На общевойсковом полигоне Московского военного округа в Нижегородской области прошло полковое тактическое учение с боевой стрельбой. По мнению начальника Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенанта Александра Лукина, проверившего ход учения на одном из ключевых этапов, учение своей цели достигло — все обучаемые получили практические навыки в выполнении должностных обязанностей по своим воинским специальностям, и можно было убедиться в том, что методика проведения ПТУ обеспечила эффективность обучения и дала прирост боевой готовности и выучки войск. В то же время, к сожалению, не удалось полностью избежать проявлений формализма и упрощенчества.
Подоплека упрощений
Формально командующий 20-й армией генерал-лейтенант Андрей Третьяк проводил учение с танковым полком одного из танковых соединений МВО. Реально в нем от полка принимал участие личный состав 2-го танкового батальона, а остальные батальоны были представлены лишь органами управления. Разумеется, были задействованы орган управления полка, а также подразделения боевого, тылового и технического обеспечения.
Не является ли упрощенчеством то, что личного состава двух батальонов на полковом учении не было? Отвечая на этот вопрос «Красной звезды», начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенант Лукин отметил, что проблема есть, хотя в то же время командующий армией, как руководитель учения, действовал в соответствии с организационно-методическими указаниями главкома Сухопутных войск на 2007 год. В этих указаниях в целях экономии ресурсов техники, ГСМ на полковое тактическое учение разрешается привлекать именно такое количество личного состава.
По мнению генерал-лейтенанта Лукина, на подобные учения надо привлекать 100% личного состава полка, как этого требует Наставление по организации и проведению тактических учений. Хотя в настоящее время сделать это сложно из-за малого моторесурса техники. Если выделяемые на боевую подготовку средства позволяют нынче покрыть потребность в горючем и смазочных материалах, используемых на учениях, то решить проблему ресурса техники сложнее. Танки, БМП, другие боевые и специальные машины у нас в большинстве своем пока старые, их моторесурс в значительной степени выработан, программа оснащения новыми ВВТ лишь начала набирать обороты.
По плану в ходе подготовки и ведения обороны в условиях применения противником средств радиоэлектронной борьбы, при организации наступления совместно с подошедшими резервами танковый полк должна была поддерживать авиация: звено вертолетов и пара штурмовиков Су-25 одного из объединений ВВС и ПВО. Однако штурмовики не прилетели вообще, а вертолетов Ми-24, готовых поддержать танкистов огнем с воздуха, было всего два.
Генерал-лейтенант Лукин попросил объяснить причину представителя объединения ВВС и ПВО. Из объяснения выходило, что у авиаторов принять участие в данном учении спланированными силами просто-напросто нет возможностей. К примеру, многие вертолетчики перед убытием в длительную командировку в Ханкалу находились в отпусках, а их заменить было некем.
Это и другие объяснения пусть и выглядели логичными, но не удовлетворили начальника ГУБП и СВ. Во-первых, планы составляются для последующего их выполнения, а не для галочки. А самое главное, что именно в ходе таких учений отрабатывается взаимодействие подразделений Сухопутных войск и ВВС, шлифуется мастерство авианаводчиков и летчиков, результатом чего в боевой обстановке станут разящие удары с воздуха по противнику, а не злополучный огонь по своим. Генерал-лейтенант Лукин пообещал, что «разбор полетов» — точнее, их отсутствия — обязательно произойдет, чтобы впредь приоритетность боевой подготовки в повседневной жизнедеятельности войск стала безусловной и ни у кого не вызывала желания проигнорировать мероприятия боевой учебы.
Стужа — не помеха
Для тех, кто привлекался к учению, все было настоящим: подъем по тревоге, передислокация на полигон, налаживание быта в полевых зимних условиях (кстати, первые несколько суток ПТУ столбик термометра ночью опускался ниже минус 30 градусов). Надо отметить, что полевой лагерь был оборудован по всем правилам «расквартирования». Внутренний порядок свидетельствовал о дисциплинированности личного состава, тепло в палатках — об эффективности работы тыловых служб, а также службы суточного наряда. Таким образом, «генерал Мороз» для танкового полка и приданных ему сил был скорее союзником, чем противником. А этап с боевой стрельбой продемонстрировал, что стужа и снег на точность огня и своевременность выполнения тактических приемов отрицательного влияния нисколько не оказывают.
