Русская линия
Красная звезда Владимир Кузарь13.04.2007 

Куда идет Польша

Во вторник мир отметил Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Люди доброй воли пришли к бывшим местам планомерного и массового уничтожения народов, чтобы почтить память жертв нацизма, отдать дань уважения тем, кто навсегда погасил печи «фабрик смерти», и прежде всего советским воинам, сыгравшим главную роль в освобождении планеты от «коричневой чумы», напомнить, что уроки войны с фашизмом так и не усвоены человечеством в полном объеме. Пришли они и в Освенцим — крупнейший в Европе нацистский лагерь смерти, ставший символом бесчеловечности. Однако не смогли до конца выполнить свой долг, так как там буквально на замке оказалась российская экспозиция, посвященная советским воинам-освободителям. Нежелание польских властей открыть экспозицию многими расценивается не просто как очередной акт недружественного отношения к России, но и как начало пересмотра Варшавой итогов Второй мировой войны.

Варшава раскручивает спираль мести


Наряду с огромным вкладом в развитие человечества Польша одарила европейские народы и рядом понятий негативного характера. Например, шведы используют выражение «польский сейм», когда хотят более точно охарактеризовать галдеж и беспорядочную болтовню, а немцы называют «польской экономикой» хаотичный и безрезультатный труд. Наплыв в богатые страны Старого Света поляков, готовых буквально за гроши выполнить любую работу и тем самым сбивающих зарплату на рынке труда, ввел в европейскую лексику определение «польский сантехник». А внешнеполитические демарши Варшавы, вызывающие у Евросоюза «зубную боль», осложняющие отношения между соседями и ведущие к подрыву стабильности на континенте, породили выражение «польская дипломатия». Характеризуя ее суть, многие политологи, в том числе и некоторые польские, подчеркивают, что Варшава, не способная справиться с внутренними проблемами страны — экономическими, административными и моральными, пытается в то же время приписать Польше роль авангарда свободы в Восточной Европе, эталона демократии и авторитета в области прав человека, раскручивает спираль мести за воображаемые обиды и требует возмездия за свои неудачи.
Случай с российской экспозицией в Освенциме — яркий тому пример. Поводом для ее закрытия, как заявил пресс-секретарь музея Ярослав Менсфельт, послужило то, что у польской стороны «возникли идеологические претензии» к части подписей на российских выставочных стендах. В частности, администрация музея считает, что выходцы из «оккупированных территорий» (речь идет о Западной Украине и части Белоруссии, которые отошли СССР в 1939 году в соответствии с пактом Молотова — Риббентропа) должны упоминаться в экспозиции как граждане Польши, а не СССР. Кроме того, администрация музея полагает, что россияне завысили число жертв концлагеря и неточно указали населенные пункты, из которых узники прибывали в Освенцим.
По сделанным в средствах массовой информации заявлениям российских сотрудников экспозиции, все материалы, представленные на ней, прошли многоступенчатую процедуру согласования с польской стороной. Более того, два года назад руководство музея восторгалось экспозицией. Деление же жертв нацизма по признаку гражданства той или иной страны, на чем настаивает дирекция музея, оскорбляет память этих погибших. Ведь фашисты, убивая узников, не спрашивали, из каких они областей, а говорили всем без исключения, как свидетельствуют оставшиеся в живых, что единственный для них выход из Освенцима — через печь крематория. А вот без российской экспозиции не может быть объективной оценки роли Советской Армии в борьбе с фашизмом и полноценного восприятия событий Второй мировой войны.
Однако это, похоже, меньше всего волнует польские власти. Верные взятому курсу, они уже организуют гонения тех, кто сражался против фашизма. Об этом говорится в заявлении сената, высшей палаты испанского парламента, сделанном в связи с рассмотрением на заседании правительства Польши 27 марта вопроса об изменениях пакета законов, касающихся ветеранов и репрессированных лиц. Предполагается, что в соответствии с новым законом статус ветеранов получат не только участники боевых действий с фашизмом, но и те, кто с оружием в руках боролся за независимость Польши после 1944 года, то есть представители различных антикоммунистических группировок, а также жертвы репрессий «тоталитарных систем». Поправки к закону могут лишить статуса ветеранов людей, боровшихся с гитлеризмом вместе с советскими солдатами за освобождение Польши в рядах Армии Людовой и Гвардии Людовой, в то время как ветеранские льготы будут предоставлены лицам, воевавшим против Красной Армии.
Характерен в этом плане и вступивший на днях в силу закон об обязательной и более широкой люстрации. По примерным подсчетам, он может затронуть до 700 тысяч человек. Высшие государственные чиновники, а также представители местной администрации, работники финансовой и банковской сферы, журналисты, педагоги (включая преподавателей вузов) и ряд других категорий граждан обязаны представить свидетельства о том, что в период со 2 июля 1944 года до 31 июля 1990 года они не сотрудничали со службой безопасности Польской Народной Республики. Особенностью этого закона является его отчетливо выраженный карательный характер — лица, уличенные в сотрудничестве с органами госбезопасности ПНР, будут увольняться с работы. Потеряют работу также и те, кто откажется предоставить своему работодателю информацию о своем прошлом. Репрессии грозят и руководителям, которые не будут требовать у своих подчиненных результатов люстрации. Ничем иным, как нарушением прав человека, этот закон не назовешь.

«Троянский конь» США


В настоящее время Польша является, по данным Еврокомисссии, рекордсменом среди государств «новых членов» Евросоюза по количеству нарушений общеевропейского законодательства. И это не случайно. «Националистическое правительство страны во главе с президентом Лехом Качиньским и его братом-близнецом премьер-министром Ярославом Качиньским выражает по отношению к Европейскому cоюзу не просто скептицизм, а даже презрение», — написала в этой связи недавно американская «Интернэшнл геральд трибюн».
Вступив в Евросоюз, Польша сразу же стала демонстрировать свои претензии на некое особое место в нем, действуя зачастую на грани фола. Причем это проявляется буквально во всем, будь то обсуждение новых правил Евросоюза относительно политики выдачи патентов на программное обеспечение, когда Польша стопорит их рассмотрение, или охота на вальдшнепов, которая в ЕС строжайше запрещена. Заявив, что весенняя стрельба по лесным куликам — национальная традиция Польши, Варшава потребовала сделать для нее исключение в общеевропейском запрете.
С началом президентства Леха Качиньского, который назвал Евросоюз «супергосударством», берущим на себя национальные полномочия и при этом действующим беспомощно, эта позиция Варшавы приобрела вообще гипертрофированный характер. Например, в настоящее время Польша угрожает наложить вето, если Евросоюз не начнет переговоров на тему новой системы голосования. Нынешняя система подсчета базируется на количестве жителей страны, что дает, например, Германии почти в два раза больше голосов, чем Польше. Варшава предлагает определять число голосов на основании количества жителей на единицу площади, что уравняет права больших и малых государств Евросоюза. Сторонников польской идеи среди других членов ЕС пока нет, но Варшава активно ищет поддержки, особенно среди средних государств союза. По мнению же экспертов, такое требование может вызвать лавину других требований со стороны государств-членов.
Польша не скрывала, вступая в Евросоюз, что готовит себя к роли государства, ответственного за восточную политику ЕС, формирующего стратегию и направляющего деятельность институтов союза на этом направлении. Многие представители Варшавы в то время, в частности, подчеркивали, что никто лучше, чем Польша, не знает России, а раз так, то именно она должна стать мостом между Москвой и Брюсселем. Однако на деле Польша не только не смогла справиться с этой ролью, но и оказалась фактически изолированной от участия в отношениях по линии Россия — ЕС. Осознание своей ненужности и даже бессилия перед лицом углубляющегося сотрудничества России и Евросоюза, и особенно России и Германии, чьи связи поляки воспринимают крайне болезненно, и послужило, как считают многие наблюдатели, поводом для проведения Варшавой политики конфронтации с Европой.
Наиболее ярким ее проявлением стало наложенное в прошлом году вето на выдачу Еврокомиссии мандата на ведение переговоров с Россией по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве. В качестве формальной причины послужило, как известно, эмбарго на импорт в Россию мяса из Польши, которое ввела Москва в 2005 году из-за того, что польские поставщики снабжали свои товары поддельными санитарными сертификатами. Варшава также потребовала от России ратифицировать дополнительный протокол к Энергетической хартии, открывающий европейским компаниям доступ к российским трубопроводам. Недавно польские руководители подтвердили свою позицию, заявив, что «если русские отменят свой запрет и если мандат на переговоры Россия — ЕС будет включать вопросы энергетики в удовлетворяющем нас виде, то мы снимем вето».
Такой подход к чисто экономическим проблемам не только не способствует, но и затрудняет развитие отношений между двумя странами, отбрасывает их назад. С другой стороны, перевод Варшавой хозяйственных вопросов польско-российских взаимоотношений на уровень ЕС подрывает доверие к Евросоюзу как к институту, способному вырабатывать и проводить единую политику. Стремление же разговаривать с Москвой с «позиции силы» в формате ЕС не принесло Варшаве ничего, кроме появления в Европе еще и «польского вопроса».
Ни для кого не секрет, что Польша не вела бы себя так, если бы не поддержка Соединенных Штатов. Стремясь оправдать ее, Варшава постоянно демонстрирует свою преданность Америке. Но если ранее польские руководители хотя бы внешне пытались показать равнозначность отношений с Европой и США, то Лех Качиньский еще во время предвыборной кампании ясно дал понять, что делает ставку на Вашингтон. А его брат премьер Ярослав Качиньский уже позже уточнил, что «благодаря близким польско-американским контактам и совместным инициативам у нас появляются совсем новые возможности проведения восточной политики. Здесь я имею в виду Украину, Кавказ, Центральную Азию. Все это самым прямым образом переводится на безопасность Польши и ее интересы. Это также в значительной степени результат наших хороших отношений с США».
Что касается Соединенных Штатов, которые не намерены допускать превращения Европы в экономически мощный и политически самостоятельный центр силы, то они фактически используют Польшу в роли своего «троянского коня» в Евросоюзе и препятствуют выработке единой общеевропейской политики, в том числе в области безопасности. В полной мере это относится и к планам размещения в Польше и Чехии американской системы ПРО.

Стоя на коленях


Реализуя эти планы, США преследуют целый ряд определенных целей. С размещением баз противоракетной обороны в Восточной Европе Америка прежде всего рассчитывает получить определенные преимущества в отношении России. Ведь радиус действия РЛС, расположенной в Чехии, позволяет Пентагону наблюдать за воздушным пространством над Центральной Россией, а ракеты-перехватчики, размещенные в Польше, дают ему возможность рассчитывать на уничтожение российских межконтинентальных баллистических ракет на начальном этапе их полета. Продвигая свои противоракетные базы в Европу, США стремятся и к максимально возможному удалению района потенциальных боевых действий от американской территории. Ведь эти базы автоматически становятся приоритетными целями для нанесения как упреждающих, так и ответных ударов в кризисных ситуациях. Кроме того, они делают «притягательными» и сами страны для проведения террористических актов. Не приходится также сомневаться, что после размещения на континенте своей ПРО американцы заявят о нецелесообразности создания европейской противоракетной обороны. А это значит, что будут аккумулироваться новейшие научно-технические достижения ведущих американских оборонных предприятий, а европейские окажутся без «куска пирога».
Понимают ли это в Варшаве? Конечно же, да. «Мы открыты для противоракетного щита, но он должен реально отразиться на защите нашей страны, — заявил, например, Джерджей Джердич, член парламентского комитета по национальной обороне. — Установка этой системы сделает нас мишенью не только для наших соседей, но и для террористических организаций. Нам придется укреплять собственную безопасность и просить США помочь ускорить модернизацию нашей армии».
Переговоры на этот счет с американцами Варшава ведет, «стоя на коленях», как образно выразился глава крупнейшей оппозиционной партии страны «Гражданская платформа» Дональд Туск. Польские руководители рассчитывают, что система ПРО будет размещена в стране в обмен на «избавление от энергетической зависимости от России». Согласно польскому плану американские компании должны принять активное участие в разведке и добыче газа в Казахстане и Туркмении. Оттуда газ по газопроводу через Азербайджан, Грузию и Турцию мог бы попасть в Польшу и другие бывшие социалистические страны Европы, минуя российскую территорию. Как заявил премьер Ярослав Качиньский, таким образом Польша может выйти из-под влияния Кремля. «Речь идет о статусе Польши и российских надеждах на то, что Польша снова окажется в сфере влияния Москвы», — считает премьер. По его словам, после того как на территории Польши будут размещены американские элементы ПРО, шансы на такое влияние резко снижаются «как минимум на несколько десятилетий». Кроме того, польская экономика, которая находится в глубоком кризисе, о чем свидетельствуют огромная безработица и многомиллиардный внешний долг, нуждается в срочной «денежной инъекции», а, кроме как на Америку, Варшаве надеяться просто не на кого.
Именно расчеты, как можно выгоднее сторговаться с Америкой, очевидно, и побуждают Варшаву категорически отказываться от того, чтобы проблема размещения американской ПРО обсуждалась в рамках Евросоюза и НАТО. Однако, как показывает практика, американцы много обещают, да мало что выполняют. Варшава так и не подписала крупные строительные и технические контракты на восстановление Ирака, которые она рассчитывала получить от Вашингтона в обмен на поддержку американского вторжения в эту страну. Американская военная помощь Польше составляет 30 млн. долларов в год — это малая доля тех средств, что она тратит на нахождение своих воинских контингентов в Ираке и Афганистане. А отдельные подачки, которые делает Вашингтон, зачастую превращаются для Варшавы в большие проблемы. Как, скажем, это произошло с покупкой американских F-16 — самолеты с трудом долетели до Польши, а теперь стоят на приколе, так как требуют значительного ремонта. Или взять вопрос о визах, который Вашингтон давно обещал решить. Однако поляки до сих пор часами ждут в американском посольстве, чтобы подать заявление на визу стоимостью 100 долларов, в то время как граждане США ездят в их страну без виз. О характере отношений США к своему «коню» свидетельствует и тот факт, что Вашингтон прислал Варшаве официальную ноту об условиях размещения системы ПРО, к которой приложил уже и образец ответа, включающий в себя длинный список обязательств Польши и пару соответствующих своих обязательств.
В истории Польши было немало трагедий. Причин тому много. Однако чаще они происходили тогда, когда Польша теряла ориентиры, когда ее руководители противопоставляли страну общему процессу. Нечто подобное происходит, похоже, и сегодня. Кстати, согласно результатам недавнего опроса две трети поляков выступают за проведение общенационального референдума по поводу элементов ПРО. При этом более половины опрошенных возражают против их размещения в Европе вообще и в Польше в частности.

http://www.redstar.ru/2007/04/1304/303.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика