80 лет назад, 5 марта 1927 года, в городе на Неве состоялась закладка первой серии советских подводных лодок. Эти субмарины предназначались для действий совместно с эскадрой надводных кораблей в отдаленных районах Мирового океана на коммуникациях противника, применяя в равной степени и торпедное, и артиллерийское оружие, и мины.
Возможность решения проблемы технического проектирования лодок без привлечения зарубежных специалистов рассматривалась на совещании в Ленинграде, которое проводил председатель Реввоенсовета и наркомвоенмор М.В. Фрунзе. Созданное для этой цели конструкторское бюро (Техбюро N 4 Балтийского завода) возглавил талантливый инженер-кораблестроитель Борис Михайлович Малинин, проявивший себя еще при постройке подводных лодок типа «Барс» в 1916—1917 гг., впоследствии доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии. В качестве научных консультантов были приглашены наиболее известные ученые — академик А.Н. Крылов, профессора П.Ф. Попкович и Ю.А. Шиманский.
Среди присутствовавших на торжественной церемонии закладки лодок был и С.М. Киров. Первые советские субмарины, впоследствии отнесенные к типу «Д» по первой букве названия головного корабля — «Декабрист», — создавались двухкорпусными, клепаной конструкции. Для корпусных работ была выделена высококачественная сталь из дореволюционных запасов, предназначавшаяся для постройки линейных крейсеров типа «Измаил» и легких крейсеров типа «Светлана».
Пять сферических и одна плоская водонепроницаемые переборки субмарины подразделяли прочный корпус на семь отсеков, наибольшим из которых оказался первый, где помещались большая часть торпедного вооружения, а также основные жилые и бытовые помещения рядового состава. В переборках были прорезаны круглые лазы диаметром 800 мм с дверями, закрывающимися с помощью кремальерного устройства. Отсеком-убежищем стал четвертый — центральный пост (ЦП), где были сосредоточены средства управления субмариной и борьбой за живучесть. Здесь же в подводном положении располагался и главный командный пункт (ГКП). Рубка была цилиндрической (диаметр 1,7 м) со сферической крышей и вначале крепилась к прочному корпусу на фланце и болтах, которые впоследствии заменили заклепками, имела верхний и нижний люк и служила только для обеспечения выхода из субмарины.
Система погружения и всплытия включала две концевые, шесть пар междубортных и среднюю цистерны главного балласта (ЦГБ), прочную цистерну быстрого погружения, воздушные магистрали систем высокого и низкого давления. Работа последней обеспечивалась трубовоздуходувками фирмы «Броун-Бовери». Клапаны вентиляции ЦГБ снабжались пневматическими и ручными приводами, кингстоны ЦГБ — только ручными. Для удобства плавания в позиционном положении служили две палубные цистерны. Посты аварийного продувания ЦГБ воздухом высокого давления имелись, кроме ЦП, также в первом и седьмом отсеках.
В качестве главных двигателей для надводного хода были установлены дизели германской фирмы «MAN». Одновременно производство таких дизелей было организовано на Коломенском заводе им. В.В. Куйбышева. Их и получили четыре последующие субмарины серии. Разобщение дизелей от гребных валов производилось с помощью фрикционных муфт фирмы «Бамаг». Общий запас топлива составлял около 128 тонн, из них 39 внутри прочного корпуса и 89 — в бортовых балластных цистернах. Некоторые подводники считали это недостатком лодок, которые при повреждениях легкого корпуса демаскировались появлением на поверхности топливного следа. Однако только так и можно было обеспечить достигнутые высокие показатели по дальности плавания над водой и автономности.
Вертикальный и горизонтальные рули получили электрические и ручные приводы управления. На приводе вертикального руля применялось винтовое устройство Дэвиса и дифференциальная муфта Федорицкого, служащая для быстрого перехода с электрического управления на ручное. Ручное управление вертикальным рулем находилось в центральном посту, электродвигатель привода вертикального руля размещался в кормовом отсеке. Носовые горизонтальные рули были складывающиеся. Электродвигатели приводов носовых и кормовых горизонтальных рулей размещались в центральном посту у постов управления рулями. Устройство переключения с электрического управления горизонтальными рулями на ручное и обратно встраивалось в штурвальную тумбу. Вертикальный руль имел еще ту особенность, что ось его баллера была наклонена в нос на 7 градусов. Предполагалось, что при перекладке на борт такой руль будет одновременно действовать как и горизонтальный руль, переложенный на погружение, благодаря чему можно удержать лодку от всплытия на подводном ходу во время циркуляции. Однако на практике это предположение не оправдалось, и такие рули на отечественных субмаринах больше не применялись. Связь между отсеками осуществлялась с помощью переговорных труб.
