Русская линия
Красная звезда Владимир Пасякин12.05.2007 

Флагман «разминает мускулы»

К флагману Черноморского флота всегда внимание особое. В апреле, например, гвардейский ракетный крейсер «Москва», которым командует гвардии капитан 1 ранга Игорь Смоляк, несколько раз выходил в море, обеспечивая полеты палубной авиации ЧФ — вертолетов К-27. Причем выполнял роль «плавучего аэродрома» и днем и ночью.
Это была напряженная работа не только для экипажей вертолетного полка, которым командует полковник Владимир Ким, но и всего экипажа ГРКР «Москва», поскольку, кроме обеспечения полетов, крейсер выполнил целый ряд боевых упражнений, в том числе ракетных и артиллерийских стрельб. Старший на выходе командир соединения надводных кораблей контр-адмирал Олег Гарамов, находившийся на борту флагмана флота, отметил умелые действия экипажа «Москвы», его четкое взаимодействие с экипажами вертолетов, которые отрабатывали взлет и посадку на палубу крейсера. И в том, что черноморские авиаторы только за неполный апрель эффективно отработали семь летных смен (такого ранее не было), огромная заслуга «москвичей».
Пожалуй, весьма символично, что свой день рождения экипаж ГРКР «Москва» отметит 13 мая — в день рождения Черноморского флота. Крейсеру исполнится 24 года, флоту — 224. Свой день рождения, как и день рождения Черноморского флота, флагман флота встречает в полном расцвете сил. Как говорят, на боевом курсе. В полной готовности к решению любых поставленных задач.
ГРКР «Москва» вот уже с десяток лет — самый востребованный на флоте корабль. Пролистав только «Книгу почетных посетителей корабля» (начатой в 2000 году), проникаешься глубоким уважением и к создателям этого мощного ракетного крейсера, которому «мало» Черное море (если говорить о максимальной дальности стрельбы главного ракетного комплекса), и к экипажу, который, например, на отлично справился с ролью флагмана объединенной эскадры кораблей ЧФ и ТОФа во время похода в Индийский океан и совместных российско-индийских учений «Индра» с применением дальней ракетоносной авиации России.
ГРКР «Москва» больше, чем грозный крейсер, вызывающий уважение у военных моряков разных стран. Он при всей своей ракетно-артиллерийской мощи — посланник мира, ибо десятки раз с визитами дружбы заходил в иностранные порты. Его ракетная мощь отрезвляюще действует на «горячие головы», помогает нашим дипломатам в решении государственных вопросов, поддержании высокого авторитета России как великой морской державы.
На крейсере есть стенд, где помещены фотографии командиров этого корабля. С каждым из них мне довелось лично общаться, со многими из них выходил в море. Командирами флагмана флота назначаются лучшие, наиболее опытные и авторитетные офицеры ЧФ. И вовсе не случайно многие из прошедших ходовой мостик главного корабля флота стали адмиралами. В их числе контр-адмиралы Владимир Богдашин, Валерий Куликов, Алексей Железняков, Евгений Халайчев (был старшим помощником командира). А сколько сотен офицеров прошли прекрасную крейсерскую школу за четверть века службы сначала на РКР «Слава» (с 1983 года), а затем (с 1995 года) на ГРКР «Москва»! Этот корабль был инициатором социалистического соревнования в масштабе Вооруженных Сил СССР. На нем не единожды бывали министры обороны СССР и РФ, министры обороны других стран. Этот крейсер неоднократно признавался лучшим не только на ЧФ, но и в ВМФ СССР. Он участвовал в знаменитом советско-американском эксперименте, проходившем в Ялте, когда на его борт специально загружали ракету с ядерной боеголовкой, а ведущие ученые-физики двух стран испытывали аппаратуру обнаружения ядерных боеприпасов на борту корабля в трех вариантах: с вертолета, проезжающего мимо корабля автомобиля и карманного датчика, который мог занести на корабль имярек. Журналисты многих изданий ведущих стран (в том числе и «Красной звезды») освещали это знаковое событие. Крейсер стал средоточием международного внимания.