Исследовательская цель
Среди шести учебных целей полкового тактического учения с боевой стрельбой была заявлена одна исследовательская. Сформулировали ее так: исследовать работу командира и штаба при подготовке и ведении боя во взаимодействии с воинскими частями и подразделениями видов и родов войск Вооруженных Сил, организацию боевого поражения противника в бою.
Генерал-лейтенант Лукин посчитал нужным кое-что уточнить, заслушав доклад командующего 20-й армией генерал-лейтенанта Андрея Третьяка. Прежде всего начальника Главного управления боевой подготовки и службы войск ВС РФ заинтересовало, какие именно исследования планируется провести в рамках решения обозначенной руководителем учения исследовательской цели.
— Взаимодействие с какими видами и родами войск вы будете исследовать? — спросил генерал-лейтенант Лукин у начальника отдела боевой подготовки армии полковника Александра Ткаченко, который возглавлял созданную на период учения исследовательскую группу.
— На данном учении — только с авиацией, — ответил полковник Ткаченко, хотя в плане было указано «с видами и родами войск Вооруженных Сил».
С формальной точки зрения получалось, что цель исследования не соответствовала тому, что реально планировалось изучить. Однако когда генерал-лейтенант Лукин попытался выяснить, что же именно во взаимодействии с авиацией планируется исследовать, попросил показать ему это на карте, полковник Ткаченко ничего толком объяснить не смог. Армейская авиация на полковом тактическом учении в 20-й армии применялась не впервые, однако «забитое» в план исследование предполагало, что в применении авиации именно на этом учении будет что-то новое. Что именно?
Ответ полковника Ткаченко позволил сделать вывод, что ничего нового в применении авиации в ходе ПТУ не будет, так что в этой связи исследовать нечего.
Известно, что во время подготовки документов к учениям у отвечающих за это должностных лиц велико искушение по максимуму использовать аналогичные документы с прошлых мероприятий. Ничего зазорного в этом нет — каждый раз заново изобретать велосипед ни к чему. С другой стороны, наполняя привычный «скелет» того или иного документа конкретным содержанием, неплохо бы вдумываться в то, что пишешь.
Что касается исследования организации огневого поражения противника в бою, то со слов полковника Ткаченко и здесь тоже было непонятно, каков объект исследования.
И тут на помощь армейскому «начбою» пришел командарм. Он сообщил, что поставил задачу полковнику Ткаченко исследовать два вопроса: создание и эффективность применения противотанкового резерва в танковом полку, а также возможность совместных действий этого противотанкового резерва, состоящего из танковых подразделений, с подвижным отрядом заграждения, в том числе в ходе этапа боевой стрельбы. Цель эта, может быть, не такая уж и масштабная, но она реальна.
— Ну так и надо было в плане указать настоящую цель, — резюмировал начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск.
Вводных могло быть больше
Особое внимание при проверке работы обучающих генерал-лейтенант Лукин обратил на план наращивания. По докладам должностных лиц 20-й армии, с 15.00 до 24.00 в день, предшествующий этапу с боевой стрельбой, вводных было подготовлено не так уж и много. Одна из вводных предполагала, что в районе тылового пункта управления полка в 15.00 обнаружено разведывательное сигнальное устройство. Вторая — что в радиосети командиров первого и второго танковых батальонов появились прицельные радиопомехи. Третья — что в 16.00 в медицинском пункте полка во время эвакуации раненых и больных госпиталя подорван на мине санитарный автомобиль.
Почему-то докладчик сначала упустил из вида вводную, предполагающую действия авиации противника. Это тем более странно, поскольку, по сценарию ПТУ, на тот момент во время подготовки обороны вне соприкосновения с противником «Северные» (так был обозначен противник) в течение 10 суток проводили воздушно-наступательную операцию, нанося удары по объектам инфраструктуры «Южных» и их войскам. По логике, именно эта вводная должна была быть основной.
