В начале прошлого года в интервью «Красной звезде» начальник Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России генерал-лейтенант Валерий Путов с горечью говорил о слабой технической оснащенности дальневосточных пограничников. Новых сторожевых кораблей им фактически не поступало. К тому же старение судов вело к тому, что их технические параметры неуклонно снижались. Раньше техническая скорость основной массы кораблей составляла 11−12 узлов. Но если такой корабль проходит в море три десятка лет, скорость у него снижается до 8−9 узлов. Браконьер же идет 16−17 узлов. Как за ним угонишься?
Ответ на этот вопрос прозвучал вчера на брифинге в Южно-Сахалинске из уст того же генерал-лейтенанта Валерия Путова, занимающего ныне должность начальника Регионального погрануправления ФСБ РФ по Дальневосточному федеральному округу (ДФО). Он сообщил, что к 2020 году весь пограничный флот на Дальнем Востоке полностью обновит корабельный состав, радиолокационные станции и другое оборудование. Процесс этот начнется в ближайшее время и уже к 2015 году будет реализован на 70−80 процентов. Дело это весьма дорогостоящее (например, один сторожевой корабль обходится казне в 1 млрд. рублей, а только на Дальнем Востоке требуется порядка ста таких кораблей!), поэтому обновление пограничного флота будет идти постепенно. Началось оно, кстати, в 2003 году, когда дальневосточные пограничники получили три корабля, в том числе ПСКР «Карелия».
Есть новости и в плане реорганизации пограничной службы. В частности, пять воинских частей, входивших в Сахалинское пограничное управление береговой охраны (СПУБО) ФСБ России,
с 1 апреля преобразованы в три службы с местами дислокации в Корсакове, Невельске и Южно-Курильске. В их состав входят оперативные органы, корабли, катера, посты технического наблюдения, КПП в морских портах и в аэропорту Южно-Сахалинска. Следом за СПУБО реорганизации подвергнется Камчатское погрануправление, а затем остальные пограничные структуры.
На смену погранзаставам, таким образом, приходят пограничные службы. И это не просто «смена вывески». Прежде всего, отметил генерал Путов, изменятся функции и задачи новой структуры. Во-первых, они станут более широкими, а во-вторых, совпадающими с задачами и направлениями деятельности подобных структур в ФСБ. Главная из этих задач — борьба с трансграничной преступностью на морских направлениях. Это противодействие контрабанде, терроризму, обороту наркотиков, незаконной добыче и вывозу морепродуктов.
Основой при этом станет оперативно-разыскная работа. А она требует новых кадров. Например, в СПУБО не остался на должности ни один прежний руководитель морской пограничной бригады. Заменено и руководство погранотряда на острове Итуруп. Многие начальники погранзастав, командиры сторожевых кораблей, пообещал генерал Путов, тоже покинут свои места. И вовсе не из-за коррупции, которая для пограничников, в общем-то, нехарактерна, а из-за развала дисциплины и управленческой деятельности. Сокращение штатов при этом не планируется, а ротация кадров будет производиться в основном за счет местных кадров.
Генерал Путов призвал забыть и о солдатах-срочниках, которых в пограничные органы больше не призывают. В новой штатной структуре также нет места для рядовых и ефрейторов. Вместо них в погрануправлениях ДФО введено более 1 тысячи должностей прапорщиков и около 1,5 тысячи сержантов контрактной службы.
http://www.redstar.ru/2007/04/1304/103.html