В оборонно-промышленном комплексе России, который сегодня из никому ненужной падчерицы превращается в любимое детище государства, идут серьезные структурные преобразования. Вслед за авиационно-промышленным комплексом государство вплотную занялось кораблестроением. И это неудивительно, такая страна, как Россия, три четверти границ которой морские, просто обязана иметь мощный и современный флот. Каждая закладка нового корабля, а их в последнее время становится все больше, свидетельствует о возрождении России как великой морской державы.
О том, как нам быстрее реанимировать эту отрасль, шла речь на совещании по вопросам развития отечественного судостроения, в котором принял участие Президент России Владимир Путин, руководитель Администрации Президента РФ Сергей Собянин, первый заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов, министр экономического развития и торговли Герман Греф, первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии — министр РФ Владислав Путилин, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко.
Как заявил Владимир Путин, открывая совещание, сегодня много говорится о стратегическом значении судостроительной отрасли в России. Судостроение на протяжении длительного времени было одной из традиционных отраслей развития нашей экономики. Вместе с тем в последнее время отрасль столкнулась с известными системными проблемами. И если в сфере военного судостроения мы сделали какие-то осмысленные шаги по поддержке этого направления, то в гражданском судостроении еще очень многое предстоит сделать.
Президент России отметил, что необходимо проводить реструктуризацию отрасли и что Сергей Иванов в своем новом качестве активно подключился к этой работе.
На совещании шла речь о конкретной административной и финансовой поддержке судостроения. Было принято решение о выпуске федеральной целевой программы развития гражданской морской техники на 2008−2015 годы, с тем чтобы наши основные центры — в Москве, на Севере, на Северо-Западе страны, на Дальнем Востоке — получили реальную поддержку.
Владимир Путин заявил, что рынок есть, и рынок большой. Нам нужно сосредоточить внимание на перспективных направлениях — там, где наше отечественное судостроение может занять серьезную, существенную нишу на мировых рынках.
Словом, наша задача сегодня при сохранении компетенции в военном судостроении, безусловном выполнении государственной программы вооружения и удержания нашего присутствия на рынке военно-технического сотрудничества, развить возможности гражданского судостроения хотя бы в рамках внутреннего рынка. По оценке Минпромэнерго России, сегодня российские судоперевозчики размещают в России лишь 5,8 процента своих заказов. Отрасль загружена только на 40 процентов.
Динамично развивающиеся сегодня авиация и космос в значительной степени опираются на серьезную финансовую поддержку государства, которая исчисляется в рамках целевых программ и отдельных мероприятий многими сотнями миллиардов рублей на программный период. В то время как судостроительная промышленность, которая ориентирована на рынок с годовым объемом более 100 млрд. долларов, подобной поддержки не имеет. Средства выделяются лишь в рамках реализации программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса».
По мнению главы департамента ОПК Минпромэнерго России Юрия Коптева, это совершенно неправильно, и то реальное состояние, в котором сегодня находится наша судостроительная промышленность, ее верфи, ее машиностроение, ее приборостроение, требует обязательно, наряду с использованием собственных средств предприятий, также и серьезной поддержки государства. Он привел пример стимулирования отрасли за рубежом. Так, после объединения Германии было принято решение о развитии судостроительных предприятий на Восточных землях (в бывшей ГДР), для этого было вложено 4 млрд евро в строительство новых верфей, которые сегодня являются лидерами по целому ряду судов.
Юрий Коптев заявил, что «заклинания заклинаниями», но очень важна и государственная поддержка отрасли, в том числе в части проведения базовых фундаментальных исследований, создания критических технологий, без которых говорить о каком-то шаге вперед просто бессмысленно.
По итогам совещания принято решение о создании холдинга — Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). В этой корпорации будут объединены государственные финансовые активы в судостроении. В ОСК будут влиты все существующие проектно-конструкторские активы. Также принято решение о создании трех региональных субхолдингов, которые будут подчиняться материнской компании: Северный субхолдинг на базе северодвинских предприятий, Западный субхолдинг на базе Санкт-Петербурга и Калининграда, а также Дальневосточный субхолдинг. Эти субхолдинги будут привязаны к существующим судостроительным мощностям.
http://www.redstar.ru/2007/03/1403/104.html