Русская линия
Красная звезда Олег Горупай27.04.2007 

Южный Кавказ: в круге первом

«Единственное, что интересует меня на Кавказе, — это железнодорожная магистраль, по которой из Баку доставляется нефть. Мне наплевать, если местные жители будут резать друг друга на куски», — говорил в начале прошлого века тогдашний министр иностранных дел Великобритании лорд Бальфур. Сегодня Кавказ стал зоной повышенной активности ведущих западных держав, интересы которых простираются также на Ближний Восток и Центральную Азию. Причем эти интересы, как и во времена Бальфура, не имеют ничего общего с содействием национально-демократическим процессам и укреплением политической независимости закавказских стран.

Американский интерес


Самые энергичные шаги по проникновению на Кавказ, распространению на него своего политического, экономического и военного влияния предпринимают США. Связано это прежде всего с американской энергетической политикой, направленной на уменьшение зависимости от ближневосточной нефти, отведение центральноазиатских энергоресурсов от России и Китая по южному маршруту через Афганистан и Пакистан к Персидскому заливу, а ресурсов Каспия — по основному экспортному трубопроводу из Баку через Грузию и Турцию. Так, в марте 1999 года американским конгрессом был принят «Акт о стратегии Шелкового пути». В нем, в частности, говорится о поддержке «экономической и политической независимости стран Южного Кавказа и Центральной Азии», которые могли бы своими нефтью и газом «уменьшить энергетическую зависимость США от ненадежного Персидского залива». Следовательно, по мнению эксперта информационно-аналитического центра МГУ Алексея Уразова, Каспийский регион и Южный Кавказ как его неотъемлемая часть изначально рассматривались Вашингтоном как потенциальный мировой резерв, который будет задействован в случае истощения запасов углеводородного сырья в других природных кладовых, подконтрольных США, либо в случае изменения общемировой ценовой конъюнктуры.
Кроме того, США рассматривают Южный Кавказ в качестве одного из важнейших регионов в решении «иранской проблемы». В случае если Вашингтон попытается решить ее силовым путем, то Южный Кавказ будет использован американскими военными в качестве удобного плацдарма на северной границе Ирана. Так что в настоящее время перспективы Южного Кавказа, а также будущее значение кавказского фактора в мировой политике и экономике находятся в прямой зависимости от того, каким образом будут складываться отношения между США и Ираном.
Другая приоритетная задача американской политики на Южном Кавказе заключается в нейтрализации влияния России и Китая как в регионе, так и в соседней Центральной Азии. Эти регионы не только граничат друг с другом, но и неразрывно связаны между собой — Кавказ, помимо природных ресурсов, представляет собой уникальный транспортный коридор, соединяющий Европу и Азию. Оба они исключительно важны для дальнейшего укрепления США на Азиатском континенте как в контексте сохранения глобального лидерства, так и в плане американской политики в отношении Китая и России. Формирование же политических режимов стран Южного Кавказа и Центральной Азии с прозападной ориентацией, с независимыми (или относительно мало подвергающимися внешнему влиянию России и Китая) выходами на экономические рынки Запада открывает для США реальные перспективы по формированию плацдарма для наращивания давления как на Пекин, так и на Москву. В то же время создание между Россией и Китаем «санитарного коридора» с политико-экономическим присутствием США ведет к существенному ограничению влияния РФ и КНР в мире. Однако без закрепления своих позиций на Южном Кавказе, в частности в Азербайджане и Грузии, дальнейшая экспансия США в Центральной Азии может оказаться весьма уязвимой.

«Кавказский авианосец»


Не так давно администрация Джорджа Буша опубликовала «стратегический план» внешней политики США на 2007−2012 годы. В указанном документе говорится, что Российская Федерация оказывает экономическое и политическое давление на Грузию из-за того, что сама хочет контролировать инфраструктуру и стратегические планы этой страны. Согласно документу в течение ближайших 5 лет главным приоритетом для США будут «консолидация демократических реформ», гарантированные места в евроатлантическом сообществе для стран Южного Кавказа. «Мы стремимся к консолидации новой демократии в Грузии в результате борьбы с коррупцией и проведения экономических реформ. Страны, подобные Грузии, пытаются забыть свое советское прошлое и стремятся к евроатлантическим институтам, и мы должны поддержать их и оказать им всяческую помощь», — говорится в «стратегическом плане» внешней политики США.
Ставка на Грузию не случайна. Оставим в стороне разговоры о демократии, коррупции и экономических реформах. Судя по всему, все это для отвода глаз, так как еще в 2005 году тогдашний верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе американский генерал Джеймс Джонс самым откровенным образом высказался о целях военно-политической стратегии США в Закавказье, а именно о концепции «передового базирования» американских вооруженных сил. У грузинского правительства уже есть договор с американцами от 2002 года, в соответствии с которым США могут размещать на территории Грузии все, что им заблагорассудится, и вводить любой военный контингент. В благодарность Вашингтон за последние годы предоставил Тбилиси помощь, включая и военно-техническую, более чем на 1,3 млрд. долларов.
По утверждению эксперта Вано Туманишвили, американское военно-морское командование преследует задачу создания системы логистики для ВМС США на Черноморском побережье Грузии. Она была поставлена еще в 2005 году, однако конкретные работы в этом направлении либо откладывались, либо сталкивались с серьезными техническими проблемами. В марте 2007 года Грузию вновь посетили представители американского Европейского командования и ВМС США, изучающие возможности создания порта-базы для обслуживания военных кораблей патрульного характера. Предполагается, что наряду с базированием кораблей данного класса порт будут посещать транспортные корабли и корабли среднего класса. По имеющимся у Туманишвили сведениям, США и Великобритания намерены в ближайшее время выступить с инициативой осуществлять совместно с ВМС Грузии патрулирование в Черноморском бассейне с целью обеспечения общей безопасности судоходства и создания фильтра транспортировки наркотиков и других запрещенных грузов. Однако стремление Вашингтона усилить свое влияние в этом регионе обосновывается прежде всего стремлением обезопасить транспортный коридор нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и желанием иметь тыловые базы в случае силового решения иранской проблемы. В связи с этим сам собой напрашивается вывод о том, что США намерены обеспечить в ближайшие годы Тбилиси роль своего «непотопляемого авианосца», склада и госпиталя в регионе.
Причем для решения этой задачи Вашингтон намерен пристегнуть и НАТО. Как известно, недавно обитатели американского Капитолийского холма проголосовали за принятие Грузии и Украины в состав Североатлантического альянса, а также о выделении этим странам финансовых средств для подготовки к вступлению в него. Президент Буш подписал соответствующий документ. Считается, что формально речь уже идет о присоединении Украины и Грузии к Североатлантическому альянсу. Подобная перспектива горячо поддерживается официальным Тбилиси.

