«Красная звезда» уже сообщала о визите во Владивосток отряда кораблей ВМС Индии, кульминацией которого стали совместные антитеррористические учения «Индра 2007». Подробности — в материале наших корреспондентов.
Трудности перевода
В чем не откажешь индусам, так это в умении по-восточному рационально и мудро распоряжаться своим историческим наследием. Казалось бы, триста лет безраздельного британского господства должны были отвадить от всего английского любую нацию, но только не обитателей Индостанского полуострова, под копирку перенявших у «ненавистных» колонизаторов флотскую организацию, флаг и даже командные слова. Благо, что последовательный перевод с хинди на английский подчас приобретает специфический, пестрый, как сама разноплеменная Индия, колорит.
Так, название корвета «Кутар», пришедшего вместе с собратьями в бухту Золотой Рог, можно разобрать как острый край, лезвие бритвы или клинок — ошибки не будет. Усвоив национальные лингвистические особенности, танкер «Джиоти», дословно — «несущий свет», наши моряки окрестили «Светлячком» — такое имя судну с двадцатью тысячами тонн дизельного топлива на борту острым на словцо тихоокеанцам показалось более симпатичным.
Особняком и, как мне показалось, несколько заносчиво держались «вожди» родоплеменных союзов — раджпутов («Рана») и сингхов («Ранджит»). Величественную «королевскую» процессию замыкал флагманский «Майсор». Присваивать боевым кораблям имена своих крупных административных центров индусы стали относительно недавно, с закладки новейшей серии эсминцев. Дабы ими уже не «крутили» и не переиначивали.
На вкус и цвет…
Во всем Владивостоке и его окрестностях не сыскать лучшего индийского ресторана, чем «Бомбей». Потому как марку держат. Это теперь, попав сюда, я могу, не опасаясь конфуза, заказать любые яства, после чего, небрежно бросив — данивад, что значит спасибо, вконец расположить к себе обслугу. Но так, поверьте, было не всегда.
Особенности национальной кухни довелось постигать в компании наблюдателей. В тот день в качестве основного блюда на обеденный стол командного состава индийского эсминца с помпой было водружено блюдо с отваренным рисом. По соседству расположились кастрюльки с бобовым соусом, тушеной капустой брокколи с картошкой и мучным в пряном молочном соусе. Обильно сдобренные пряностями индусские изыски следовало заедать румаси рути — нечто среднее между лавашем и блинами, запивая холодной водой. Разнообразно, необычно, вкусно, но, увы, не питательно. Вот почему по возвращении на «Шапошников», вдоволь «напоствовавшись», вся компания дружно навалилась на тушеную картошку с мясом, более надежную и привычную.
Продукты питания, редкие специи, маринады и, как выяснилось, даже питьевую воду индийцы постарались привезти с собой. И лишь опустошенный за время морского путешествия запас бананов индийские снабженцы пополняли во Владивостоке. И, прямо скажем, капитулировали перед нашими ценами.
— В Индии на один рубль можно купить два банана. Здесь же стоимость килограмма бананов сопоставима со стоимостью сотни тропических фруктов на моей родине, — недоумевал один из индийских офицеров.
За морем не только бананы, но и телушка бывает с полушку. Да целковый ей перевоз.
Назад, в СССР
Доктор Абдул Комал Азад и адмирал Суреш Мехта приветствовали всякого, кто волею случая оказывался в кают-компании «Раны». Не лично господин президент Индии и главнокомандующий всеми ее военно-морскими силами, а разумеется, только их портреты. Замени индийских официальных персон нашими — и вот вы уже находитесь на отечественном корабле. Ощущение это усиливает вывешенная тут же картина с писанным маслом среднерусским пейзажем.
— Нет, это не Россия, — возвращает меня к действительности выступивший в роли гида старший офицер корабля. — К тому же приобрели мы ее весьма далеко отсюда, в Брунее.
Затеряться во времени и пространстве и вправду немудрено. До февраля 1982 года данный эсминец был известен как «Губительный». Ходил под советским военно-морским флагом и «Ранджит» («Ловкий»), пока в ноябре 1983 года также не был передан в распоряжение ВМС Индии. С той поры в Индийском океане утекло много воды. Однако и теперь советская школа кораблестроения в немалом авторитете у индусов. Даже построенный на верфях Мумбая в 1999 году «Майсор» на поверку оказался нашпигованным артиллерийскими системами, реактивными бомбометными установками, зенитно-ракетными установками и другим современным российским оружием. Кстати говоря, противокорабельными ракетами «Уран» его оснастили даже раньше, чем этот комплекс был испытан, адаптирован и принят на вооружение в родном Отечестве.
Впрочем, имеются и различия. Смешанная с песком серая краска, коей по обыкновению индусы покрывают палубу своих кораблей, до минимума сводит скольжение в свежую погоду. В то время как колер внутренних помещений выдержан в бело-зеленых тонах. Главное же отличие, как мне кажется, состоит в том, что сошедшие со стапелей тридцать лет назад и более «старички» до сих пор содержатся в безупречном техническом состоянии.
По большому счету строительство национального флота в Индии напоминает создание автомобильной промышленности в какой-нибудь третьей стране. Начав несколько десятилетий назад с прямых закупок кораблей, постепенно развернув на своих предприятиях производство отдельных систем и механизмов, индусы на сегодняшний день уже вплотную приблизились к замене иностранных образцов вооружения и военной техники собственными перспективными разработками. Так, допустим, вместо П-15 «Термит» эсминцы проекта 61-МЭ уже получили ракеты РJ-10 «Брахмос». Одновременно с этим индийские специалисты продолжают сканировать рынок, не считаясь с затратами, перенимая все лучшее и передовое в области военного кораблестроения, в результате чего на учениях «Индра 2007» было широко представлено вооружение английских, американских и французских производителей. А потому нам ничего не оставалось, как посмотреть на плоды столь оригинальной международной интеграции в действии.
К общему знаменателю
…БПК «Адмирал Шапошников» подвергся внезапному нападению «террористов». Получив сигнал бедствия, корабли ВМС Индии незамедлительно высылают на выручку россиянам мобильную группу спецназа. И вот уже, высыпав на вертолетную палубу «Шапошникова», индийские коммандос спускаются в машинное отделение, поднимаются в ходовую рубку, где, играючи разобравшись с «преступниками», освобождают условно оказавшийся в «заложниках» экипаж. В свою очередь российские десантники, пусть не столь экзотически оснащенные, но от того не менее решительно настроенные, высадившись с Ка-27 на один из индийских эсминцев, убедительно демонстрируют навыки по его зачистке от «террористов».
— Все прошло до неприличия тихо и скромно, — комментирует итоги рейда своего подразделения старший лейтенант Иван Ковалевский. — Готовились пошуметь, набив рожки холостыми, но пострелять не дали. Выходит, поверили.
По завершении показательного выступления спецназа наиболее красочная и динамичная часть учений уступает место монотонной работе на боевых постах, у скрытых от постороннего взгляда экранов локаторов, станций управления оружием и машинами. С этого момента от моряков требовались выдержка, терпение и предельная концентрация внимания. Как, например, при обслуживании гидроакустических станций.
У гидроакустического буя такое же назначение, как у поплавка рыболова, — вскрывать подводную обстановку. Рассыпав с воздуха на обширной акватории моря такие поплавки-буи, совместный отряд приступает к «рыбалке». Наконец, «выстрелив» радиосигналом, один из радиобуев указывает — лодка здесь! Среди тех, кто приступает к сканированию сверхчувствительными приборами водной толщи в засвеченном секторе, подчиненные старшего лейтенанта Олега Голубева. Однако и подводники всеми своими действиями показывают, что не согласны с ролью обреченных — то и дело ставят помехи, ложные цели, меняют позицию, пытаясь затаиться. В чем-то им это удается. На их стороне сложная гидрология, какая бывает в Японском море весной. Однако подготовка противолодочников также оказывается на высоте. Цель обнаруживается и классифицируется. В общей сложности десять часов продолжалась выматывающая игра в прятки, из которых сорок минут гидроакустической группе Голубева удавалось поддерживать с лодкой устойчивый контакт. В военное время это означало бы однозначное уничтожение субмарины.
Если кому не обязателен тонкий слух, так это артиллеристам. Тем не менее и в грохоте орудий нужно уметь понимать своего товарища с полуслова. Лучшего способа, чем укладка боезапаса в автоматические питатели, по мнению командира батареи универсального калибра старшего лейтенанта Александра Акимочкина, и придумать сложно. В подбашенном отделении батареи, где проходит тренировка, тесно, жарко, душно. Став в цепочку, матросы принимают снаряды из элеватора. Каждый весом в сорок килограммов. Очень скоро тельняшки на ребятах становятся мокрыми от пота. Успокаивает то, что тем же самым заняты в эти минуты боги войны на индийским «Майсоре», где установлена однотипная артсистема. И там, очевидно, термографы фиксируют повышенную разгоряченными телами температуру. Тем не менее расчеты старшин 2-й статьи Олега Лихачева и Евгения Чугунова укладываются в нормативы своевременно. В решающий момент снаряд за снарядом без задержек подаются к орудию. Следуя строем кильватера, российские и индийские корабли шквальным огнем накрывают щитовую мишень.
Поступает новая вводная, и в соответствии со сценарием учений совместный отряд, последовательно меняя курс, скорость и дистанцию, маневрирует, выполняет схожие с вологодскими кружевами перестроения, не теряя хода и не выпадая из ордера даже тогда, когда район учений неожиданно окутывает вязкий туман.
— Взаимопонимание у нас с индусами полное, — поясняет командир дивизиона живучести «Маршала Шапошникова» капитана 3 ранга Владимир Инюшин. — Потому как обучались в одних и тех же военных училищах, где осваивали по сути своей идентичные машины и механизмы.
Точно так же о своих иностранных коллегах отзывались штурманы, ракетчики, связисты и другие играющие ключевую роль на кораблях специалисты, некогда проходившие обучение в нашей стране и теперь обслуживающие оборудование российского производства. Ну, а язык, на котором говорят профессионалы своего дела, как известно, самый надежный и точный.
Step of step
— Сегодня мы не только способны в случае необходимости прийти на выручку друг другу, но и готовы к проведению куда более ответственных и сложных в оперативно-тактическом плане мероприятий, — подчеркнул на итоговой пресс-конференции заместитель командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирал Сергей Авраменко, осуществлявший общее руководство «Индрой 2007».
От тихоокеанцев не раз приходилось слышать, что индийские моряки — идеальные партнеры для ратной учебы. Мол, отношения с ними построены на доверии и взаимоуважении, от чего с индусами мы чувствуем себя более уверенно. Нет опасности попасть впросак, и в то же время отсутствует необходимость во что бы то ни стало демонстрировать свое превосходство.
И все-таки соперничество было. Пусть негласное, не на профессиональном уровне, а только в социально-бытовом плане. Сама обстановка подталкивала к общению, приводя к невольному сравнению условий для жизни и службы в наших странах. Скажем, индийские офицеры в обязательном порядке обеспечиваются служебным жильем. Кроме того, у них есть право приобрести на льготных основаниях квартиру или дом. Полный соцпакет военнослужащего распространяется и на членов его семьи, включая предоставление мест в школах и детских садах, как правило, расположенных в военных городках. В среднем индийские офицеры флота получают 700 долларов США в месяц, что, принимая во внимание низкие потребительские цены в этой стране, выводит их в число одной из высокооплачиваемых категорий населения. Можно даже говорить о том, что в известной своей социальной иерархией Индии с течением времени появилась новая каста — военные моряки.
Словом, сравнение сложилось не в нашу пользу. Так, на хлеб насущный тратится львиная доля жалованья офицера-тихоокеанца (в среднем от 15 до 20 тысяч рублей в месяц). Еще трудней семейным и тем из них, кому приходится снимать жилье. В той же бригаде противолодочных кораблей ТОФ, где командиром капитан 1 ранга Андрей Нелидин и корабли которой выступали на учениях принимающей стороной, собственными квадратными метрами обеспечены не более пяти процентов офицерского и мичманского состава. Официально оплачиваемая денежная компенсация за поднаем составляет 400 рублей, тогда как ежемесячно приходится выкладывать 7.000 и более целковых. Вот такая невеселая арифметика. Изменится ли она в пользу россиян? Хотелось бы верить, что через два года, когда корабли этого соединения вновь отправятся на очередные учения серии «Индра», проблем у каперанга Нелидина и его подчиненных поубавится. Если не числом, так значением.
http://www.redstar.ru/2007/05/1105/306.html