Русская линия
Независимое военное обозрение Виктор Литовкин20.04.2007 

«Долгорукого» вывели в шампанское
В России одиннадцатый год строят атомный подводный крейсер стратегического назначения

В Северодвинске (Архангельская область), на заводе «Севмашпредприятие» проведен первый за последние семнадцать лет символический спуск на воду подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Юрий Долгорукий». Субмарину с задрапированным пером кормового руля и винтовой группы медленно вывели на тележках из стапельного 55-го цеха в осушенный пока бассейн, торжественно разбили о борт бутылку шампанского и с гордостью объявили о полной готовности корабля к швартовым и ходовым испытаниям. Произошло это в присутствии высоких московских гостей — первого вице-премьера правительства Сергея Иванова, главкома ВМФ адмирала флота Владимира Масорина, советника президента по военно-промышленной политике Александра Бурутина, заместителя министра обороны по вооружению генерала армии Алексея Московского и мэра Москвы Юрия Лужкова.

ДОЛГИЙ ПУТЬ К ОКЕАНУ


Присутствие на этой торжественной церемонии Юрия Лужкова было не случайным. Именно столичный градоначальник 2 ноября 1996 года вместе с тогдашним руководителем администрации президента Анатолием Чубайсом заложили закладную доску крейсера, который должен был вступить в боевой строй ВМФ еще в 2002 году. Но этого не случилось.

Причин тому много. Но главное — не заладилось со стратегическим ракетным комплексом, предназначенным для субмарины. По проекту его основой планировали сделать глубоко модернизированный твердотопливный комплекс Р-39 (РСМ-52 или SS-N-20 Sturgeon, по западной классификации) «Барк», начало разработок которого относится аж к 1982 году для самых больших в мире подводных крейсеров 941-го проекта «Тайфун». Но ракета, созданная миасским государственным ракетным центром «КБ имени академика Макеева», как говорят специалисты, «не полетела». Все три ее официальных испытания на полигоне в Неноксе, на берегу Белого моря закончились полной неудачей. Она взрывалась почти сразу же после старта практически на глазах у руководителей Минобороны и ракетной промышленности.

Специалисты до сих пор спорят, почему не пошел «Барк». Они вспоминают, что в советские годы на «временные неудачи» с испытательными пусками никто не обращал серьезного внимания. Тогда отстреливали до 30−40 ракет с самыми разными результатами, прежде чем выносили по ним вердикт.

Но в конце прошлого века морской «ядерный щит» рушился буквально на глазах, из боевого состава выводили одну за другой субмарины со стратегическими ракетами на борту, прекратили производство жидкостных морских стратегических ракет РСМ-54 (SS-N-23 «Skiff»), которыми вооружались основные ударные силы нашего подводного флота — крейсера проекта 667БДРМ класса «Дельфин» («Delta-IV»). Тогда военные руководители, в числе которых был и министр обороны маршал России Игорь Сергеев, приняли волевое решение: «Барк» закрыть, начать проектирование и производство другой ракеты РК-30 «Булава-30» (SS-NX-30).

Разрабатывать ее конструкцию поручили Московскому институту теплотехники, который даже в условиях тотального безденежья сумел запустить в серию новый наземный стратегический ракетный комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (SS-27). Предполагалось, что «Булава» будет максимально унифицирована с «Тополем-М», что поможет сэкономить время и солидные финансовые средства, необходимые для такой работы. Но так как МИТ никогда не делал морских ракет, в соавторы и в соисполнители «Булавы» ему назначили все тот же ГРЦ «КБ имени академика Макеева».

«Юрия Долгорукого» пришлось спешно переделывать под новую ракету, что тоже затянуло время его создания. А заодно и повысило стоимость работ. По словам заместителя председателя военно-промышленной комиссии Владислава Путилина, цена разработки выросла за это время по сравнению с проектной в семь раз. А в 2007 году на его разработку в рамках Гособоронзаказа выделено 742 млн. рублей, а на строительство самого корабля 4,92 млрд. А всего на него, по неофициальным сообщениям, уже потрачено более 23 млрд. рублей.

ОТ РСМ-52 ДО РК-30


Но пока строили «Долгорукого», техническая готовность которого на сегодняшний день составляет 82%, на заводе в Северодвинске заложили еще два корпуса таких же крейсеров — «Александра Невского» и «Владимира Мономаха». Правда, в отличие от предшественника, на них должно быть установлено не 12 ракет «Булава-30», а шестнадцать. «Булава» спроектирована, как и «Барк», с десятью разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН), но по весу запланирована гораздо легче, чем модернизированная РСМ-52. Новое время — новые материалы, более совершенная электроника, как в самой ракете, так и в ее ядерной боевой части…

К уникальным качествам «Булавы» можно отнести и такую возможность, как гарантированное преодоление существующей и перспективной системы ПРО. Ее боеголовки, как и боеголовки «Тополя-М», умеют летать к цели с гиперзвуковой скоростью по непредсказуемой траектории. Это, в частности, и о ней говорил президент России Владимир Путин, когда подчеркивал, что у нашей страны есть ракеты, «которым, что есть ПРО, что нет ее, — все равно».

Однако и с «Булавой-30» возникли проблемы. Из пяти ее пусков четыре закончились неудачей. Последняя произошла 24 декабря прошлого года. Директор и генеральный конструктор Московского института теплотехники и генеральный конструктор «Булавы» Юрий Соломонов объясняет неудачи с испытаниями ракеты объективными сложностями создания новой высокоинтеллектуальной техники и субъективным фактором — «откровенным разгильдяйством, связанным с несоблюдением технологической дисциплины при изготовлении и освоении новых разработок». А глава Роскосмоса Анатолий Перминов (его ведомство отвечает за процесс создания новой ракетной техники для нужд обороны) говорит, что для постановки «Булавы» на вооружение потребуется выполнить не пять-шесть испытательных пусков, а как минимум 12−14.

РАНО БИТЬ В КОЛОКОЛА


Тем не менее бывший начальник 4-го НИИ Минобороны России, занимавшегося ядерным планированием, генерал-майор в отставке Владимир Дворкин, сам неоднократно принимавший участие в испытаниях стратегических ракет, заявил обозревателю «НВО», что «неудачные пуски БРПЛ „Булава“ на начальном этапе летных испытаний — это настолько обычное явление при отработке новых стратегических ракет, что никак не заслуживает искусственно поднятого в СМИ волнения». «Насколько мне известно, — сказал генерал, — технологические и конструктивные причины отказов выявлены и устраняются, а эффективность доработок должны подтвердить последующие испытания».

Фактически с Владимиром Дворкиным солидарен главнокомандующий ВМФ Владимир Масорин. «Мы знаем, где были „больные места“ у ракеты, — заявил он. — И надеемся, что мы их вылечили». Следующий испытательный пуск, сообщил адмирал, запланирован на июнь 2007 года. Правда, заместитель министра обороны по вооружению генерал армии Алексей Московский назвал другую дату — июль.

Но как бы там ни было, а «Булава-30» на вооружение еще не принята. Впрочем, Владимира Дворкина это не очень тревожит: по его словам, крейсер «Юрий Долгорукий» пока «будет проходить ходовые испытания, в ходе которых появится возможность без всякой спешки выявить и устранить все технологические и конструктивные дефекты, неизбежные на головном корабле нового проекта». «Потенциал ядерного сдерживания России никоим образом не пострадает, даже если „Юрий Долгорукий“ с „Булавой“ выйдет на боевое патрулирование на год-два позже», — заявил генерал.

http://nvo.ng.ru/forces/2007−04−20/3_submarin.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика