Независимое военное обозрение | Вадим Соловьев, Виталий Цымбал | 16.03.2007 |
КУДА КОЛЕЯ ВЫВЕДЕТ?
Многолетнее планирование для России не ахти какая новость. Помнятся пятилетки и даже семилетка. Они служили главными инструментами не только стратегического планирования, но и оперативного управления, именно они утверждались на самом высоком уровне государственной иерархии. Годовые планы и соответствующие им годовые бюджеты принимались без особого, детального обсуждения — как выборки из пятилетних.
У такой системы управления были свои плюсы: ощущение стабильности, возможность реализации долгосрочных проектов. Но имелись и недостатки. Главный из них — трудности адаптации в случае быстроменяющейся ситуации, когда реальность перестает быть похожей на прогноз или когда наши представления об оптимальности уточняются. Утвержденный план мог только дополняться новыми работами, задаваемыми совместными решениями органов политической и государственной власти. А значит, требовал все новых расходов.
Пока что у принятого решения о разработке и утверждении федерального бюджета на три года виден только один «плюс», нужный президенту РФ для стабилизации политического и социально-экономического курса нашего государства. Этот акт разового действия поставит преемника Владимира Путина в колею, которая сейчас кажется правильной. Но не дает гарантий правильности движения в колее. Ведь были у СССР на момент его развала долгосрочные планы, программы и т. п. Предотвратили ли они крутой вираж в нашей истории?
Правомочен и такой вопрос. А не превратится ли трехлетний бюджет в шоры, не лишит ли он новое руководство возможности видеть все вокруг и адекватно реагировать на происходящее?
На взгляд многих экономистов, главная беда нашей системы планирования расходов состоит в том, что начавшийся было переход к бюджетированию, ориентированному на результат, пока не увенчался успехом, понятным обществу. Не были обнародованы стратегические цели и задачи, которые требуется решить, не обоснованы критерии оценки итогов, не подтверждены возможности их надежного контроля.
СЕКРЕТ ДЛЯ СОГРАЖДАН
И еще, если мы обеспокоены тем, что разрыв между уровнем доходов самых богатых и самых бедных граждан в России достиг критической величины, то почему замалчиваем, что разрыв между денежным довольствием контрактников нижнего уровня войсковой иерархии и довольствием военачальников тоже достиг критического 15-кратного значения?
Вторая беда — закрытость наших бюджетных расходов от общества, от граждан. Доложенные кем-то президенту и включенные в бюджетное послание слова о том, что «внедрена основанная на международных стандартах система бюджетной классификации и бюджетного учета, существенно повысившая прозрачность и управленческую значимость бюджетной отчетности», — увы, не вполне соответствуют действительности. На самом деле доля засекречиваемых в бюджете расходов растет (с 11,8% в 2006-м до 12,2% в 2007 году).
От кого мы их скрываем? От соотечественников! Например, россияне до сих пор получают сведения о военных расходах своего государства из официальных источников значительно в меньшем объеме, чем эксперты ООН и НАТО. За рубеж предоставляется куда более подробная информация, соответствующая стандарту ООН, принятому еще в 1980 году, и стандарту НАТО — в рамках «партнерства» с этой организацией. И это не безобидные разночтения. Они ставят в неудобное положение руководство страны, когда оно сопоставляет военные расходы России, посчитанные по доморощенной классификации, с расходами других государств, соответствующими международным стандартам.
Почти одновременно президент РФ сообщил, что на перевооружение армии и флота до 2015 года будет выделено 5 триллионов рублей. Каким образом будут потрачены эти огромные средства, полученные из налогов россиян? То есть народные деньги. Все это — тайна за семью печатями. Досконально все знает только верхушка Минобороны. Прозрачность минимальная. Гражданский контроль, сколько о нем ни говорили и говорят, исключается полностью.
Понятно, что на протяжении столь длительного срока планы технического перевооружения волей-неволей придется корректировать. Кто будет принимать решения? Все та же ограниченная группа людей. В стороне остается гражданское общество. Даже родные парламентарии ограждены от обсуждения принципиальных военных программ. Генералы не утруждают себя выступлениями в Госдуме в защиту конкретных планов военного строительства и оборонно-промышленных проектов. А депутаты — представители народа — лишены возможности оценить, насколько эффективно предполагается истратить государственные средства. И не только сказать свое веское слово, а и принять решение, как этого требуют принципы гражданского общества.
Полагаться лишь на мудрость небольшой группы доверенных лиц из высокопоставленных военных — рудимент советского прошлого. Известно, что в случае провала какой-либо из вооруженческих программ найти ответственного будет невозможно. Корпоративные интересы не позволят этого сделать. Такова система, полностью исключающая гражданский контроль над силовыми структурами.
До настоящего времени гражданское общество так и не знает, хотя бы приблизительно, какими расчетами пользуется группка людей, определяющих программы перевооружений. Никто сегодня не ответит на вопрос, а не окажется ли страна в положении Советского Союза, затратившего значительную часть средств на обладание 40 тысячами танков. Их уничтожение, называемое затратной утилизацией, легло тяжелейшим грузом уже на Россию. Насколько рациональны расчеты, если они вообще существуют. В США, Великобритании, Франции не делают из этого проблем — общественность не только знает долгосрочные планы строительства и производства того или иного вида вооружений, но и принимает решения о целесообразности реализации того или иного проекта. В России — все по-прежнему во тьме.
Решить эти проблемы — куда важнее, чем менять статус перспективного финансового плана на три предстоящих года, будет он утвержден президентом или нет.