Так было и когда он ходил на Мальту для обеспечения рабочей встречи президентов США и СССР (на борту крейсера для них были приготовлены соответствующие каюты). Этот крейсер был кораблем-хозяином во время визита отряда кораблей ВМС США в Севастополь. И я помню высокую оценку командиров американских кораблей, побывавших в гостях на нашем РКР (в ту пору им командовал капитан 1 ранга Василий Васильчук, ныне начальник УПАСР ЧФ). А уж американцы, обладающие самым сильным военным флотом, знают толк в кораблях.
В летописи этого крейсера было немало ярких и масштабных страниц. И выйдя с помощью правительства Москвы из долгого ремонтного «плена» на Николаевском судостроительном заводе крейсер обрел свое второе рождение. Он получил гордое имя «Москва», звание гвардейского и «должность» флагмана Краснознаменного Черноморского флота.
Службой на крейсерах офицеры гордились во все времена, начиная с парусного флота. Гордятся службой на нем и поныне. Он и сегодня, как и 20 лет назад, в центре внимания. Достаточно сказать, что несколько раз на нем побывал Президент РФ Владимир Путин.
Прошлый учебный год был очень напряженным для «Москвы». В феврале ГРКР обеспечивал визит министра обороны РФ в Италию. Корабль был на Сицилии, заходил в порт Мессину, где российских моряков чтят и поныне за спасение местных жителей после страшного землетрясения. А еще совершил два деловых захода: в сирийский порт Латакию и турецкий Стамбул. Крейсер принял участие в совместных учениях с ВМС Турции «Черноморская гармония». А еще вместе с кораблями ВМС стран НАТО участвовал в Средиземноморье в «Активных усилиях». Осенью крейсер, возглавив отряд кораблей, куда вошли большие десантные корабли (БДК) «Азов», «Цезарь Куников», сторожевой корабль «Пытливый», участвовал в учениях в юго-восточной части Черного моря. Так что наплаванность у крейсера большая.
Недавно в экипаж прибыло пополнение — три десятка молодых матросов. Это предмет особого внимания командиров и офицеров-воспитателей, ведь нужно как можно быстрее ввести их в строй.
— А есть ли в экипаже посланцы Москвы? — с таким вопросом я обратился к заместителю командира крейсера по воспитательной работе гвардии капитану 2 ранга Сергею Соломахе.
— Есть, конечно, — говорит заместитель командира, — их около полутора десятка человек, раньше было больше. И, к сожалению, не все из них добросовестно служат…
Из дальнейшего разговора выяснилось, что некогда серьезное и очень нужное морякам шефство столицы России над еще противолодочным крейсером «Москва» (его уже давно списали, но с него-то и началась новая эпоха шефства регионов России над ЧФ) ослабло в последние годы. Впрочем, это тема отдельного обстоятельного разговора. Пока ясно одно: надо возрождать прежние добрые связи экипажа с Москвой. Правительство столицы России очень многое сделало и продолжает делать для Черноморского флота в целом. Это еще раз наглядно показал недавний визит московской делегации во главе с Юрием Михайловичем Лужковым, в ходе которого были торжественно открыты «Дом Москвы» в Севастополе на главной площади города, отремонтированный на деньги Москвы Матросский клуб, построенные жилые дома, спортивный комплекс с 50-метровым бассейном в Черноморском филиале МГУ имени М.В. Ломоносова… Огромные и важные проекты выполняют военные строители флота при финансовой поддержке правительства Москвы. И в этом «громадье планов» экипаж ГРКР «Москва», по мнению его командования, оказался некоторым образом в тени. Это если сравнивать помощь москвичей ПКР «Москва» и ГРКР «Москва». Впрочем, и времена поменялись. Закончилось время развала и безденежья, когда черноморцы месяцами не получали денежного довольствия. Сегодня флот, в том числе и его флагман, намного крепче стоит на ногах.
