Красная звезда | Александр Тихонов | 22.05.2007 |
— Вопрос лишь в том, где взять образцовых сержантов, и чтобы таких было не считаные единицы, а на каждой сержантской (старшинской) должности…
— Сейчас мы вплотную подошли к решению этого вопроса. В соответствии с решением Верховного Главнокомандующего Владимира Владимировича Путина с 2009 года должна заработать Федеральная целевая программа по переводу сержантов и старшин, а также плавсостава подводных и надводных кораблей на контрактный способ комплектования (по этой программе планируется перевести на контракт порядка 65 тысяч сержантов и 21 тысячу матросов и старшин плавсостава). Кроме того, в программе будут участвовать все силовые ведомства, а, например, во Внутренних войсках МВД России численность младшего командного состава тоже немалая.
— Значит, программа потребует немалых затрат?
— По нашим подсчетам, нужно порядка 153 миллиардов рублей. Однако, как говорится, овчинка стоит выделки. Мы понимаем всю серьезность этой работы и ответственность, которая на нас лежит. К сожалению, ее не всегда понимают в других министерствах. Долгое время с Минэкономразвития и Минфином не удавалось согласовать проект программы. Хотя на этот счет все задачи были поставлены президентом, у данных министерств появлялись вопросы. Их позицию можно объяснить стремлением сэкономить бюджетные средства. Однако делать это надо в разумных пределах. И вообще я считаю, что на обороне страны экономить нельзя. Хочешь иметь боеспособную армию — надо в нее вкладывать.
11 мая этого года в ходе совещания с представителями Минфина и Минэкономразвития мы все согласовали. Начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенант Лукин готовит соответствующие документы, чтобы после письменного их согласования с этими двумя министерствами направить проект программы в Правительство РФ. Подготовительный период этой программы Минобороны РФ предлагает провести в 2008 году, в ходе которого должно быть возведено жилье, завершено строительство учебных полей, чтобы с исполнительного периода можно было массово набирать личный состав.
Осуществить перевод сержантов и старшин на контракт необходимо как можно быстрее, чтобы вылечить наконец-то нашу армию от старой головной боли: решить вопросы соблюдения законности и правопорядка, воинской дисциплины, обучения и воспитания личного состава.
— Каково сейчас соотношение численности военнослужащих по призыву и солдат (матросов), и сержантов (старшин) по контракту?
— С 1 января 2008 года мы переходим на 12-месячный срок службы, и к этому времени солдат (матросов) и сержантов (старшин) по контракту должно быть 70%, по призыву — 30%. Уже сейчас мы близки к этому соотношению.
— Где лучше отбирать контрактников: из запаса или из числа солдат и сержантов по призыву?
— Войсковая практика не дает однозначного ответа на этот вопрос. На мой же взгляд, лучше на контрактную службу брать зрелых военнослужащих, желательно семейных.
— Семейные контрактники без жилья надолго в армии не задержатся…
— При подведении итогов за 2006 учебный год у Президента РФ состоялся разговор с командующими войсками округов, флотов, заместителями министра обороны, в ходе которого Владимир Владимирович Путин согласился с тем, что все семейные военнослужащие по контракту должны быть обеспечены служебным жильем. А сейчас этот вопрос встал очень остро.
Еще в 2004 году, когда начинался эксперимент по переводу на контракт 76-й дивизии ВДВ, мы планировали обеспечить всех женатых контрактников служебным жильем. Это привязало бы их к службе, и оказывать влияние на контрактника, призывая служить хорошо и долго, стали бы не только командир, но и супруга этого солдата или сержанта.
К сожалению, тогда отдельные руководители государственного масштаба с этим предложением Министерства обороны не согласились, запретив нам это делать. Поэтому мы были вынуждены для размещения солдат и сержантов по контракту пойти по пути строительства казарм-общежитий кубрикового типа.
Повторю: лучше брать на контрактную службу уже сложившихся, состоявшихся семейных людей. Но для этого надо создать им условия: прежде всего обеспечить служебной жилплощадью и соответствующим денежным содержанием.
Если говорить о солдатах и сержантах по призыву, которые подписывают контракт, то с ними часто возникает проблема его продления. Зачастую вчерашний призывник подписывает первый контракт неосознанно, к моменту его окончания тоска по малой Родине берет свое, и задержавшийся на три года на военной службе молодой человек увольняется из армии. Однако контрактную армию, в которой 90% солдат и сержантов будут увольняться после первого контракта, никакое, даже очень богатое, государство содержать не сможет.
— Почему?
— Контрактная армия в сто раз дороже, чем состоящая из солдат и сержантов по призыву, и если нам постоянно надо будет вкладывать средства в обучение все новых и новых людей, а практически все подготовленные будут после первого контракта увольняться, никаких денег не хватит. В связи с этим основная наша цель — всеми способами заинтересовать людей, чтобы они служили по три-четыре контракта, дослуживались в конце концов до военной пенсии и только после этого увольнялись.
