Красная звезда | Роман Фомишенко | 25.04.2007 |
«Тайгер», «Фалькон» и другие
— Скажите, четыре комплекта и 26 специалистов — это много или мало?
— Учитывая международный опыт подготовки и применения сил (в нашем случае скафандров) для оказания помощи аварийной подлодке, лежащей на грунте, и для выполнения других подводно-технических работ закупленных скафандров достаточно. Что касается специалистов… Здесь положение дел определяется скорее не их количеством, а качеством подготовки.
Освоение скафандров на флотах в полном объеме не завершено. Это связано, в первую очередь, с поэтапной отработкой пилотов скафандров на различных глубинах и «текучестью» кадров. В настоящее время можно говорить о готовности наших специалистов к работам на глубинах до 100 метров.
Подготовка пилотов для работы на глубинах 300 и более метров требует не менее 2,5−3 лет. Далее следует период поддержания соответствующей натренированности пилота скафандра или техника.
— Значит, закупить технику — еще только полдела?
— Можно сказать и так. Все дело в том, что техника, закупленная в 2001—2003 годах и приобретенная совсем недавно отличается между собой. Необитаемые телеуправляемые аппараты «Веном», «Тайгер», «Осмотр», «Обзор» успешно освоены специалистами УПАСР. В отношении того же комплекса «Пантера» ситуация иная. Во-первых, мы получили его только в 2006 году. Времени прошло немного. Во-вторых, он значительно сложнее по устройству и эксплуатации. И, в-третьих, «Пантера» — полностью мобильная техника, за которой должен штатно закрепляться расчет специалистов. Такого штата у нас пока нет. Сейчас заканчивается цикл принятия в эксплуатацию этой техники. Как только это произойдет, мы подойдем к этапу «открытия штатов». А это ни много ни мало 14 офицерских, мичманских и матросских должностей. То есть какое-то время уйдет на подбор людей. Цикл обучения кандидатов займет еще около 45 суток.
С освоением комплектов нормобарических скафандров другие особенности. Три из них установлены на спасательных судах стационарно и обслуживаются специалистами, которые несут на них службу. Один комплекс — мобильный вариант — находится в 40-м ГНИИ Минобороны РФ и перекрывает Балтику.
Все экипажи подготовлены, но, как я сказал выше, только к работам до глубины 100 метров. Почему? Потому что пилоты должны иметь серьезную наработку по времени на каждой глубине. Для того чтобы допустить их к работам на максимальной глубине в 365 метров, пилотам необходимо отработать в скафандре 350 часов. Вот и набирается в среднем 3 года. За это время совершенствуется прежде всего морально-психологическая подготовка специалиста. Ведь с каждым десятком метров меняются среда, видимость, другие внешние факторы, которые обусловливают эффективность работы на глубине. И торопиться здесь никак нельзя.
К сожалению, в этом году нам не профинансировали очередной курс обучения под руководством специалистов канадской фирмы «Оушен Ворд». Они, собственно, и начинали обучать наших пилотов. Сегодня их знания и опыт очень необходимы в подготовке руководителей расчетов и преподавательского состава. Это прежде всего специалисты 40-го ГНИИ, где традиционно проходят подготовку пилоты и техники со всех флотов, и 328-го экспедиционного аварийно-спасательного отряда. Сегодня наша главная задача — научить своих специалистов самостоятельно готовить расчеты нормобарических скафандров. Пока у нас только три таких специалиста.
— Василий Валентинович, три года по нынешним временам — достаточно продолжительный срок. Есть ли гарантия, что через два-три года подготовленный специалист не уволится в запас или не перейдет в гражданские структуры, где заработная плата значительно выше?
— Мы постарались учесть в подготовке расчетов и этот момент. Тут и соответствующие организационно-штатные мероприятия, и достаточно высокая оплата за практические погружения в скафандрах. В октябре 2006 года удалось решить вопрос о нормировании оплаты труда пилотов нормобарических скафандров, определив размеры вознаграждения за погружения. Не стану называть абсолютные цифры. Но, скажем, пилот скафандра, который проходит службу на Камчатке, получает вдвое больше начальника УПАСР. В целом же оплата зависит от количества проработанных часов на конкретной глубине.
