Независимое военное обозрение | Анатолий Цыганок | 20.04.2007 |
ОТ МУКАЧЕВО ДО СЕВАСТОПОЛЯ
На Украине в поселке Берегово, неподалеку от города Мукачево Закарпатской области, Космические войска Вооруженных сил России имеют Отдельный радиотехнический узел РО-5, РЛС «Днепр» системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и контроле космического пространства (СККП). Эти объекты обслуживают военнослужащие 1-й дивизии ПРН, входящей в состав 3-й армии ракетно-космической обороны. Они же отвечают за работу Отдельного радиотехнического узла РО-4 и РЛС «Днепр» СПРН и СККП в поселке Николаевка на западном побережье Крыма. Хотя радары — и здесь, и в Берегово — собственность Украины.
Но, как известно, особенно много на Крымском полуострове объектов Черноморского флота ВМФ РФ. В Каче базируются 917-й смешанный авиаполк, 872-й отдельный противолодочный вертолетный полк, 859-й учебный центр морской авиации, отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения. В Гвардейском — 43-я отдельная морская штурмовая авиаэскадрилья. В Отрадном размещен 219-й отдельный полк радиоэлектронной борьбы.
А вот что находится в Севастополе: штаб Черноморского флота, 30-я дивизия надводных кораблей, 11-я бригада противолодочных кораблей, 197-я бригада десантных кораблей, 112-я бригада разведывательных кораблей, 41-я бригада ракетных катеров, 68-я бригада кораблей охраны водного района, 9-я бригада судов обеспечения, 37-я бригада спасательных судов, 63-я бригада ремонтируемых кораблей, 81-й полк морской пехоты, 17-й арсенал ВМФ, 854-й отдельный береговой ракетный полк, 13-й и 91-й судоремонтные заводы, 1096-й зенитно-ракетный полк, 130-й центр радиоэлектронной разведки, 300-й отдельный батальон охраны, 1472-й военно-медицинский клинический госпиталь, 115-я комендатура охраны и обеспечения.
В Судаке размещен узел связи ЧФ, в Феодосии — 31-й испытательный центр, в Ялте — еще один узел связи.
Судя по развитию ситуации на Украине, возможно несколько гипотетических сценариев, которые могут изменить общую политическую ситуацию в стране и повлиять тем самым на российско-украинское военное и военно-техническое сотрудничество.
СЦЕНАРИЙ N 1
После этого абсолютное большинство в Верховной Раде принадлежит партии Ющенко «Наша Украина» и Блоку Юлии Тимошенко, однако она не становится премьер-министром вследствие противодействия президента и отсутствия поддержки со стороны ряда олигархов. Партия регионов, проигнорировав выборы, превращается фактически во внепарламентскую оппозицию. Естественно, лишаются своих постов спикер ВР Александр Мороз и премьер-министр Виктор Янукович. При этом не исключаются «несчастные случаи».
Армия в политических играх не участвует. Наведением «конституционного порядка» занимаются внутренние войска, командующий которыми недавно был введен в Совет национальной безопасности Украины.
Евросоюз, ОБСЕ, ПАСЕ, США (возможно, и Россия) признают выборы легитимными. Вносятся изменения в Конституцию, государственным языком становится только украинский, и Украина превращается в унитарную президентскую республику. Принимается решение о вступление в НАТО. Киев направляет своих миротворцев в Абхазию.
СЦЕНАРИЙ N 2
В новом правительстве не остается ни одного министра из команды Януковича. Украина заявляет о готовности к вступлению в НАТО, что вызывает еще более углубляет раскол между востоком и западом Украины. Киев направляет в Приднестровье свои миротворческие силы. Принимается решение об ускоренном выводе военных объектов России с территории Украины.
СЦЕНАРИЙ N 3
Посты министров иностранных дел и обороны занимают новые люди. Проводится замена всех руководителей областей. Украина заявляет о создании рабочей группы по определению порядка вывода российских войск из Украины в установленные сроки.
Сценарий четвертый — ничейный. Практически невозможен, а потому не рассматривается.