Впрочем, через минуту представитель управления 20-й армии уточнил, что вводная «налет авиации противника и нанесение бомбо-штурмового удара по расположению полка в районе сосредоточения» все же предусмотрена. Только ее прохождение было странным, поскольку предполагалось, что ее командиру полка вручит офицер штаба руководства.
— Вообще-то эту вводную нужно давать иначе, через сеть оповещения, — заметил генерал-лейтенант Лукин, — ведь информацию о том, что к району сосредоточения полка подлетает авиация противника, получают войска противовоздушной обороны. Вводную эту надо дать через начальника ПВО, и уже от него она должна поступить командиру полка.
В результате от начальника Главного управления боевой подготовки и службы войск ВС РФ было получено указание насытить план наращивания мероприятиями.
Еще одним из недостатков при организации учения было отсутствие плана имитации для обозначения огневого воздействия противника. Да, на этапе боевой стрельбы имитацию использовать не положено. Однако до и после этого этапа ее применять не только можно, но и нужно. Ведь остальные этапы учения полк проводил без боевой стрельбы! Впрочем, командующий 20-й армией заверил начальника Главного управления боевой подготовки и службы войск, что имитация на заключительном этапе непременно появится.
«Моделирование» предстоящего боя
Накануне этапа боевой стрельбы была организована работа управления полка по организации взаимодействия в оборонительном бою на макете местности. Надо отметить, что командир полка полковник Андрей Михайлов эту работу в целом провел организованно, и со своими подчиненными (заместителями, командирами подразделений, начальниками родов войск и служб) «прокрутил» возможные эпизоды предстоящего боя, проверил, насколько подчиненные усвоили значение различных сигналов управления.
Руководитель учения лишь изредка вмешивался в работу командира, прежде всего тогда, когда видел в докладах его подчиненных неточности. Генерал-лейтенант Третьяк в ходе работы управления полка по организации взаимодействия в оборонительном бою на макете местности подчеркнул, что у каждого офицера должна складываться картинка боя не только применительно к выполнению своих задач, но и учитывая возможные действия противника.
К примеру, передовые отряды противника обычно движутся на строго определенном удалении впереди главных сил и выполняют свою задачу именно до рубежа развертывания в батальонные колонны. Когда передовые отряды замедлят свое движение или даже вообще остановятся в районе рубежа развертывания в батальонные колонны, может возникнуть пауза. В районы, где эти передовые отряды, скорее всего, остановятся, и надо планировать огонь артиллерии, а не только по точкам встречи, тем более что точки встречи наиболее характерны для следующих рубежей развертывания.
В ходе работы полковник Михайлов долгое время заслушивал лишь командиров подразделений, начальника разведки и начальника артиллерии. На это командующий армии заметил, что основная задача в ходе работы управления полка по организации взаимодействия в оборонительном бою на макете местности заключается в согласовании действий по месту и времени. В связи с чем посоветовал полковнику Михайлову проверить, что делают в каждый конкретный момент командиры подразделений, начальник ПВО, чем занимается тыл.
Докладывая характер действий противника на рубеже развертывания во взводные колонны, начальник разведки полка майор Алексей Прибытков явно ошибся с количеством батальонов противника в первом эшелоне. Это сразу заметил начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск генерал-лейтенант Лукин. Командарм и командир полка начальника разведки поправили.
Начальник артиллерии полка подполковник Дмитрий Ляпин четко доложил действия полковой артиллерийской группы в ходе огневого поражения противника на рубеже развертывания во взводные колонны, пояснив, по каким целям ПАГ ведет подвижный заградительный огонь и какие цели поражает огнем сосредоточенным.
А вот командир первого танкового батальона майор Ростислав Бородай внятно доложить о том, что делает батальон по сигналу о выходе противника на рубеж развертывания во взводные колонны, не сумел. Когда все-таки он сказал, что батальону предстоит вести сосредоточенный огонь, руководитель учения попросил комбата показать участок сосредоточенного огня. Показывал комбат участок неуверенно, назвать — с привязкой к ориентирам местности — вообще не сумел.
Командир второго батальона подполковник Александр Шевченко уверенно доложил свое решение по порядку поражения противника при выходе его на рубеж перед боевым охранением. Комбат решил огнем боевого охранения и минометной батареи с временных огневых позиций уничтожить разведку противника. Руководитель учения лишь поинтересовался, когда и как — одновременно или с оставлением дежурных сил и средств — будет выходить из боя боевое охранение.
— Одновременно по сигналу с занятием промежуточного рубежа, — ответил подполковник Шевченко.
— А как командир полка собирается обеспечить ведение боя этими силами батальона на промежуточном рубеже? — спросил генерал-лейтенант Третьяк.
— Выход боевого охранения на промежуточный рубеж будет обеспечен огнем артиллерийского дивизиона и минометной батареи, а также под аэрозольным прикрытием; так же будет обеспечиваться выход с промежуточного рубежа, — доложил командир полка.
Что касается первого применения в предстоящем бою авиации, то тут к полковнику Михайлову появились вопросы. Командир полка спланировал, что пара вертолетов нанесет удар по роте противника. Генерал-лейтенант Лукин попросил полковника Михайлова пояснить, что именно вертолеты должны сделать с этой ротой (уничтожить, временно остановить ее продвижение или что-то еще), на что способны с точки зрения своих боевых возможностей.
— Нанести удар, уничтожить противника, — ответил командир полка.
Однако реальные возможности пары вертолетов значительно скромнее и не позволяют этого сделать. В связи с этим генерал-лейтенант Лукин указал на необходимость четко соизмерять задачи, которые возлагаются на авиацию, с ее боевыми возможностями. Выяснилось также, что и ресурс вертолетов для выполнения этой задачи не спланирован, на что тоже указал начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск.
Затем офицеры полка перешли к решению второй задачи: ведение боя за удержание участка обороны и уничтожение вклинившегося противника с целью согласования действий мотострелковых, танковых подразделений, подразделений родов войск и специальных войск в интересах нанесения поражения противнику. Был разыгран тактический эпизод, когда до двух механизированных батальонов механизированной бригады противника, используя результаты своего огневого поражения, прорвали оборону полка на одном из участков, овладели взводными опорными пунктами рот и батальонов первого эшелона и ведут бой на конкретном рубеже.
Руководитель учения обратил особое внимание на маневр, который в сложившейся обстановке должна совершить минометная батарея обороняющегося батальона, дабы комбат не «проспал» свою артиллерию и не отдал ее противнику.
Применительно к действиям третьего танкового батальона, которому предстояло восстанавливать положение по переднему краю, генерал-лейтенант Третьяк отметил, что в случае продолжающегося отхода противника его непременно надо преследовать.
— Те, кто не выполнял эту задачу, в свое время шли под суд военного трибунала, — вспомнил военную историю командарм. — Если в ходе боя в результате проводимой контратаки противник станет отходить, оставит первую траншею и будет закрепляться перед передним краем, необходимо усилить все виды разведки, чтобы установить истинный характер его действий. То, что он закрепляется на этом рубеже, еще не означает, что он там останется. Под видом закрепления он может оставить дежурные силы и средства и скрытно отойти на более выгодный рубеж. В этом случае командир полка должен доложить командиру дивизии, принять решение, установить начало отхода противника и преследовать на всю глубину его построения до его конечного рубежа. Преследовать с тем, чтобы не дать ему закрепиться на выгодном рубеже.
В ходе работы управления полка по организации взаимодействия в оборонительном бою на макете местности генерал-лейтенанта Лукина заинтересовало, что делает в интересах полка старший начальник.
Командир полка полковник Михайлов доложил, что полку придан артдивизион, кроме того, поддерживают два дивизиона из состава дивизионной артиллерийской группы (ДАГ). ДАГ должна поражать артиллерийские батареи противника, пункты управления бригад первого эшелона, вести сосредоточенный огонь по огневым средствам и живой силе.
Подводя итоги работы управления полка по организации взаимодействия в оборонительном бою на макете местности, руководитель учения в лучшую сторону отметил начальника инженерной службы полка, начальника ПВО, командира второго танкового батальона. А вот командир 1-го танкового батальона майор Бородай, по оценке генерал-лейтенанта Третьяка, подготовился очень плохо, и создавалось впечатление, что этот комбат находился вне тактической обстановки. На этом работа управления полка по организации взаимодействия в оборонительном бою на макете местности была окончена.
В небе — три зеленые ракеты
Сверка часов, звук горна на открытие огня, взлет трех зеленых ракет — и этап с боевой стрельбой начался.
Первым к работе приступило боевое охранение, открыв огонь по разведке противника, обозначенной мишенями.
Кстати, как сообщил «Красной звезде» начальник общевойскового полигона МВО полковник Олег Морозов, на учебном тактическом поле для проведения ПТУ была установлена 681 мишень для всех видов вооружения, которые есть в полку (включая зенитные средства «Тунгуска» и «Стрела») и приданных подразделениях. Из мишеней 561 появляющаяся и 99 движущихся, 99 — для танков, 38 — для БМП, 385 — для ПКТ, НСВТ, стрелкового оружия. Кроме того, были установлены мишени для минометов, САУ и вертолетов — одним словом, полный набор мишеней по тематике учения.
Действие противника, как обычно, имитировалось подъемом тех или иных мишеней, ну, а полк под командованием полковника Михайлова вел по ним огонь из всех видов оружия. Разумеется, не хаотично, а организованно, с соблюдением тактических аксиом, с одной стороны, и мер безопасности, с другой.
…Командир полка решает средствами боевого охранения уничтожить разведку противника и не допустить его внезапного нападения на батальонный район обороны. Помощник по мишенной обстановке по команде руководителя учения выполняет следующую задачу, которая тут же превращается в очередное появление условного противника перед обороняющимися. Связь работает надежно, все нити управления полком командир крепко держит в своих руках. Руководитель учения лишь изредка корректирует действия полковника Михайлова, но при этом ни одного его решения не отменяет.
Тем временем перемещение минометной батареи на основные огневые позиции и отход боевого охранения маскируются дымовой завесой. Идея хорошая, а вот исполнение… Ветер сносит дым в другую сторону. Впрочем, все последующие случаи выставления дымовой завесы оказались удачными…
— Контрольной группе — доложить результаты «Гром»! — отдает распоряжение руководитель учения.
— Недолет — 75, левее — 003 по центру залпа, — прозвучал доклад о выполнении огневой задачи артиллерийским дивизионом из самоходок 2С-3 по головной походной заставе противника.
По требованиям мер безопасности оранжевым дымом обозначается передний край обороны, боевое охранение успевает отойти, и к выполнению поставленной задачи готова пара Ми-24. Ну, что покажут авиаторы, как поддержат танкистов? К сожалению, через несколько минут звучит доклад о том, что одна ракета при пуске не сошла.
Бой в обороне продолжается. Противник по-прежнему атакует подразделения полка на промежуточном рубеже, одновременно главные силы бригады противника выдвигаются из глубины. По ротам первого эшелона обороны противник ведет минометный огонь. Командир полка принимает решение нанести огневое поражение вражескому минометному взводу. Реально очередная огневая задача ставится полковой артиллерии.
Через несколько минут в небе появляется условный вертолет противника — цель в виде осветительной мины зависает над полигоном. На КП полка следят за «Стрелой-10», метнувшейся в сторону медленно спускающейся светящейся точки. Секунды полета «Стрелы» затянулись до невозможности… Есть попадание! Еще одна аналогичная цель зависает над полигоном, из пушек начинают работать «Тунгуски"…
Учение приближается к апогею, танкисты огнем уничтожают противника, маневром уходят из-под ударов, сменяя позиции, командир полка для выполнения очередной задачи просит старшего начальника поддержки огнем по резервам противника. Руководитель учения утверждает решение полковника Михайлова…
Личный состав полка действовал в поле слаженно и потому удачно. Вот что по этому поводу сразу по окончании этапа с боевой стрельбой сказал генерал-лейтенант Третьяк:
— Самая большая нагрузка на этом учении легла на 2-й танковый батальон, который выполнял боевую задачу на направлении сосредоточения основных усилий, на направлении главного удара противника. Во втором танковом батальоне основная задача легла на 5-ю танковую роту, которая в ходе выполнения боевой задачи дважды совершала сложные маневры. Ну, а лучший танк — правофланговый танк 5-й танковой роты.
