Независимое военное обозрение | Александр Савинкин, Игорь Домнин | 21.04.2007 |
УНИКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ
Научность, идейная сила и глубина, высокий нравственный заряд, блеск и выразительность мысли, блестящий и понятный русский язык — все это также характеризуют отечественную военную классику. А ведь именно от данных свойств в немалой степени зависят отношение к познаваемому предмету, доверие к высказанным аргументам и постулатам. Из уст классиков истина воспринимается проще и весомее.
Напомним лишь незначительную часть имен тех, чьи труды и мысли до сих пор не утратили «свежести и здравия», «солидности и блистательности»: Петр Великий, Петр Шувалов, Петр Румянцев, Александр Суворов, Федор Ушаков, Денис Давыдов, Николай Медем, Павел Нахимов, Дмитрий Милютин, Ростислав Фадеев, Генрих Леер, Михаил Драгомиров, Николай Обручев, Степан Макаров, Николай Михневич, Дмитрий Масловский, Карл Войде, Евгений Мартынов, Александр Незнамов, Николай Кладо, Алексей Баиов, Александр Геруа, Андрей Снесарев, Александр Свечин, Николай Головин, Антон Керсновский, Евгений Месснер и др. Даже элементарное знакомство с их идеями способно возбудить любовь к военному делу и науке, гордость за героическое прошлое своей армии и державы, подлинно-патриотические чувства.
Кроме прочего, наша классика возвращает нам также исконный понятийный аппарат, в советские времена ушедший из научного, профессионального оборота. Сколь естественны и содержательно глубоки такие термины, как «военная культура», «государственная оборона», «философия войны», «идейная подготовка армии», «военная система», «военное сознание», «военная идеология», «душа армии», «моральный дух войск», «военно-морская идея» и множество других.
Невозможно перечислить всех «подсказок», приготовленных для нас мудрыми предшественниками. Да этого и не нужно. Просто давно пора осознать, что после справедливого устранения марксистско-ленинского учения о войне и армии образовавшийся вакуум по праву должна заполнить прежде всего национальная военная классика как основа формирования военного сознания и мировоззрения наших Вооруженных сил.
Воистину нам есть чем вдохновляться и на что опираться в деле возрождения оборонного могущества. Необходимо только признать духовное водительство лучших наших военных умов, превратить их учение в единую систему «идейного верования», научиться сверять каждый свой шаг с их заповедями, уроками и указаниями истории. И относиться к своему идейному наследию столь же бережно, любовно и прагматично, сколь, например, немцы и китайцы относятся к своему.
ОТ ЧАСТНОГО ПОЧИНА К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПОДХОДУ
Это, безусловно, не их вина — их беда. Ведь и в советских военных вузах не существовало таких специальных дисциплин, как «Отечественная военная мысль», «История Российской армии», «Национальное военное искусство». Полководческое (флотоводческое) идейное наследие также никогда специально не изучалось.
Сотнями тысяч, даже миллионами экземпляров издавались военные и иные произведения Маркса, Энгельса, Ленина. И стояли эти тома с чужеродной идеологией в каждой ротной ленкомнате. Десятилетиями генералы, офицеры, прапорщики, курсанты штудировали классиков марксизма-ленинизма, не ведая о великолепном классическом наследии своей родной армии.
Сегодня мы живем в новой России. Но отечественная военная классика по-прежнему не является настольной книгой офицера. Нет ей подобающего места и в программах подготовки современных военных кадров. Офицеров, не читающих, не изучающих Суворова, Давыдова, Драгомирова, Свечина, Снесарева — сколько угодно. Откуда же взяться национальному военному сознанию, творческому и творящему духу, современной «науке побеждать»?
Много лет, пытаясь поставить вопрос о внедрении в учебно-воспитательный процесс (академий, училищ, войск) нашей же военной классики, мы слышим о неимоверной плотности учебных программ, невозможности перегружать их «историей» и прочая, и прочая. Звучит неубедительно. Советская военная школа в профессиональном плане вряд ли уступала нынешней: готовила прекрасных мотострелков, танкистов, артиллеристов, ракетчиков, летчиков, моряков, десантников. И при этом сотни часов уделялись «научному коммунизму», «истории партии», «партийно-политической работе». На все хватало времени. А сегодня его нет на самое главное? Видимо, все дело в недостатке понимания и воли. А понимания, между прочим, нет и оттого, что отсутствуют знания в этой области — классика игнорируется. Круг замкнулся.