— То есть кадровая проблема сегодня остро не стоит?
— Остро — нет. В прошлом году, впервые за несколько лет, мы набрали в Военно-морской инженерный институт два класса водолазов. То есть скоро мы получим не 18−20, как обычно, а 40−45 подготовленных водолазов-глубоководников.
Помимо этого мы поддерживаем свой состав за счет мичманов, которые обучаются в водолазных школах. Среди них проводим соответствующий отбор и затем уже доводим кандидата до уровня водолаза-инструктора или водолаза-глубоководника (свыше 60 метров) по своей программе в 328-м отряде и школе водолазов в Севастополе.
С матросами, которые проходят службу по призыву, пока также особых проблем нет. Но, как известно, с 1 января срок службы для них будет составлять не 1,5, а всего 1 год. А у нас только курс обучения в водолазной школе рассчитан на 8 месяцев.
— Как же быть?
— Выход один: плотное взаимодействие с военкоматами и школами РОСТО, где юноши могли бы проходить «нулевой», базовый цикл подготовки. С учетом этого момента и новых программ подготовки, которые мы уже разработали, курс обучения можно сократить до 4−5 месяцев.
Другой вариант — служба по контракту. Как пример приведу спасательное судно Черноморского флота «Эпрон». На этом корабле весь экипаж военный, все водолазы-глубоководники здесь «контрактники».
— Но «контрактник» — это не только достойное денежное содержание, но и жилье, социальные льготы…
— С теми, кто служит на кораблях, в этом отношении проще. Есть где жить, есть где питаться. А вот в береговых частях, в аварийно-спасательных партиях действительно надо и об общежитиях думать, и о столовых, и о прочих атрибутах цивилизованного быта.
Проблема есть. Но и ее можно при желании решить. Там, где командир готов всерьез поддержать своих подчиненных, бытовые трудности решаются своевременно.
— Василий Валентинович, насколько я знаю, очень многих хороших водолазов УПАСР лишился в то время, когда под сокращение попали суда — носители глубоководных водолазных комплексов. Удалось ли восполнить те потери?
— При тех сокращениях не просто уходили классные специалисты. Некоторое время поддержанием штатной численности водолазов просто не занимались. В последние пять лет тенденцию удалось кардинально переломить, и сегодня мы имеем оптимальный численный состав.
Спасаем «аварийную ПЛ»
— Василий Валентинович, не так давно состоялась церемония приема в состав УПАСР автономного глубоководного аппарата третьего поколения «Русь» (АС-37). Скажите, как в целом шла работа над созданием единого комплекса «спасательное судно СС-750» — автономный глубоководный аппарат «Русь»?
— Поисково-спасательный комплекс «СС-750» — АГА «Русь» спроектирован в Санкт-Петербургском конструкторском бюро «Малахит» и построен на ФГУП «Адмиралтейские верфи» по заказу ВМФ. Первый этап государственных испытаний «Руси» проходил на Балтийском море с 16 ноября по 1 декабря 2005 года. В ходе испытаний были выявлены существенные упущения в вопросах обеспечения герметичности забортных разъемов. После соответствующей доработки испытания продолжились в ноябре и декабре 2006 года. В частности, были выполнены два глубоководных погружения на глубины более 3.000 м. При необходимости же «Русь» способна погружаться на глубины до 6.000 метров.
— А на какой стадии находится переоборудование киллекторного судна «КИЛ-143» СФ в спасательное? Насколько я помню, именно благодаря этому проекту планировалось закрыть брешь на Северном флоте, где до сих пор нет спасателя с глубоководным водолазным комплексом.
— В 2002—2003 годах для переоборудования киллекторного судна «КИЛ-143» в спасательное судно немецкой фирмой-строителем был разработан технический проект по техзаданию, выданному ВМФ России. Ориентировочная стоимость переоборудования оценена в 35 млн евро. Решение о выделении этих денежных средств Правительством Российской Федерации пока не принято.
— И что это значит?
— Это значит, что в случае чего мы не сможем опустить ни одного глубоководника. Для работы водолаза на глубине до 60 метров не нужен глубоководный водолазный комплекс (ГВК). Он дышит обычным воздухом, а значит, может работать с любого спасательного буксира или судна, имеющего на своем борту барокамеру. А вот при погружении на глубину свыше 60 метров водолаз дышит азотно-гелиево-кислородной смесью. Готовить ее можно только с помощью ГВК.
Немцы высказали готовность провести все переоборудование за один год. То есть в 2004 году, спустя всего четыре года после трагедии с «Курском», мы получили бы современный спасатель с глубоководным водолазным комплексом и системой динамического позиционирования. Север бы мы закрыли на сто процентов! К сожалению, этого не произошло. За семь лет мы так и не смогли убедить правительство в необходимости выделить нам эти 35 миллионов…
Была надежда, что к 2009 году мы построим для Северного флота новое поисково-спасательное судно «Игорь Белоусов». По ряду причин срок сдачи этого корабля сдвинулся на 2011 год. Не исключено, что сроки будут еще раз изменены.
Кто заменит старичков?
— То есть новые корабли только заменят «ветеранов», но никак не укрупнят спасательные силы?
— Да, никакого «прироста» мы не получим. Не все так радужно, как хотелось бы, но все, по крайней мере, решаемо…
Хочется отметить, что в 2004 году в состав СФ принято головное водолазное судно проекта 11 980, по своим характеристикам значительно превосходящее водолазные суда постройки 1970−1980-х годов. Здесь и немецкие двигатели, и новейшая водолазная техника, и достойные бытовые условия. Но еще раз повторяю: с него мы можем работать на глубинах не более 60 метров. Суда проекта 11 980 больше предназначены для технических работ в доках, на причалах, на различных подводных сооружениях, глубины которых 20−30 метров. В настоящее время также ведутся работы по созданию нового спасательного снаряжения подводника (ССП) со сроком принятия на снабжение ВМФ в 2009 году. Данное снаряжение будет совмещать достоинства отечественного ССП (возможность выхода из аварийной ПЛ различными способами и из условий давления в отсеке до 10 атмосфер), принятого на вооружение в 1980 году, и снаряжения Мк-10, применяемого ВМС иностранных государств, включая страны блока НАТО (малые габариты и вес, простота использования).
В целом же с учетом существующего финансирования в ближайшее время существенных изменений в развитии поисково-спасательных сил ВМФ не предвидится.
«Матчасть» — это полбеды. У нас, например, экипаж спасательного судна Северного флота «Титов» в прошлом году провел в Белом море все 12 месяцев. За переработку гражданскому персоналу мы не платим, компенсируем дополнительными сутками к отпуску. Так у каждого этих отпусков почти по году набралось!
— Как же быть?
— Иметь на каждом флоте хотя бы по два спасателя. Допустим, на Северном флоте у нас есть спасательные суда «Рудницкий» и «Титов». А на Камчатке, например, у нас только один спасатель оборудован аппаратом-носителем.
Сотрудничество
От С-80 к К-159
— Как сообщали СМИ, утонувшую в Баренцевом море в августе 2003 года во время буксировки подводную лодку К-159 попытаются поднять спасатели министерства обороны Великобритании. Почему мы обратились за помощью к иностранным спасателям? Будут ли привлекаться силы УПАСР ВМФ РФ?
— Ничего здесь «закрытого» нет. У англичан имеется опыт таких операций, поэтому логично, что именно с ними МЧС РФ и Министерство обороны РФ в лице УПАСР ВМФ прорабатывают проект судоподъемной операции.
С участием трех сторон организован мониторинг затонувшей субмарины в июле 2007 года. Великобритания будет представлена гидрографическим судном «Альянс» с необитаемым телеуправляемым аппаратом «Чирокки», МЧС — специальным судном динамического позиционирования и специалистами дозиметрического контроля. УПАСР ВМФ будет работать силами нескольких групп подводно-технических работ. В том числе расчетом комплекса «Пантера Плюс».
После завершения мониторинга будет приниматься решение о подъеме подлодки или ее захоронении. Принципиальный момент — является ли сегодня лодка радиационно-опасной.
Другой существенный момент — состояние самой лодки и ее положение на грунте. От этого будет зависеть, сможем ли мы закрепить на корпусе лодки специальные захваты, которые позволят поднять лодку к днищу баржи-транспортировщика. По такой схеме, к слову, поднимали в свое время подлодку С-80.
На единые стандарты