— За счет чего этого можно достичь?
— В первую очередь за счет повышения привлекательности военной службы. Кроме различных социальных льгот, должны регулярно повышаться воинские оклады, улучшаться социально-бытовые условия (возведение жилья, различных культурно-досуговых заведений в городках, где можно и спортом позаниматься и в конце концов зайти в бар кружку пива выпить). Вот когда все это будет реализовано, тогда военная служба станет привлекательной.
Кстати, мы не с чистого листа начинаем работу по переходу на контракт. США, создавая контрактную армию, лишь примерно к 1982 году смогли стабилизировать ситуацию. А на первых порах после войны во Вьетнаме в американскую армию собирали все отребье, не пригодное для гражданской жизни. Может, грубо сказано, но так и было. Затем по мере наращивания льгот, в том числе введения возможности получить бесплатное высшее образование, регулярного повышения денежного довольствия, улучшения социально-бытовых условий за 12 лет американцы смогли укомплектовать хорошую боеспособную контрактную армию.
— Какая сейчас у нас существует система социальных стимулов для возобновления контрактов с Министерством обороны?
— На мой взгляд, основные социальные стимулы — жилье, стабильная заработная плата и возможность бесплатно получить высшее образование.
Законодательная база для бесплатного получения солдатами и сержантами по контракту высшего образования у нас уже существует. А вот заработная плата, к сожалению, низка и практически ни в одном регионе не достигает размера тамошней средней зарплаты. Даже в небогатой Ивановской области, прежде жившей за счет ткацких фабрик, которые сейчас простаивают, солдат 98-й воздушно-десантной дивизии получает меньше, чем средняя зарплата по области. Однако служить солдатом, к тому же в десантной дивизии, гораздо тяжелее, чем работать на производстве. Вот и комплектуются Воздушно-десантные войска контрактниками в основном за счет солдат и сержантов по призыву. Так что необходимо постоянное повышение денежного содержания военнослужащих-контрактников.
— Наверное, это повышение должно быть более заметным?
— Согласен. К примеру, в прошлом году было повышено денежное вознаграждение за классную квалификацию. При этом класс мастера предусматривает повышение оклада по воинской должности на 10%. Однако с учетом размера оклада рядового в полторы тысячи надбавка составляет 150 рублей. Я считаю, это крайне мало и просто несерьезно.
— Обучать солдат и матросов — одна из первых обязанностей сержантов и старшин. При этом есть воинские специальности, особенно на флоте, научить которым рядовой состав очень не просто. Получается, уровень профессиональной подготовки самих младших командиров должен быть высоким: они должны знать непосредственно предмет обучения и к тому же обладать педагогическим мастерством. Не планируется ли в связи с этим открытие новых специальных учебных заведений для сержантского (старшинского) состава с годичным и более сроком обучения?
— Открытие специальных учебных заведений по подготовке сержантов (старшин) контрактной службы пока мы не планируем. У нас и сейчас существуют учебные соединения и части, которые обеспечены довольно приличной учебно-материальной базой и которую, подчеркну, мы постоянно наращиваем: продолжается поставка современных компьютерных тренажеров, других новейших технических средств обучения. Так что сейчас нужно контрактников — кандидатов на сержантские должности пропустить через эти учебные части, для того чтобы они усвоили разработанную специально для них программу.
Конечно, чтобы освоить специальности рядового состава на флоте и в авиации, где техника и вооружение в основном высоких технологий, нужна хорошая подготовка. Именно поэтому в Федеральной целевой программе по переводу сержантов на контрактный способ комплектования и предусмотрен перевод на контракт также плавсостава надводных и подводных кораблей ВМФ. И хотя эта программа рассчитана на 2009−2011 годы, мы стремимся к тому, чтобы плавсостав был переведен на контракт до конца этого года. В подводном флоте этот вопрос уже практически решен — к концу года на подводных лодках будут служить только контрактники. На надводных кораблях мы тоже к этому стремимся, хотя тут есть некоторые проблемы, обусловленные меньшим, чем у подводников, размером оплаты воинского труда.
— Зачем так спешить с плавсоставом?
— С 2008 года срок службы по призыву сократится до 12 месяцев. И матроса за этот срок обучить по специальности практически невозможно.
— А какие сроки перевода на контракт сержантского состава будут в Сухопутных войсках, ВВС, РВСН и КВ?
— Мы предлагаем сдвинуть срок завершения реализации программы до 2012 года, чтобы можно было провести полноценный подготовительный период. В то же время подчеркну, что полного перехода Вооруженных Сил России на контракт не планируется — примерно 30% военнослужащих на должностях рядового состава будут из числа призванных. Для сохранения в нашей стране мобилизационного ресурса определенное число молодых людей должны проходить службу в армии по призыву хотя бы год.