НЕИЗБЕЖНЫЙ ИСХОД
Страна постепенно превращается в буферную зону между НАТО и Россией, а также странами, входящими в ШОС и ОДКБ, военным союзом между РФ и Белоруссией. Это чувствительно сказывается на украинском оборонно-промышленном комплексе. Стремление Киева расширить и укрепить связи с Брюсселем привело к резкому ухудшению двусторонних отношений с Москвой. Россия в области производства вооружений попыталась найти адекватную замену практически всем украинским компонентам и смогла за последние десять лет во многом избавиться от зависимости от ОПК Украины. Военно-техническое сотрудничество России с Украиной пока не прервалось полностью, но в последнее время существенно сократилось.
При любом сценарии развития политической ситуации украинскими политиками будет ставиться вопрос о нецелесообразности дальнейшего функционирования двух украинских радиолокационных станций системы предупреждения ракетного нападении (РЛС СПРН) в Севастополе и Мукачево, работающих в интересах России. Эксперты не исключают возможного отказа Украины от подписания согласованного с Россией соглашения об авторском надзоре, техническом состоянии и продлении сроков службы стратегических межконтинентальных баллистических ракет РС-20 (SS-18 «Сатана» — по западной классификации), которые еще много лет будут составлять ядро российских стратегических ядерных сил наземного базирования. Разрыв военно-технических отношений для России выльется не в один миллиард, которые потребуются для замены этих МБР ижевскими «Тополями-М».
Не исключено, что только при третьем сценарии Россия сможет эксплуатировать наземный тренажерный комплекс НИТКА в Крыму, имитирующий палубу авианесущего крейсера. В настоящее время комплекс используется экипажами корабельного авиаполка Северного флота, для обучения взлету и посадке летчиков палубной авиации без риска для жизни.
Можно предполагать, что при любом сценарии украинским парламентом не будет ратифицировано соглашение между правительствами РФ и Украины «О средствах систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства», которое определяет порядок использования российской стороной обоих РЛС «Днепр», являющихся собственностью Украины. Между тем информация с этих радаров (каждый за сутки может сопровождать до 3000 космических объектов) передается на центральный командный пункт СПН в подмосковном Солнечногорске, подчиненный Космическим войскам России. За эту информацию и эксплуатационные расходы Москва ежегодно перечисляет Киеву 1,2 млн. долларов. Расходы на содержание личного состава и обслуживающего персонала станций несет Украина.
Более того, после консультаций, проведенных с государственным секретарем США Кондолизой Райс, не исключено подписание соглашения между Украиной и США о сотрудничестве в космической области. И поскольку РЛС с 2005 года входят в состав Национального космического агентства Украины, возможен доступ американских специалистов на украинские РЛС, чему российская сторона не может воспрепятствовать.
Вполне вероятен и вариант (при первом и втором сценарии), при котором Вашингтон потребует демонтировать «Днепры», чтобы потом развернуть свои радары (как это было в Латвии). При этом на демонтаж каждой станции потребуется 1,7 млн. долларов, на взрыв и уничтожение — около 3−3,5 млн. долларов (и столько же на последующую очистку территории), на консервацию военного городка и инфраструктуры — около 1 млн. долларов. Не столь уж накладно для США.
Тогда как отсутствие «глаз и ушей» на Украине создает в системе радиолокационного контроля России брешь шириной в 2100 км от Новгорода до Махачкалы. Вне зоны видимости и слышимости останется пространство вплоть до рубежа восточной границы Мали-Аддис-Абеба (Эфиопия), включая Центральную и Южную Европу, а также Средиземноморье.
В целом при любом гипотетическом сценарии развития ситуации на Украине России не следует рассчитывать на пролонгацию договоров по продлению сроков пребывания российских войск на территориях Приднестровья и Украины. Может быть, даже надо планировать их досрочный вывод. А для этого, видимо, нужно пересматривать и намеченные ранее сроки строительства военно-морской базы в Новороссийске, возведения комплекса, аналогичного НИТКА. РФ также придется ускорить развертывание на своей территории РЛС нового поколения высокой заводской готовности «Воронеж-ДМ» для замены украинских «Днепров».