Politoboz.com | Андрей Суздальцев | 16.06.2010 |
Пустите доброго человека! Пустите доброго человека, а не то он выломает дверь! (К-ф «Айболит-66»)
Прощание с Союзным Государством
Ночные метания голодного А. Лукашенко между резиденциями президента и премьера России явились своеобразными итогами целой эпохи отношений между двумя странами. Как-то совсем быстро, от битья рюмок в Грановитой Палате Кремля до ночных блужданий по дорогам ближнего Подмосковья, прошло десятилетие потерянных надежд.
За эти годы постепенно в диалоге между Минском и Москвой исчезли дискуссии о формате Конституционного Акта Союзного государства, единой российско-белорусской валюте, союзном референдуме, выборах Союзного парламента и высшего руководства нового государственного образования… Сейчас активность проявляют только члены Парламентского Собрания Союзного Государства, которые не щадя печени и желудков который год борются за единство двух братских народов, да аппарат Союзного Государства в Москве (второе посольство РБ в РФ), давно превратившийся в пропагандистов и агитаторов за сохранение своих рабочих мест в белокаменной.
А. Лукашенко по инерции продолжает считать себя Главой Высшего Государственного Совета Союзного Государства России и Белоруссии, но видимо и он уже понимает, что Россия, формируя Таможенный Союз, фактически растворяет СГ во второй ступени экономической интеграции на постсоветском пространстве.
Понятно, что на ночном российско-белорусском саммите у белорусского президента был обширный список вопросов, включая критически важные для экономики республики и касающиеся его судьбы, как президента страны. Но видимо А. Лукашенко понимал, что большая часть проблем, которые он хотел бы решить с президентом России (поставки беспошлинной нефти. наращивание экспорта республики на российский рынок и т. д.), носят межгосударственный, а не союзнический характер, т. е. сама постановка этих вопросов является косвенным признанием, что Союзного Государства больше нет. Впереди есть только Таможенный Союз с Казахстаном, куда Беларусь вольна войти или остаться в гордом и суверенном одиночестве.
Наверное, А. Лукашенко только сейчас понял, что его «интеграционная» политика зашла в тупик… Он почему-то видел российско-белорусскую интеграцию в роли бессрочного банковского депозита, в который он вложил только декларации и публично озвученные намерения без указания срока исполнения, но взамен годами получао солидные ресурсно-финансовые дивиденды. Но Банк (Россия) закрывает депозит… «Клиент» разочарован «коварством» банка.
А. Лукашенко: «Мы можем вывести наши отношения не только на партнерский уровень. Я не могу терпеть это название. У нас — союзнические отношения» (встреча с Д. Медведевым 11 июня 2010 г.). Грустно. поздновато вспомнил. Если бы А. Лукашенко это помнил 8 августа 2008 года, когда вступал в «Восточное партнерство», когда «кормил» Россию контрабандой в 1995 -1998 гг., изымал российские транзитные грузы в 2000 — 2006 гг., крал газ из транзитных газопроводов в феврале 2004 г., вводил транзитную нефтяную «пошлину» в январе 2007 г., шантажировал Москву Венесуэлой. Ираном, Евросоюзом, стравливал Россию с Западом, неоднократно публично оскорблял российское руководство, министров, да и сам русский народ. Годами на белорусском телеэкране и в газетах о России только негатив, ни одного позитивного сюжета.
Безусловно, А. Лукашенко тяжело примириться с реальностью, которая становится очевидной день ото дня: остаться вне Таможенного Союза и сохранить при этом российскую финансово-ресурсную дотационую систему, включая российско-белорусскую таможенную зону, для Минска сейчас является непосильной задачей. Цена вопроса огромна и А. Лукашенко будет стремиться уклониться от обсуждения реального вклада официального Минска в российско-белорусскую интеграцию. Ему необходимо все вернуть в «союзный» и «жирный» 2006 год, когда дотации насыщали белорусскую экономику без каких-либо серьезных ограничений, а белорусские чиновики упивались составлением российско-белорусских балансов по совместному освоению российских природных ресурсов. Естественно, никому в Минске и в голову не могло прийти создать баланс по совместному использованию, к примеру, белорусского транзита или поставить по сниженным, так сказать «союзным» ценам, белорусские калийные удобрения российским фермерам. Это к вопросу о равноправии субъектов хозяйствования.
А. Лукашенко провалил саммит.
Провал
Голодный белорусский президент, скитающийся по московским окраинам — символ четвертого президентского срока А. Лукашенко. Завтра белорусские государственные СМИ будут предлагать свою версию очередного «успеха» белорусского президента в Москве, который в стиле бессмертного произведения детского поэта С. Маршака «Кошкин дом» стучался ночью в ворота резиденции В. Путина («Тетя, тетя Кошка, выгляни в окошко//Есть хотят котята, ты живешь богато».. и т. д.). По сюжету пьесы дворник старый кот Василий выгнал попрошаек со двора…
В. Путин, конечно, не выгнал, но ничем не порадовал. Вообще-то, ехать А. Лукашенко к В. Путину было стратегической ошибкой. Фактически, своими ночными похождения А. Лукашенко признал свое поражение: он не может вернуться в Минск с пустыми руками. Между тем, А. Лукашенко должен был привезти из российской столицы:
— публично высказанную, а не пересказанную, поддержку руководства России стремлению А. Лукашенко пойти на четвертый президентский срок;
— хотя бы компромиссную версию увеличения доли беспошлинной нефти, поставляемой Россией на белорусские НПЗ;
— обещание Москвы сохранить для Беларуси привилегированные цены на российский природный газ;
— уточненные даты начала финансирования строительства Белорусской АЭС.
Остальные проблемы, в принципе озвученные в последнем специальном заявлении белорусского МИДа не столь критичны, тем более, что они вообще-то и не имеют перспектив решения. В частности, стоит обратить внимание, что белорусская сторона в специальном заявлении МИДа РБ (8 июня 2010 г.) выдвинула список экономических претензий к России, которые в преддверии российско-белорусского саммита можно считать ультиматумом Москве.
В заявлении белорусского МИДа были суммированы проблемы в плане доступа белорусских производителей к системе государственных закупок РФ (тендеры госзакупок), закупкам федеральных и местных властей автомобильной техники для государственных нужд, к льготному кредитованию в российских банках с субсидированием процентных ставок и системе приобретения сельхозтехники в лизинг. Эти претензии, по меньшей мере, странные, так как фактически означают, что Россия, по версии официального Минска, должна субсидировать, кредитовать и оплачивать в различной форме белорусский экспорт на российский рынок российскими бюджетными деньгами. Извините, но так даже от колоний в свое время не требовали. Стоит напомнить, что Россия — не завоеванная белорусами страна, чтобы платить Минску репарации.
Весьма странно, что Минск, при каждом удобном случае, напоминая о «прозрачности», «равноправии», «равных условиях деятельности субъектов хозяйствования», но имеет в виду только российский рынок. Белорусский рынок, как был самым закрытым на планете от российских товаров, так и остался.
За примером ходить далеко не надо. В первом квартале 2010 года в Беларуси проходил тендер по поставке в РБ 100 зерноуборочных комбайнов, который выиграл Ростсельмаш (Ростов — на- Дону). Минск не оплатил ни один комбайн… И это далеко не в первый раз. Вот такая интеграция и «союзничество»..
Киргизская трагедия
События в Киргизии создали крайне негативный фон для российско — белорусской встречи в верхах. Безусловно, Д. Медведев, как и В. Путин, говоря с А. Лукашенко, видели в нем человека, причастного к катастрофе в Оше.
Организация силами бакиевского подполья в день открытия саммита ШОС в Ташкенте этнических столкновений на юге Киргизии, видимо, по замыслу белорусского руководства, должно было продемонстрировать востребованность А. Лукашенко, обладающего «бесценным» для политической стабилизации в этой горной центральноазиатской республике ресурсом — экс-президентом К. Бакиевым, в качестве нового субъекта геополитики. Вроде как, без Минска не обойтись. Но белорусская сторона явно переборщила. Все-таки в столкновениях уже погибли десятки людей.
Д. Медведев, прилетев поздно вечером 11 июня из Ташкента, имел свой взгляд на события в Оше. Активное участие в событиях на юге Киргизии бакиевской агентуры недвусмысленно указывает на то, что к разжиганию гражданской войны в данной центральноазиатской республике причастен официальный Минск. Поддерживая функционирование на территории Беларуси политически-диверсионного центра К. Бакиева, А. Лукашенко разжигает в Киргизии гражданскую войну. С учетом того, вполне вероятен ввод в южные районы Киргизии российских миротворцев, деятельность Минска в Центральной Азии может в перспективе прямо угрожать жизни российских солдат и уже угрожает местному русскоязычному населению. Белорусский президент видимо до конца не понимает, что творит.
Единственно, что сейчас А. Лукашенко может сделать для стабилизации ситуации в Киргизии, так это не надувать щеки и рассуждать о легитимном президенте Киргизии, а немедленно отдать К. Бакиева Бишкеку. Арестовать экс-президента Киргизии вместе с сыновьями и передать в Москве представителям киргизских спецслужб. Это дело неотложное. Иначе это сделают другие, а виноват останется Минск.
Ведь гражданская война подобна чуме.
Подводя итоги:
Результатом встречи А. Лукашенко в Москве стало то, что сейчас белорусский президент оказался совершенно беспомощен. Он лишился прикрытия со стороны своего главного, практически монопольного «союзника», так как не в силах решать с ним дела.
А. Лукашенко ничего из Москвы не привез. Учитывая, что до настоящего времени в республике продолжает со всей очевидностью работать формула власти («Руководить Беларусью может только тот человек, который в силах решать белорусские проблемы в Москве»), то с 12 июня А. Лукашенко фактически потерял право на руководство Беларусью. Он не в силах удовлетворить ее быстро растущие потребности, что выбрасывает А. Лукашенко на обочину политической жизни. Он может и дальше увлекаться яркими заявлениями, угрозами и призывами, но словами десять миллионов не накормишь.
Придется вступать в Таможенный Союз и одновременно как-то объясняться с собственной олигархией, ожидающей беспошлинную нефть, с директоратом, настроенном на газовую экономию, с населением, ждущим зарплату в 500 долларов, электоратом, верящем в очередное экономическое «чудо» и т. д.
Внимательное наблюдение за процессами в белорусском политическом классе, беседы и зондаж в его среде, позволяет утверждать, что исподволь в Беларуси уже проводится президентский кастинг и он не имеет ничего общего с предстоящими президентскими выборами. Представители номенклатуры, банкиры, силовики, даже олигархические круги активно присматриваются к отдельным персонам, активно обмениваются информацией о их компетентности, договороспособности и связях в Москве. Последнее критично важно для республики, которой после столь «успешных» российско-белорусских саммитов реально угрожает молдаванизация.
В общем, отъездился белорусский президент в Москву.
А. Суздальцев, Москва, 13.06.10.