Красная звезда | Андрей Гаравский | 04.05.2007 |
Возрождению отечественного судостроения в России уделяется самое пристальное внимание. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что за сравнительно небольшой период времени прошло четыре совещания по этому вопросу с личным участием Президента нашей страны Владимира Путина. Так, 1 ноября 2006 г. и 9 марта 2007 г. состоялись совещания «По вопросам развития отечественного судостроения», а 22 марта с.г. проведено совещание «О создании Объединенной судостроительной корпорации и изменении статуса отдельных судостроительных предприятий». В среду, 2 мая с.г., в судостроительной отрасли произошло еще одно важное событие: в Мурманске проведено совместное заседание президиума Госсовета и Морской коллегии по вопросам развития инфраструктуры морского транспорта и арктической транспортной системы.
Как отмечается в докладе рабочей группы Госсовета по вопросам развития инфраструктуры морского транспорта РФ, наиболее острые проблемы развития морского транспорта страны связаны со снижением тоннажа и старением судов национального флота. Более 90 процентов новых судов, построенных для российских судовладельцев за последние 10 лет, зарегистрированы под иностранными флагами.
Россия по объему внешней торговли морем занимает 5-е место в Европе и входит в десятку ведущих стран мира. При этом собственным морским флотом Россия обеспечивает лишь 4 процента объема внешнеторговых морских перевозок. В этой связи предлагается принять комплекс мер по стимулированию использования грузовладельцами судов под российским флагом в перевозке внешнеторговых грузов Российской Федерации.
Развитие российских портов и смежной транспортной инфраструктуры происходит неравномерно. Накопились значительные различия по уровням технологичности и капитализации портовых узлов. Наблюдается дисбаланс в загрузке российских портовых мощностей: причальные терминалы Санкт-Петербурга и Новороссийска перегружены, а порты Северного, Каспийского и Дальневосточного бассейнов имеют избыточные мощности. Инвестиции последних лет в строительство новых и модернизацию существующих терминалов не обеспечили сокращения разрыва между спросом на портовые мощности и их предложением. Темпы роста грузовой базы, особенно контейнерных грузов, выше, чем прирост терминальных мощностей.
Эффективное решение этих проблем может быть осуществлено через механизм разработки и реализации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на период 2010—2015 годы». На базе особых портовых экономических зон необходимо создать региональные морские порты-хабы, обладающие развитой инфраструктурой для концентрации, распределения и качественного обслуживания транспортных потоков.
Необходимо разработать и реализовать меры по созданию Дальневосточного кластера морского транспорта. В число таких мер входит создание Российской судоходной компании с участием государства, базы строительства и ремонта флота, укрупненного Дальневосточного государственного морского образовательно-научного комплекса на базе Морского государственного университета им. Г.И. Невельского. Надо проработать вопрос и о создании управляющей компании по развитию Мурманского транспортного узла.
Высказал свое мнение по ряду вопросов на заседании и Владимир Путин. Президент России заявил, что морские суда, принадлежащие российским судовладельцам, должны ходить под российским флагом.
На сегодняшний день Россия контролирует более 1,5 тыс. судов. Их общий дедвейт — около 15 млн. тонн, однако 60,3 процента этого тоннажа перевозится под «удобными» для российских судовладельцев иностранными флагами и количество таких судов постоянно растет. По сравнению с началом 1990-х годов оно увеличилось почти в 4 раза. Средний возраст судов, которые ходят под иностранными флагами, — около девяти лет, а тех, которые ходят под российским флагом, — более 24-х лет.
«Мы должны создавать все условия для поэтапного перехода судов под российский флаг. Такую работу надо начинать, не откладывая, с учетом предложений, которые прозвучат здесь», — отметил Владимир Путин.
Он напомнил, что принято важное решение о создании Объединенной судостроительной корпорации, что должно изменить к лучшему ситуацию в судостроительной отрасли, которая сегодня находится не просто в кризисе, а в упадке. За последние 15 лет флот морских пароходств сократился в 4,8 раза. К примеру, уже не существует Балтийского пароходства, а флот Дальневосточного сократился почти на 66 процентов. Все эти факты говорят о том, что проблемам морского флота еще уделяется недостаточно внимания.
Также в ходе заседания Владимир Путин заявил о необходимости создания координирующего органа по работе в арктической зоне — национального Арктического совета, который возглавит председатель Правительства России. Главу Арктического совета следует наделить полномочиями по выработке политики страны по закреплению ее интересов в этом регионе и по развитию в нем нашей деловой активности.
Шла речь и о том, что нашей стране нужен современный ледокольный флот для эффективного использования Северного морского пути — национальной судоходной магистрали России. Его длина — 3,5 тыс. морских миль, в прошлом году по нему было перевезено более 2 млн. тонн грузов. Из Гамбурга в Иокогаму по Северному морскому пути доставка грузов займет 20 суток, а не 33, если следовать через Суэцкий канал. Сейчас Россия имеет семь атомных ледоколов для обеспечения движения по Севморпути. Поскольку действующие ледоколы будут выбывать из эксплуатации, предусматривается закладка ледоколов нового поколения в атомном и дизельном вариантах после 2012 года.
Символично, что в ходе рабочей поездки Владимир Путин поднялся в капитанскую рубку нового российского атомного ледокола «50 лет Победы» (на снимке). Он оставил в книге почетных гостей ледокола следующую запись: «Поздравляю с началом работы. Атомный флот — это прежде всего высококлассные специалисты. Желаю удачи».