— В прошлом году к нам прибыли десять лейтенантов, — свидетельствует командир корабля, — в позапрошлом — двенадцать. Причем есть такие, кто буквально рвался на крейсер. У нас стажировался пятикурсник из Санкт-Петербургского ВМИ имени Петра Великого (бывшее училище имени М.В. Фрунзе) Александр Тарасенко. Обстановка на крейсере ему очень понравилась, и он сделал все, чтобы после выпуска попасть на «Москву». Сейчас гвардии лейтенант Тарасенко — командир электронавигационной группы, успешно сдал зачеты на допуск к самостоятельному управлению подразделением, быстро освоился с обязанностями и уверенно влился в коллектив. Это показательный и далеко не единичный случай.
Командир крейсера отметил добросовестную службу мастера военного дела командира дивизиона гвардии капитан-лейтенанта Андрея Зайцева, командира зенитно-ракетного дивизиона гвардии капитана 3 ранга Олега Кернера, который служит на крейсере с лейтенантов, заместителя командира боевой части связи по воспитательной работе гвардии капитан-лейтенанта Григория Трухана, командира катера гвардии мичмана Сергея Куклина, начальника БИП гвардии мичмана Дмитрия Черняка, в недавнем прошлом воина-контрактника, командиров отделений старшин контрактной службы Михаила Сердюка, Вячеслава Дулиду… Добросовестных, высокопрофессиональных моряков-гвардейцев в полутысячном экипаже предостаточно.
Я покидал «Москву» вместе с командиром дивизии надводных кораблей (куда входит крейсер) контр-адмиралом Олегом Гарамовым — опытным потомственным флотским офицером, который держит свой штаб и должностной флаг на ГРКР «Москва». Пока добирались на катере до Минной стенки, разговорились. Конечно, поинтересовался его оценкой и крейсера, и командира «Москвы». Олег Юрьевич высоко отозвался о гвардии капитане 1 ранга Игоре Смоляке, характеризовал его как грамотного, требовательного и в то же время внимательного к людям офицера, настоящего хозяина высокого командирского мостика флагмана.
Приятно было услышать такую оценку, ведь несколько моих встреч с командиром флагманского корабля оставили после общения с ним самые хорошие впечатления. Высоко оценил действия командира в море и старший прошлогоднего средиземноморского похода заместитель командующего ЧФ вице-адмирал Василий Кондаков. Начало того похода стало экстремальным для корабля: в февральском Черном море крейсер попал в сильнейший шторм, достигавший 6 баллов. Пришлось принимать серьезные меры для безопасного плавания корабля. И здесь роль старшего помощника ГРКР «Москва» Игоря Смоляка трудно переоценить. Командир, как и положено, — на мостике, а вездесущий старпом — на десятках боевых постов. Как только прошли Черное море — новый экзамен…
— Босфор закрыли для прохода, поскольку видимость была нулевая, — вспоминает Игорь Смоляк, — но мы-таки получили «добро» на проход проливной зоны. И сразу попали в экстремальную обстановку. Первое время шли, можно сказать, на ощупь, не было видно берегов, а значит, отсутствовали ориентиры, на которые обычно берем пеленги для точного определения места корабля. Вся надежда на локацию. А это очень сложный, даже рискованный экзамен. Но отступать было нельзя. «Добро» получено, к тому же надо было выполнять план перехода, ведь проход проливов заказывают на определенное время, которое согласуется на межгосударственном уровне…
К своей середине Босфор сужается. С одной стороны, хорошо — даже в туман становятся видны берега, а значит, ориентиры. Но с другой — сокращается место для маневра.
Наверное, Бог услышал обращенные к нему молитвы моряков, и к середине пролива туман потихоньку начал рассеиваться. К этому времени открыли движение по Босфору для остальных судов.
Игорь Смоляк об этом умалчивает, но я думаю, что за время штормового перехода Черного моря и пролива Босфор он потерял не менее 2−3 килограммов веса. Зато как старпом экзамен выдержал с честью. Как и весь экипаж. Расчет ГКП, боевой информационный центр, механики, готовые в любую секунду застопорить или, наоборот, увеличить ход, работали как единый четко отлаженный механизм. Словом, адреналина и командир гвардии капитан 1 ранга Александр Щербицкий, и старпом Игорь Смоляк хлебнули сполна уже в самом начале плавания. Зато получили боевой настрой на весь поход. И опыт, который не купишь ни за какие деньги.

http://www.redstar.ru/2007/05/1205/201.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика