Красная звезда | Владимир Мохов | 17.04.2007 |
— Александр Николаевич, чем отличается нынешний призыв?
— В целом все проходит как всегда. До 15 апреля соответствующие должностные лица Минобороны, а также офицеры военных прокуратур проверяют готовность пунктов приема и транзита призывников, а сама отправка их в войска начнется лишь после 10 мая. Со 2 апреля начали работу призывные комиссии, в компетенцию которых входит непосредственное принятие решений о призыве на военную или направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки или освобождении от призыва.
Немаловажной особенностью нынешнего весеннего призыва является участие в работе призывных комиссий представителей созданных в марте этого года родительских комитетов, которые будут включаться в состав комиссий решениями глав субъектов Федерации и местных администраций. Подобные меры по обеспечению максимальной гласности и прозрачности для призывников, их родственников и общественности позволят значительно уменьшить количество нарушений, связанных с незаконным призывом, которые допускаются некоторыми недобросовестными членами призывных комиссий и работниками военных комиссариатов, любой ценой старающимися «выполнить план».
Немало новшеств появилось и в законодательной базе. Начавшийся призыв характеризуется рядом знаковых особенностей, главная из которых — сокращение срока военной службы на 6 месяцев, то есть до полутора лет. С 1 января 2008 года срок службы будет уменьшен еще на 6 месяцев и составит один год. Соответственно уменьшаются и сроки альтернативной гражданской службы.
Для военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющих офицерское звание (так называемых «двухгодичников») и призванных на военную службу в течение 2007 года, ее срок по-прежнему будет составлять 24 месяца, а после 1 января 2008-го — уже 12 месяцев.
Единственная категория призывников, чьи сроки службы остаются без изменения — это окончившие вузы, но не имеющие офицерского звания, — 1 год.
Сокращение сроков службы — лишь один из аспектов военной реформы, напрямую связанный с переходом к комплектованию Вооруженных Сил военнослужащими, проходящими службу по контракту.
К 30 декабря 2007 года — дате окончания срока действия федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» — число контрактников должно вырасти до 70 процентов и соответственно до 30 процентов уменьшиться количество военнослужащих по призыву.
Поэтапный переход к годичному сроку службы в сочетании с хорошей информационной работой даст возможность значительно снизить число неуставных проявлений в армии и, следовательно, сократить количество «уклонистов».
— Какие проблемы, связанные с призывом, остаются наиболее актуальными?
— Пожалуй, главной проблемой продолжает оставаться неудовлетворительное состояние здоровья молодых людей. По данным Генерального штаба, осенью прошлого года каждый третий призывник был не годен к службе по состоянию здоровья, а более 50 процентов призванных имели допустимые ограничения по здоровью. На территории МВО этот негативный показатель тоже достаточно высок. В частности, итоги осеннего призыва свидетельствуют, что более половины ребят, направленных в войска, годны к службе с незначительными ограничениями.
Несмотря на внесенные в законодательство изменения, по-прежнему имеются 89 наименований болезней, при наличии которых гражданин не подлежит призыву. Соответствующий перечень имеется в каждом военкомате. В этой связи родителям и прежде всего призывникам необходимо обратить внимание на наличие заболеваний, препятствующих призыву. Если возникают обоснованные сомнения в состоянии своего здоровья, необходимо сообщить об этом в ходе медицинского обследования и представить соответствующие документы до того, как призывной комиссией будет принято решение о призыве.
Нередки случаи, когда не всегда по вине работников военного комиссариата при первоначальной постановке гражданина на воинский учет или в ходе призывной комиссии молодой человек признается здоровым, а впоследствии, уже по прибытии в часть, начинаются жалобы на здоровье.
Однако есть и позитивные тенденции, связанные с образовательным уровнем призывников. Осенью 2006 года уровень общеобразовательной подготовки в Московском военном округе характеризовался следующими показателями. Высшее профессиональное образование среди призывников имели 13,7%, среднее профессиональное — 22,5%, начальное профессиональное — 8,7%, среднее (полное) общее образование — 50,8%, основное общее — 3,7% и начальное общее — 0,6%.
Особо следует сказать о призывниках с высшим профессиональным образованием — том самом интеллектуальном фонде, так необходимом войскам. Осенью минувшего года они в составе пополнения, направленного в войска, в целом по Московскому военному округу составили 17,4% (почти в 2 раза больше осени 2005 года), что является самым высоким показателем в округе за последние пятнадцать лет.
Для многих субъектов Федерации, расположенных на территории МВО, этот показатель оказался далеко не предельным. Среди них можно назвать Липецкую область, в которой в числе направленных в войска граждан высшее профессиональное образование имели 33,4%, Орловскую область — 45,3%, Брянскую область — 27%.
Обращает на себя внимание и тот факт, что в минувшую призывную кампанию продолжился наметившийся еще в 2004 году процесс сокращения в составе призывников граждан, которые до службы не работали и не учились. В 2006 году их доля в МВО составила менее 40%, что ниже среднероссийского показателя на 3,9% и показателя предыдущего года на 3%.
Сокращение числа не работавших и не учившихся до призыва граждан также является достаточно серьезной предпосылкой для сокращения неуставных проявлений в войсках. Ведь это достаточно сложный контингент, несущий на себе негативное влияние улицы и бесконтрольности.
Еще одним положительным изменением качественного состояния призывного контингента является недопущение призыва в армию граждан с так называемым асоциальным поведением, что свидетельствует о необходимом внимании, уделяемом соответствующими должностными лицами военных комиссариатов МВО и медицинскими работниками этой проблеме. Осенью прошлого года не было фактов направления в войска граждан, состоящих на учетах в милиции, наркологических и психоневрологических диспансерах.
— В некоторых СМИ сообщалось, что уже с этого призыва отменен ряд отсрочек на военную службу.
— Это не так. Хочу успокоить призывников и их родителей — в ходе призыва 2007 года сохраняются и действуют все 25 видов отсрочек и освобождений от службы. Внесенные в законодательство изменения, касающиеся предоставления гражданам отсрочек от призыва, вступают в действие с 1 января 2008 года. С этого времени право на отсрочку от армии теряют следующие категории граждан:
— занятые постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, являющимися инвалидами 1-й или 2-й группы, гражданами пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) или не достигшими возраста 18 лет, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать их. Но право на получение такой отсрочки будет предоставляться призывникам, если имеется соответствующее заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы о необходимости постоянного постороннего ухода (помощи, надзора) за этими близкими родственниками;
— имеющие ребенка в возрасте до трех лет. Право на получение данной отсрочки будет предоставляться только имеющим ребенка-инвалида в возрасте до трех лет;
— мать (отец) которых, кроме призывника, имеет двух и более детей в возрасте до восьми лет или инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены);
— поступившие на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определяется Правительством РФ, — на время этой работы;
— окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, а также обучающиеся в образовательных учреждениях указанных органов. Имеющим же специальные звания отсрочка будет предоставляться на время службы в этих органах и учреждениях;
— имеющие жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель. Вместе с тем такая отсрочка будет предоставлена, если у призывника уже есть другой ребенок;
— имеющие высшее педагогическое образование и постоянно работающие на педагогических должностях в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных сельских образовательных учреждениях, — на время этой работы;
— постоянно работающие врачами в сельской местности, — на время этой работы.
Право на отсрочку сохранится за учащимися средних школ до достижения ими возраста 20 лет и за учащимися ПТУ и техникумов, если они до поступления в эти учебные заведения не имели среднего образования, также до достижения ими 20-летнего возраста. В случае если учащийся перед поступлением в ПТУ или техникум получил полное среднее образование, ему предоставляется отсрочка на время обучения при условии достижения им призывного возраста в последний год обучения.
Отсрочки также сохранятся для студентов вузов и аспирантов, обучающихся по очной форме, в том числе и на время защиты ими диссертации.
Следует напомнить, что только призывная комиссия может решить вопрос о предоставлении отсрочки. Если молодой человек без уважительных причин не является на призывную комиссию, это влечет за собой как административную, так и уголовную ответственность.
— В прошлом году военной прокуратурой был выявлен ряд нарушений закона на Московском областном сборном пункте, расположенном в городе Железнодорожном, допущенных в результате бесконтрольности его бывшего начальника и некоторых должностных лиц военного комиссариата области. По результатам проверки было осуществлено прокурорское реагирование. Подействовало?
— Проведенной перед началом нынешнего призыва контрольной проверкой установлено, что нарушения там устранены полностью. Вместе с тем нельзя говорить о том, что на других сборных пунктах к началу весеннего призыва ситуация благополучная.
Например, призывной пункт военного комиссариата города Твери не полностью готов к приему и отправке призывников, так как большинство его помещений требует существенного ремонта. Состояние несущих стен, балок-перекрытий и электропроводки небезопасно, способно привести к травмированию призывников.
Имеющиеся недостатки объясняются в основном отсутствием необходимого финансирования. При этом никто не снимает вины с должностных лиц военных комиссариатов Твери и Тверской области, которые не добились своевременного выделения денежных средств для ремонта сборного пункта и не позаботились о его готовности к приему призывников. По результатам прокурорской проверки в адрес военного комиссара Тверской области внесено представление об устранении нарушений закона. Полагаю, что соответствующие должностные лица под нашим контролем незамедлительно начнут принимать меры к устранению нарушений закона.
— А если не начнут? Где найти управу на неисполнительных или зарвавшихся чиновников?
— Если у призывников, их родителей, представителей общественных или правозащитных организаций появятся сведения о том, что работниками военных комиссариатов, находящихся на территории МВО, нарушаются права призывников, следует незамедлительно обращаться в консультативно-правовые центры военных прокуратур гарнизонов. По каждому поступившему обращению соответствующей военной прокуратурой будут проведены проверки и своевременно приняты исчерпывающие меры.
