В 2007 году человечество отмечает важный юбилей в мировой авиации: прошло 100 лет со времени первого полета летательного аппарата, названного сначала жиропланом (gyroplane), геликоптером, а потом получившего у нас, в России, свое особенное имя — вертолет. Мы в вертолетостроении всегда находились на передовых рубежах. В нашей стране винтокрылые машины, «вертушки», как любовно называют их военные, используются повсеместно и надежно работают в самых тяжелых условиях эксплуатации. Они исправно несут службу и в Вооруженных Силах, не только доставляют людей в места, куда не проедешь, но и поддерживают огнем, уничтожают бронетехнику и другие объекты противника, перебрасывают по воздуху боеприпасы и питание, эвакуируют раненых. Без них выполнение ряда задач, в том числе боевых, зачастую просто невозможно.
Четырехвинтовой вертолет братьев Бриге оторвался от земли 24 августа 1907 года и в режиме висения продержался в воздухе чуть более минуты. Другому изобретателю — французу Полю Корню — удалось 13 ноября 1907 года на своем двухвинтовом аппарате совершить первый свободный полет. Эти два полета стали началом эпохи практического вертолетостроения.
Вскоре после французов русские изобретатели В.В. Татаринов, К.А. Антонов, Н.И. Сорокин, А.Ф. Симонов, В.Н. Левицкий, С.О. Ощевский-Круглик и другие построили вертолеты с двигателями внутреннего сгорания. Наибольшего успеха среди них добился талантливый молодой конструктор Игорь Сикорский. Подъемная сила несущих винтов его первого собранного в 1909 г. вертолета оказалась недостаточной для полета, но зато построенный им же в 1910 году второй вертолет уже мог оторваться от земли, правда, без летчика на борту. Ныне по разработанной им соосной схеме строятся знаменитые отечественные вертолеты «Камов».
Молодой студент Борис Юрьев в 1912 г. первым в мире разработал и построил вертолет по схеме, ставшей классической, — с одним несущим и одним рулевым винтом. Сегодня по этой схеме в мире строится 98 процентов всех вертолетов.
Советское, а затем и российское вертолетостроение по праву вывели нашу страну в лидеры мировой авиации. Многие конструктивные и научные решения отечественных вертолетостроителей уникальны и не превзойдены за рубежом. Только фирма «Камов» может строить вертолеты оригинальной соосной схемы. Только советским авиаконструкторам удалось создать работоспособный вертолет поперечной схемы.
Вертолет Ми-8 (Ми-17) можно встретить практически в любом уголке мира, он стал своеобразной авиационной визитной карточкой нашей страны. По популярности вертолет Ми-8 и его модификации уступают разве что автомату Калашникова. «Восьмерки» являются наиболее распространенными в мире транспортными вертолетами, уступая только легким многоцелевым и транспортным Bell UH-1 «Iroquois» и «Huey».
Отметим, что автором «восьмерки» был сам легендарный Михаил Леонтьевич Миль. Многие на фирме считают, что создание Ми-8 было апогеем в творчестве этого блестящего авиационного конструктора.
Во многом благодаря вертолетам стало возможным освоение регионов «Большой нефти» в Сибири и на Крайнем Севере. Роль вертолетов в развитии СССР и России огромна. Михаил Миль справедливо утверждал, что «наша страна как будто специально создана для вертолетов».
Сегодня роль интеграционного центра отечественного вертолетостроения выполняет корпорация «Оборонпром». В рамках государственной программы реформирования российского оборонно-промышленного комплекса она стала управляющей компанией вертолетостроительного холдинга. Новая структура объединила практически все вертолетостроительные предприятия страны: конструкторские бюро Миля и Камова, серийные заводы милевской и камовской коопераций, ряд предприятий-смежников.
В 2007 году запланирован ряд мероприятий, связанных с празднованием 100-летия вертолетостроения. Так, красочным финалом авиасалона МАКС-2007 станут захватывающие вертолетные соревнования на Кубок КБ Миля, которые будут проводиться при поддержке Ассоциации вертолетной индустрии и ОПК «Оборонпром». В сентябре в Казани пройдет форум Европейского вертолетного общества. Кроме того, в этом году отметят свое 60-летие Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля и 5-летие ОПК «Оборонпром».
2007 год обещает быть богатым на события в вертолетном мире как России, так и за рубежом. Второй век вертолета будет, конечно же, не менее интересным, чем предыдущее столетие.
Напомним, что ОАО «ОПК «Оборонпром» как многопрофильная промышленно-инвестиционная группа создано в 2002 году. В его состав входят вертолетостроительный холдинг, холдинг средств ПВО «Оборонительные системы», лизинговая компания «Оборонпромлизинг».
Акционерами ОПК «Оборонпром» являются: Российская Федерация (51%), ФГУП «Рособоронэкспорт» (31,13%), Республика Татарстан (15,07%), ОАО «Роствертол» (2,79%).
Вертолетостроительный холдинг корпорации «Оборонпром» включает в себя все составляющие производства и обслуживания вертолетной техники: разработка вертолетов — конструкторские бюро Миля, Камова и Казанского вертолетного завода; серийные предприятия — изготовители вертолетной техники — Улан-Удэнский авиационный завод, Казанский вертолетный завод, «Роствертол», а также Кумертауское авиационное предприятие, Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» (эти два предприятия войдут в состав холдинга в текущем году); предприятия-смежники — Московский машиностроительный завод «Вперед», Ступинское машиностроительное производственное предприятие; производство вертолетных тренажеров — «Р.Е.Т. Кронштадт»; ремонт вертолетов — Новосибирский авиаремонтный завод; сервисные и маркетинговые компании — «Вертолетная сервисная компания», созданная на базе ОАО «Камов-Холдинг», авиакомпания «Аэро-Камов» (принадлежит ЗАО «Оборонпромлизинг»), сервисные центры за рубежом.
На предприятиях вертолетостроительного холдинга «Оборонпрома» заняты свыше 40.000 человек. В 2006 году предприятиями холдинга произведено 110 вертолетов. Свыше 5.200 российских вертолетов эксплуатируются более чем в 80 странах мира.
В заключение отметим, что роль вертолетов в нашей жизни будет только возрастать. Это обусловлено уникальными качествами винтокрылов: они, сохраняя все преимущества воздушного транспорта, не требуют громоздкой наземной инфраструктуры, необходимой самолетам.
Что касается Вооруженных Сил, то армия сегодня немыслима без современных боевых и транспортных вертолетов. Важно, что в России удалось сохранить два направления в боевом вертолетостроении. Конкуренция — мощный двигатель прогресса.
http://www.redstar.ru/2007/03/1403/302.html