Изучение русской военной классики (в контексте, конечно же, уроков отечественной военной истории!) должно быть поставлено на самый высокий уровень. Модель ее освоения — предмет особого разговора. Конечно, все не так просто, но при желании абсолютно решаемо. В конце концов это же и вопрос престижа, долга, чести, национальной гордости.
Не менее серьезная проблема — доступность классических трудов. В массе своей они раритетны, пользоваться ими могут немногие. Нужны их современные переиздания, с соответствующими комментариями и пояснениями. И в этом важном деле нам не надо начинать с нуля. Благодаря «самопочинной» деятельности отдельных издательско-исследовательских коллективов за последние годы удалось наладить выпуск качественной военно-классической литературы.
Суммарный тираж вышедших томов уже составил свыше 60 тыс. экземпляров. В результате действия благотворительной программы Библиотеки-фонда «Русское зарубежье» (директор В.А.Москвин) почти половина этих книг поступила в военные библиотеки академий и некоторых училищ, просочилась даже в отдельные соединения, части, военкоматы, передана профессорско-преподавательскому составу, многим офицерам.
Подобная работа, казалось бы, — факт отрадный. Но это явно не тот масштаб, который сегодня требуется. Дело ведется на основе частного почина, несколькими лицами, чрезвычайно медленно, без серьезной пока заинтересованности государства и при минимальной поддержке (без этого было бы совсем печально) военного ведомства. При таком подходе львиная доля усилий, времени тратится не на творчество, а на борьбу с обстоятельствами, на бесконечный и унизительный поиск спонсоров и «благодетелей», нескончаемый процесс убеждения в необходимости серьезного изучения классики всех тех, от кого зависит решение этого важного вопроса. Да и печатается пока она небольшими гражданскими издательствами, которые не обязаны, не в состоянии (с какой стати?) жертвовать на армию (и все же жертвуют в силу своей «отечественности»).
Между тем российский офицер не только должен, но и имеет право знать родную классику. Не все же ему слышать имена Сунь-цзы, Клаузевица, Мольтке, которых теперь все чаще цитируют наши военные ученые и руководители. Мировую военную мысль знать, безусловно, необходимо, но не изучать при этом отечественную — стыдно.
Постоянно испытывая мытарства, связанные с изучением и изданием русской военной классики, приходится, сколь это ни грустно, констатировать, что у нашего нового государства вообще отсутствует какая-либо стратегия военного книгоиздания, снабжения своей армии необходимой (серьезной, позитивной) литературой. Безразличное отношение к военной книге символизируют и приниженное положение знаменитого в прошлом Воениздата (с мощной торговой сетью, доходящей до каждого гарнизона), и даже ликвидация известного магазина «Дом военной книги» в центре Москвы, на Садовой-Спасской улице. Теперь там продают телевизоры и пылесосы.
Системное решение обозначенной проблемы возможно только при государственном подходе, который предполагает: 1) масштабное и качественное издание отечественной военной классики, снабжение ею всех военных библиотек; 2) организацию обязательного изучения в Вооруженных силах лучших образцов отечественной военной мысли.
Президент России Владимир Путин, встречаясь в феврале этого года (объявленного, между прочим, Годом русского языка!) с молодыми российскими писателями, назвал русский язык и литературу государственно-образующим фактором. При этом он сделал примечательное и весьма обнадеживающее заявление: «В последнее время мы стараемся поддержать книжное дело… Государство считает необходимым поддержать и ту литературу, которая развивала бы вкус, творческое начало, учила бы думать… Согласен с тем, что если государство хочет менять ситуацию, то тогда нужно, видимо, просто расширять госзаказ».
Вот он, как нынче принято говорить, сигнал Верховного главнокомандующего. Хотя, по нашему мнению, армия без всяких побуждений сверху должна иметь постоянно обновляющуюся целевую государственную программу военного книгоиздания, формировать особый государственный заказ не только на военную технику, но и — что не менее важно — на военную литературу.
Пока нет упомянутой программы, военное ведомство в рабочем порядке имеет все возможности серьезно поддержать по крайней мере издание и переиздание большими тиражами тех же книг «Российского военного сборника», «Антологии отечественной военной мысли», поступление их во все военные библиотеки. Неплохо было бы подготовить и выпустить (создав соответствующую структуру по типу редакции «Военной энциклопедии» или без нее) для военно-учебных заведений, войск и организаций РОСТО многотомную «Библиотеку отечественной военной классики» (по персоналиям, с портретами, в научном и научно-популярном вариантах). Примером может служить изданная несколько лет назад и распределенная по 40 тыс. общеобразовательных школ стотомная (!) «Библиотека отечественной классики». В любом случае такой подход стимулировал бы развитие военной мысли, совершенствование военного дела, «учил бы думать». Как это уже имело место после проигранной Русско-японской войны, в первые годы советской власти и в не менее тяжелый послевоенный период (1945−1955).
