Красная звезда | Мария Григорьева | 27.04.2007 |
— Кто предлагал создать факультет? Верующие?
— Таких было не более 10%. Остальные просто решили поучаствовать в возрождении традиции. Начальником академии стал всеми уважаемый и любимый генерал-полковник Ю. И. Плотников. На военном совете было решено не только создавать такие факультеты в ракетных вузах, но и строить храмы в гарнизонах. Так что ныне в воскресных школах при этих храмах обучаются уже дети наших воспитанников.
— Но ведь вопрос о введении института военного духовенства еще обсуждается, а получается, что в ракетных войсках взяли и все уже сделали.
— Да, во всех наших дивизиях служат священники, архиереи приезжают.
— Кто стоял у истоков создания факультета, разрабатывал программы?
— Знаменитые пастыри и богословы! Приснопамятный протоиерей Феодор Соколов, настоятель Преображенского храма в Тушино, протоиерей Артемий Владимиров, настоятель Акуловского храма Покрова Богородицы протоиерей Валериан Кречетов. Деканом Его Святейшество назначил протоиерея Димитрия Смирнова. Отец Димитрий и прочел первый курс лекций. А я был назначен его заместителем, будучи прежде заместителем главнокомандующего ракетными войсками по военным учебным заведениям.
Особенность нашего факультета заключается в том, что весь историко-культурологический курс мы проводим в стенах академии. А религиозное обучение — в храме, во время богослужения и после него. Эти занятия проходят в храмах Кремля и Патриаршего подворья в Зарядье. Настоятелем подворья был — Царство ему Небесное — игумен Иосиф (Шапошников). Заместителем декана — полковник В. Шестаков, ныне он священник — отец Вячеслав.
— Как относятся к этому предмету слушатели?
— С большим интересом. Кто-то воцерковляется в течение первого года или двух. Человек начинает понимать, что без помощи Божией он становится рабом греха. Изучение православных дисциплин оказывает глубокое воздействие на человека. Наши воспитанники становятся достойными офицерами.
— У вас и девушки учатся. Кстати, вы рассказывали, что у вас есть крестные дочери…
— Да, пятеро. Все в капитанском звании. Их окормляли отцы Димитрий Смирнов, Артемий Владимиров, Алексий Яковлев, игумен Иосиф. Сейчас у моих крестниц прекрасные семьи. Уже появились «крестные внуки». Ходят в церковь, причащаются, знают молитвы. Я жене говорю: «Вот у меня один сын, зато пятеро дочек».
— А что вы сами преподаете?
— Курс «Духовные основы ратного служения» вместе с подполковником спецназа внутренних войск Владимиром Александровичем Фирсовым. Он окончил Военный институт политработников, воевал в Афганистане и Чечне. Его слушают, не шелохнувшись, так как он тоже прошел путь от неверия к вере. Еще там, в боевой обстановке, спецназовцы просили его помолиться о них. На лекциях он говорит, что некоторые солдаты, побывавшие в «горячих точках», спились, сошли с ума, стали наркоманами, кончили жизнь самоубийством. Война — это нелегкое испытание, выдержать такое напряжение может не каждый. Единственный путь к спасению — вера, исповедь и причастие.
Умом Бога не познаешь. Надо стремиться не только знать о православии, но и стать православным. Ведь можно овладеть православной терминологией и тем не менее не стать верующим.
— Вера приходит через сердце. А как было у вас?
— Скажу откровенно: я пришел в храм двадцать лет назад ради своего сына. Была перестройка, смутные времена, я задумался: вот моя жена — инвалид, случись что со мной — как он будет жить дальше? Я почувствовал, что нужна опора. Неподалеку от нашего военного городка находился храм, где служил отец Валериан Кречетов. Как-то моей жене стало очень плохо, она буквально умирала. Была она некрещеная. Мы ее окрестили, вскоре батюшка нас повенчал. И ей стало намного легче. А казалось, положение безвыходное…
И мы с сынишкой стали ходить в церковь. Отец Валериан не настаивал, чтобы мы приходили именно к нему. Он благословил ездить в Лавру, и мы ездили на раннюю литургию. Исповеди писали с сыном вместе. Вставали в четыре часа утра, чтобы успеть к семи. Едем, я читаю молитвы и каноны, а сынок дремлет у меня на коленях. Дети ведь любят Бога, тянутся к Нему. Они так умеют молиться! Надо не мешать, а помогать этому. Сейчас сын уже большой, окончил нашу академию, служит в Калининграде…
В помещении факультета недавно прошел ремонт. На стенах, на полках и подоконниках — иконы, в окна светит яркое апрельское солнце. Наша беседа с полковником К.Г. Сергеевым близится к концу. И я думаю: если бы каждый из отцов взял сына за руку и привел бы к Святой Чаше, то не было бы у нас ни беспризорщины, ни наркомании, ни «дедовщины».
Осознать, как далеко мы удалились от Бога, — это в конце концов полдела. Пора и возвращаться в Отчий дом, пока еще окончательно не погибли.
Декан факультета православной культуры Академии РВСН имени Петра Великого, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов:
— Современная армия в идеале должна восприниматься и как единая семья, и как школа жизни, и как школа культуры. Если рассматривать армию как институт воспитания и образования, то можно утверждать, что она приносит огромную пользу обществу и государству. Армия должна и может стать для военнослужащих и семьей, и школой, учащей их добру, дающей знания, воспитывающей в культурном отношении, приобщающей традициям, без чего невозможно представить духовно здоровую, нравственно полноценную личность.
Нравственно-воспитательное воздействие Церкви на военнослужащих происходит не только с помощью богослужений и Таинств, но и посредством приобщения молодых людей к сокровищнице отечественной православной культуры. Традиционно в русской армии воспитанием военнослужащих занимались священнослужители Православной Церкви, укрепляя у воинов чувства любви к Отечеству, преданности национальным культурным традициям и идеалам.
Нравственная сила армии обеспечивается прежде всего за счет надлежащей системы воспитания. Трудами командиров, офицеров-воспитателей, приходящего к ним на помощь духовенства армия, в том числе ее учебные заведения, готовящие офицерские кадры, призвана стать местом духовного, нравственного, умственного и физического развития личности. Если это удастся сделать, то в каждой семье родители будут стремиться к тому, чтобы их сыновья шли на службу в Вооруженные силы.
Очень важно и полезно осмыслить свое прошлое, обратившись к изучению православного духовного наследия, являвшегося на протяжении столетий важнейшим фактором, определявшим культуру, мировоззрение, государственный и духовный потенциал русского народа.
Культурный человек — это не только человек знающий и воспитанный, но и человек нравственно ответственный, который в любой момент может поддержать ближнего, не дать тому оступиться, и уж тем более не способствующий его нравственному падению.
Факультет православной культуры при академии ракетных войск стратегического назначения всеми силами стремится исполнить стоящие перед ним высокие задачи по воспитанию духовно и культурно развитой личности современного офицера, несущего нелегкую службу в столь важных войсках, с честью исполняющего человеческий и гражданский долг.