При необходимости надзорные мероприятия будут проводиться военными прокуратурами во взаимодействии с расположенными на территории округа 18 территориальными прокуратурами субъектов РФ: Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской областей.
В прошлом году нами уже проводилась совместная работа с территориальными прокуратурами, в ходе которой налажен обмен необходимой информацией и обеспечено согласованное принятие мер по своевременному выявлению и пресечению нарушений закона.
— В обществе бытует мнение, что все нарушения, которые допускаются в ходе призыва, связаны исключительно с деятельностью должностных лиц военных комиссариатов. Так ли это на самом деле?
— Хочу напомнить, что призыв организуется военными комиссариатами и осуществляется создаваемыми в муниципальных образованиях призывными комиссиями, председателями которых являются главы местных администраций. При этом окончательное решение о призыве принимается коллегиально и подписывается всеми членами призывной комиссии. Данные анализа призывной кампании прошлого года позволяют сделать вывод о том, что значительная часть нарушений прав граждан допускается не только работниками военных комиссариатов.
Среди наиболее типичных нарушений — игнорирование членами призывных комиссий имеющихся у призывников медицинских противопоказаний, жалоб, отказы в направлении на дополнительное обследование. Выявлены случаи, когда призывная комиссия в нарушение законодательства собиралась не в полном составе. Подобные нарушения в прошлом году имели место в военных комиссариатах Нижегородской, Курской, Тульской и других областей.
В силу непонятного страха перед государственными учреждениями многие граждане боятся каким-то образом возражать работникам военных комиссариатов и призывных комиссий, целиком и полностью полагаясь на их «милость». При этом у гражданина, не согласного с решением призывной комиссии, есть право на обжалование этого решения в вышестоящую комиссию или в суд, что многие почему-то не делают.
Помимо этого, если имеется необходимость прокурорского реагирования для устранения нарушений закона, именно органами военной прокуратуры, мы готовы принять все необходимые меры. Судите сами. Военными прокуратурами гарнизонов МВО в 2006 году проведено 210 проверок исполнения законодательства о призыве, которыми выявлено 414 нарушений закона. По итогам надзорной деятельности внесено 114 представлений об устранении выявленных нарушений, принесено 7 протестов на незаконные правовые акты. По результатам реализации документов прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 126 должностных лиц, объявлено 8 предостережений о недопустимости нарушения закона. В отношении офицеров и служащих военных комиссариатов расследовано и направлено в суд 26 уголовных дел.
Телефоны доверия и консультативно-правовых центров
Военной прокуратуры МВО: 8 (495) 951-49-20,
950−76−23;
Алабинского гарнизона: 8 (495) 950-75-43;
Балашихинского гарнизона: 8 (495) 523-60-47;
Люберецкого гарнизона: 8 (495) 558-25-94;
Наро-Фоминского гарнизона: 8 (234) 3−96−91;
Одинцовского гарнизона: 8 (495) 559-33-85;
Подольского гарнизона: 8 (27) 69−51−16;
Химкинского гарнизона: 8 (498) 691-20-66;
51-й военной прокуратуры гарнизона
(г. Балашиха): 8 (495) 521-31-60;
военной прокуратуры — войсковая часть 36 782
(г. Москва): 8 (499) 748-82-06;
военной прокуратуры — войсковая часть 1 219
(г. Балашиха): 8 (495) 529-85-09, 526−68−06;
Брянского гарнизона: 8 (483) 64-67-71;
Владимирского гарнизона: 8 (492) 34-96-08;
Воронежского гарнизона: 8 (473) 33-11-67;
Ивановского гарнизона: 8 (493) 41-38-06;
Калужского гарнизона: 8 (484) 57-84-87;
Коломенского гарнизона: 8 (26) 14−10−41;
Костромского гарнизона: 8 (494) 31-63-42;
Липецкого гарнизона: 8 (474) 34-80-68;
Мулинского гарнизона: 8 (831 362) 7−41−87;
Нижегородского гарнизона: 8 (8312) 39-15-69;
Орловского гарнизона: 8 (486) 43-63-51, 76−40−82;
Рязанского гарнизона: 8 (491) 27-46-35;
Смоленского гарнизона: 8 (481) 55-91-02;
Солнечногорского гарнизона: 8 (495) 994-05-93;
Тамбовского гарнизона: 8 (475) 71-25-40;
Тверского гарнизона: 8 (482) 34-53-74;
Тульского гарнизона: 8 (487) 27-05-50;
Ярославского гарнизона: 8 (485) 30-28-65,
994−28−85;
52-й военной прокуратуры гарнизона (г. Саров):
8 (83 130) 5−02−07;
56-й военной прокуратуры гарнизона (г. Курск):
8 (4712) 52-96-19.