Чтобы на должный уровень поставить «непрестанную ту науку из чтениев», завещанную Суворовым, была бы уместна и соответствующая директива. В ней подчеркивалась бы необходимость, определялся порядок издания и изучения отечественной военной классики, включения в учебные программы трудов русских военных мыслителей (начиная с полководцев и флотоводцев). Без этого указания, при нашей ментальности, дело с места не сдвинется. Не помешает, если отечественная военная классика чаще зазвучит в речах военных руководителей, появится в названиях научных конференций, в диссертациях, статьях. Предел «мечтаний» — создание Общества ревнителей отечественной военной классики. Ведь не вступать же российским офицерам (при наших-то богатых военно-познавательных традициях!) в германское «Общество Клаузевица»? Но брать пример с его активной научно-пропагандистской деятельности, конечно, надо.
В любом случае хотя бы элементарное уважение к своему, родному должно стать нормой, правилом хорошего тона, примером для подражания, стимулом для познания армии, изучения и облагораживания все более и более усложняющихся явлений военного дела.
«АССИГНОВАТЬ НА САМОЕ ГЛАВНОЕ»
Сегодня страна имеет возможность тратить на оборону 821 млрд. рублей. Намного больше, чем несколько лет назад. Почти половина этой суммы идет «на развитие Вооруженных сил», под чем прежде всего подразумеваются массовые закупки оружия и военной техники. Об этом с понятной гордостью говорят наши руководители. А вот сколько выделяется на закупку «духовного оружия» и входит ли в понятие «развитие» повышение идейно-нравственного уровня армии и флота — вопрос до сих пор открытый. Ясно же одно: нельзя больше мириться с духовно-нравственной деградацией, разрухой в головах (в том числе и в делах военного книгоиздания и «книгоснабжения»), списывать все это по укоренившейся привычке на тотальное безденежье и нищету.
Находясь в эмиграции, замечательный русский военный писатель Николай Колесников (1882−1937) пророчески замечал: «Люди ассигнуют миллионы фунтов стерлингов, долларов, франков: строят пушки, подводные крейсера, армии воздушного флота, танки, представляющие собой крепости. Но они забывают ассигновать на самое главное — на воспитание души тех, кто стоит у этих пушек, кто водит подводные лодки, кто скрыт за броневыми плитами танков и кто без этого воспитания повернет против них и танки, и пушки, и всю силу оружия».
И сегодня президент российской Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев в том же ключе заявляет: «Любая техническая составляющая без подготовленного личного состава не более чем кусок железа…» К тому же природа современных войн существенно меняется. Они становятся все более «невоенными»: политическими, информационно-финансовыми, психологическими, подрывными, диверсионно-террористическими. А в подобных сражениях выигрывают духовно крепкие армии, идейно убежденные, много знающие и понимающие — «мотивированные» — воины. И воюют ныне в основном не числом и старой техникой, а новыми технологиями, духом, умом и умением. Так что главную ставку действительно надо делать не на ракеты, танки и самолеты, а на людей. Тогда и с техникой, и с «инновациями», и победами, и со всем прочим будет полный порядок. Потому затраты на духовное развитие войск (на воспитание и образование, на изучение военной классики, на создание военно-религиозной службы и т. д.) следует рассматривать как самое верное капиталовложение в государственную оборону России.
Нельзя бесконечно повторять (уже слишком опасно!) одну и ту же ошибку — забывать «о душе армии». Нет смысла принимать «большие военные программы» (чуть ли не на двадцать лет вперед, как в 1914 году), не озаботясь предварительно умственным и нравственным состоянием и развитием войск. Безнравственность, невежество, «немогузнайство» являются первейшими врагами нашей армии. Бездушная военная система — «зло, хуже татаро-монгольского ига» (Давыдов), и дай Боже, чтобы это зло «для России не открылось прежде 100 лет, но и тогда основание к сему будет вредно» (Суворов).
Армия прочно стоит лишь на твердынях духа. Этой истине учит и мировая, и русская классика.