Порадовала артиллерия, особенно действия минометных подразделений. Изначально на этом учении не планировалось использовать минометные батареи, но в связи с низкими результатами, показанными минометчиками на батальонных тактических учениях, мною было принято решение привлечь минометную батарею к выполнению здесь неплановых задач. Минометная батарея работала по семи задачам, из них уже сейчас без дополнительного осмотра мишеней можно сказать, что пять задач выполнено с хорошей оценкой.
Что касается штатного артиллерийского дивизиона на 2С-3, то контрольная группа обработает и оценки по каждой из восьми выполненных задач (две плановые и шесть неплановых) выставит. Последнюю неплановую задачу, которую поставил генерал-лейтенант Лукин, уже сейчас можно оценить — ее артиллеристы выполнили на «отлично».
Подразделение ПВО из пяти выполненных задач смогло дать три прямых попадания, так что вряд ли оценка при полной обработке данных будет ниже хорошей.
Саперы — это вообще трудяги, на них всегда ложится самая сложная задача, мне всегда их по-человечески жалко. Сегодня мы впервые на учении применили действия подвижного отряда заграждений в танковом полку. Я доволен действиями как подвижного отряда заграждений, так и остальных инженеров при выполнении задач фортификационного оборудования позиций, установки противотанкового рва, узла заграждений. Считаю, с задачей они справились успешно.
Что касается общей оценки, то мы сегодня максимально приблизились к хорошему результату. Сейчас посчитают процент поражения целей, а за тактические действия я, как руководитель учения, буду просить у командующего войсками МВО утвердить оценку «хорошо».
Оценивая по просьбе «Красной звезды» общий итог этапа ПТУ с боевой стрельбой, начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенант Лукин отметил, что специфика данного учения в том, что здесь действовал танковый полк постоянной готовности, который укомплектован военнослужащими по контракту. Поскольку еще не прошло и года с момента укомплектования полка контрактниками, боевое слаживание в форме ПТУ является одним из важнейших этапов боевой учебы для этих военнослужащих.
— Учение своей цели достигло — личный состав получил практические навыки в выполнении задач по своим воинским специальностям, — отметил генерал-лейтенант Лукин. — Командир полка, на мой взгляд, получил сегодня полную практику управления полком при принятии решения, планировании и в ходе практических мероприятий при организации действий войск на поле боя. Оценку его действиям поставит командующий. Моя же задача — убедиться в том, что методика проведения ПТУ обеспечивает эффективность обучения и дает прирост боевой готовности, боевой выучки войск.
А вот как генерал-лейтенант Лукин прокомментировал возникновение нештатных ситуаций, связанных с применением авиации:
— Авиация использовала управляемые ракеты «Штурм», у которых уже вышел срок эксплуатации, — сообщил начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск, — и несколько ракет при пуске просто не сошли с пусковых установок вертолетов. Почему так случилось, в деталях пришлось разбираться специалистам по вооружению. В то же время могу сказать, что срок эксплуатации подобных ракет, находящихся в неприкосновенном запасе в наших арсеналах, не вышел, и прежние примеры применения таких ракет были удачными.
Завершился этап с боевой стрельбой вручением ценных подарков военнослужащим, которые действовали наиболее успешно. Кроме командира полка, это командир второго танкового батальона подполковник Александр Шевченко, командир танковой роты лейтенант Артем Иванов, командир зенитной батареи старший лейтенант Владимир Атрошенко, командир инженерно-саперной роты капитан Сергей Кожухар, командир минометной батареи капитан Александр Трофимов, командир мотострелкового взвода лейтенант Иван Ведерников, механик-водитель рядовой Сергей Синюгин, снайпер рядовой Андрей Лисовский, наводчик-оператор рядовой Дмитрий Косинок.
http://www.redstar.ru/2007/03/1303/201.html