Давление через НАТО


Жесткий прессинг со стороны США и НАТО уже давно испытывают на себе также Азербайджан и Армения. При этом основное внимание Белым домом сейчас уделяется Азербайджану как государству, являющемуся транзитным звеном для транспортировки каспийских энергоносителей на Запад через геополитическую «щель» (Грузию) между Россией и Ираном. Баку отводилось и отводится значимое место в программе НАТО «EUCOM Transformation» (перемещение в страну американских войск), совместной программе США, Казахстана и Азербайджана «Каспийская охрана» («Caspian Guard Initiative»), программе военно-воздушных сил США глобального продвижения по малым военным базам «Лиловая подушка» («Lily pad», создание в центральном Азербайджане трех баз подскока: Кюрдамира, Насосной и Гуюллаха), а также в программе строительства США в регионе объединенной ПРО и ПВО американских войск «Кавказнет» (стационарные и мобильные радиолокационные станции). По заказу правительства США компания «Washington Group International» уже соорудила две радиолокационные станции.
Кроме того, в рамках индивидуального плана партнерства с НАТО новейшей техникой будут оснащены ВМС и пограничная служба Азербайджана. Как заявил Рино Харниш в бытность свою послом США в Баку в интервью американскому агентству AFP, «Вашингтон уже выделил 30 млн. долларов на усовершенствование береговой охраны Азербайджана. Теперь США намерены потратить 135 млн. долларов в рамках программы „Каспийский страж“, которая предусматривает улучшение состояния ВМС Азербайджана и Казахстана».
Как видим, «обхаживание» Баку со стороны Вашингтона весьма активное. Однако официальные власти Азербайджана не торопятся в жесткие объятия Вашингтона. Баку отказался предоставлять свои военные аэродромы другим государствам. «Азербайджан никогда не создаст возможностей и условий для использования каким-либо зарубежным государством своей территории против соседних стран», — говорится в заявлении минобороны Азербайджанской Республики. Отказано США и в размещении на территории страны элементов ПРО. На данном этапе Азербайджан пока не предпринимает каких-то существенных шагов для того, чтобы как можно быстрее интегрироваться в структуры НАТО. Более того, на прошедших в начале апреля мероприятиях, посвященных 15-летию установления дипломатических отношений между Азербайджаном и Россией, замминистра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов заявил, что наши страны не должны стать конкурентами на энергетическом рынке. При этом он подчеркнул, что в Баку рассматривают Россию как дополнительную возможность на энергетическом рынке и есть взаимовыгодная основа для развития сотрудничества в этой области.
Что касается Армении, то она строит свою внешнюю политику на принципе обеспечения «равновесия» между разными военно-политическими блоками, чьи интересы непосредственно касаются Кавказского региона. Ереван проводит пророссийскую политику, так как она в наибольшей степени отвечает государственным интересам Армении на современном этапе. Вашингтон демонстрирует все возрастающее недовольство тесным сотрудничеством между Арменией и Россией, сотрудничеством Еревана с Минском в военно-технической области, а также интенсивным развитием армяно-иранских отношений. Администрация Джорджа Буша все больше дает понять республике, что дальнейшие перспективы ее отношений с США зависят от той поддержки, которую готова оказать Армения американской политике в регионе. По информации американского посольства в Ереване, за годы независимости США предоставили Армении в качестве финансовой помощи около полутора миллиардов долларов. Армения была второй после Израиля страной, получающей от Америки наибольшую помощь на душу населения.
Американские и натовские представители не раз заявляли о необходимости вывода российских Вооруженных Сил из Армении. В частности, по словам спецпредставителя Североатлантического альянса Роберта Симмонса, их присутствие якобы нарушает квоты Армении, определенные Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Однако российское военное присутствие в Армении — не только гарантия безопасности этой небольшой республики, но и фактор, который обязательно учитывается западными политиками в их геостратегической игре на «большой шахматной доске» Евразии.
Именно это особенно раздражает США. Этим объясняются все более настойчивые их призывы к Еревану потребовать от Москвы убрать свою военную группировку из Армении. За это Еревану обещают блага наподобие открытия границы с Турцией и экономического процветания в будущем. По мнению политолога Всеволода Ягужинского, если в Армении после майских (2007) выборов все же поддадутся усиленному нажиму Запада и пойдут на вывод российской военной группировки, результатом этого будет только одно: блокада со стороны Турции останется прежней, зато поле внешнеполитического маневра Еревана предельно сузится. Армения, подобно соседней Грузии, всецело перейдет на положение заложницы политики США.
Есть ли свои интересы на Южном Кавказе у России? Безусловно, есть. Причем весьма многогранные. В частности, сегодня российская заинтересованность в регионе едва ли не в первую очередь определяется вопросами безопасности. Закавказье неразрывно связано с российским Северным Кавказом. Любой всплеск нестабильности по ту сторону Кавказского хребта непременно сказывается и на ситуации в южных регионах России. Поэтому реализация геополитических, геостратегических целей Москвы на Южном Кавказе должна предполагать прежде всего умение управлять системами национальных интересов государств региона таким образом, чтобы они не только не выходили за рамки государственных интересов нашей страны, но и в максимальной степени соответствовали им. При этом как минимум должна быть определена и разработана система российских приоритетов в государствах Закавказья как часть общенациональной политики с учетом всего многообразия и особенностей кавказской действительности.

http://www.redstar.ru/2007/04/2704/305.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика