 1983 году орденом Трудового Красного Знамени. В 2003 году в первом конкурсе «Лауреат года», проводимом среди промышленных предприятий Подмосковья, ФНПЦ РПКБ завоевало первое место в номинации «Лучшая научная организация». Разработки РПКБ неоднократно награждались Национальной премией «Золотая идея».
Сегодня в РПКБ работают 42 доктора и кандидата технических наук, 14 лауреатов Ленинской и Государственной премий. 420 сотрудников предприятия награждены орденами и медалями СССР и РФ. На предприятии действует Научно-технический совет, имеется своя аспирантура и Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций.
Сфера деятельности предприятия включает широкую номенклатуру изделий от миниатюрных гироскопов и акселерометров до высокоэффективных интегрированных комплексов БРЭО для ЛА всех классов, а также морских и наземных транспортных средств. Сегодня это оборудование — системы индикации, электроника, вычислительная техника — разрабатывается в международных стандартах. Продукция, выпускаемая ФНПЦ РПКБ, сертифицирована и хорошо известна в России и во многих странах Европы, Азии и Америки.
ФНПЦ РПКБ — постоянный участник крупнейших международных авиационно-космических выставок и авиасалонов: МАКС (Россия), Ле Бурже (Франция), Фарнборо (Англия), Берлин (Германия), Бангалор (Индия), Пекин и Чжухай (Китай), Дубай (ОАЭ), Лима (Малайзия) и других.
Уже много лет ФНПЦ РПКБ является ведущим в России разработчиком и интегратором БРЭО для ЛА всех типов. Предприятие успешно работает на внешнем рынке и зарекомендовало себя авторитетным и надежным партнером, готовым к сотрудничеству с российскими и зарубежными партнерами и инвесторами по широкому спектру проектов создания эффективных изделий авиационной техники.
Поздравляя раменцев, будет, наверное, справедливым немного рассказать и о людях, судьба которых неразрывно связана с предприятием, которым РПКБ обязано своими успехами и свершениями.
Основателем, первым директором и главным конструктором РПКБ (с 1947 по 1980 год) был доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР Серапион Вениаминович Зеленков. Он более 30 лет руководил предприятием. Серапиону Вениаминовичу принадлежит честь и заслуга создания творческого коллектива единомышленников, навигаторов-первопроходцев, которые стояли у истоков отечественного авиаприборостроения. При нем Раменское приборостроительное конструкторское бюро прошло путь становления и развития и стало флагманом отечественной авионики.
Магнусов Валерий Сергеевич — руководитель и главный конструктор РПКБ с 1980 по 1991 год. Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР. Почетный авиастроитель, почетный гражданин Раменского района Московской области. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, «Знак Почета» и медалями. Под его руководством и при непосредственном участии разработаны и находятся в эксплуатации три поколения авиационных приборов, систем и комплексов авионики. Под его руководством решена задача создания первой в стране и одной из первых в мире комплексной системы навигации и бомбометания с использованием инерциальных систем и цифровых вычислительных машин. Предприятию в 1983 году была присвоена высокая награда Родины — орден Трудового Красного Знамени. Валерий Сергеевич продолжает трудиться главным консультантом и ученым секретарем Научно-технического совета РПКБ.
Джанджгава Гиви Ивлианович возглавляет предприятие сегодня, он руководитель РПКБ с 1991 года. С 1997 года — генеральный конструктор, генеральный директор ФНПЦ РПКБ, президент научно-производственного центра «Технокомплекс».
Г. И. Джанджгава — доктор технических наук, профессор, действительный член Академии технологических наук Российской Федерации и Международной академии информатизации, вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям РФ, член Совета директоров научных и промышленных предприятий г. Раменское, председатель попечительского совета развития высшего образования Раменского района Московской области.
Он является лауреатом Государственных премий СССР (1983 г.) и РФ (1996 г.), премии Правительства РФ (1997 г.), премий РАН им. академика Б.Н. Петрова (2001 г.) и им. академика А.Н.Туполева (2003 г.), национальной премии им Петра Великого (2003 г.), национальной премии «Золотая идея» (2004 г.), международной премии им. Сократа (2004 г.), имеет европейскую медаль «За полезные обществу труды» (2003 г.).
Гиви Ивлианович — почетный авиастроитель (1987 г.), заслуженный деятель науки РФ (1998 г.), почетный гражданин Раменского района Московской области (2000 г.).
Он известен и как крупный ученый, автор свыше 300 научных трудов и более 200 изобретений.
Под его руководством и при непосредственном участии ФНПЦ РПКБ выполнен целый ряд научно-исследовательских, экспериментальных и опытно-конструкторских работ, развивающих новые направления в науке и технике:
— разработаны и внедрены в эксплуатацию перспективные образцы инерциальных систем и навигационных комплексов для летательных аппаратов, создаваемых ОКБ Сухого, Микояна, Туполева, Ильюшина, Камова, Миля и др.;
— решены задачи создания сложных многоуровневых комплексов БРЭО на базе магистрально-модульного принципа и открытой архитектуры для новых и модернизируемых военных самолетов и вертолетов, беспилотных летательных аппаратов;
— разработаны концепция построения БРЭО и концепция «стеклянной кабины» для летательных аппаратов нового, пятого поколения.
Гиви Ивлиановичу принадлежит главная заслуга создания Научно-производственного центра «Технокомплекс». По его инициативе на базе ФНПЦ РПКБ в 1997 году был образован научно-производственный центр, который в настоящее время объединяет 20 авиаприборостроительных предприятий России. НПЦ «Технокомплекс», возглавляемый Г. И. Джанджгавой, стал одним из крупнейших и успешных в отрасли. «Технокомплексу» удалось за сравнительно короткий период по линии военно-технического сотрудничества успешно выполнить большие международные контракты, провести модернизацию российских самолетов по гособоронзаказу и создать высокотехнологичную продукцию мирового уровня.
http://www.redstar.ru/2007/06/0706/102.html