Для всплытия из позиционного положения в крейсерское применялись воздуходувки низкого давления фирмы «Броун-Бовери». Главный водяной балласт, помимо продувания воздухом низкого давления (нормальное всплытие) или высокого давления (аварийное всплытие), мог также откачиваться за борт главными осушительными насосами.
Значительная часть оборудования, а также некоторые материалы поставлялись заводу-строителю непосредственно заказчиком — Морским техническим управлением (Мортехупром). К ним относились: корабельная сталь повышенной прочности, торпедные аппараты, артиллерийское вооружение, главные дизели с муфтами, аккумуляторная батарея, компрессор высокого давления, перископы, электронавигационные приборы, приборы связи и средства регенерации воздуха.
Главное вооружение включало 8 торпедных аппаратов с запасом из 14 торпед (скорость 45 узлов при дальности хода 3,7 км). Подлодки получили на вооружение 533-мм торпедные аппараты, но самих торпед к моменту вступления их в строй еще не существовало, и корабли для боевой подготовки применяли 450-мм торпеды, вставляя в торпедные аппараты специальные решетки. По первоначальному проекту предполагалась установка беспузырных торпедных аппаратов, но беспузырные торпедные аппараты (гидравлические) не были к тому времени проверены на практике, имелся лишь проект завода имени К. Маркса (автор проекта В. Скворцов). Поэтому во избежание задержки постройки первых субмарин от установки беспузырных аппаратов воздержались.
В ограждении рубки были установлены 102-мм орудие и 37-мм зенитный автомат. Для 102-мм орудия имелось 118 снарядов, из них 91 хранился в кранцах на мостике. Артиллерийское вооружение первоначально должно было состоять из двух 102-мм орудий, расположенных за специальными щитами-обтекателями на верхней палубе перед ограждением рубки и за ним. Однако в ходе обсуждения проекта высказывались опасения снижения боеспособности подлодки из-за заливания орудий волной. После этого было принято решение носовое орудие поднять до уровня ходового мостика, прикрыв его фальшбортом, а кормовое заменить на 37-мм зенитный автомат, также установив его в ограждении рубки. Впоследствии выяснилось, что такое размещение 102-мм орудия неудачно, так как оно значительно стеснило сам ходовой мостик и сильно мешало ходовой вахте, особенно при швартовках. Поэтому в ходе капитального ремонта с модернизацией в 1936—1941 гг. носовое орудие, заменив его на 100-мм установку Б24 (120 снарядов), вернули на верхнюю палубу, улучшив при этом планировку и конфигурацию ходового мостика. Также было заменено кормовое орудие на 45-мм установку 21К (500 снарядов). Все это наряду с удобством несения верхней вахты улучшило остойчивость субмарины и несколько уменьшило размах бортовой качки. Были также установлены более современные образцы радиовооружения.
Наблюдение и связь в подводном положении обеспечивались двумя перископами — командирским и ночным зенитным, шумо-пеленгатором и приборами звукоподводной связи. Гарантированная дальность действия радиостанции составляла около 200 миль. В состав штурманского вооружения входили гирокомпас типа «Сперри» и лаг Форбса.
Наблюдение со стороны заказчика за разработкой проектно-технической документации и постройкой субмарин осуществляла комиссия по наблюдению Мортехупра (комнаб). В период создания первой советской подлодки председателем комнаба в Ленинграде был А. Шершов, бывший офицер дореволюционного военного флота, впоследствии инженер-вице-адмирал ВМФ СССР, автор ряда трудов по военному кораблестроению. Главным строителем и ответственным сдатчиком субмарин на Балтийском заводе стал К. Терлецкий — опытный подводник, плававший на подлодках в качестве офицера еще в дореволюционное время.
14 ноября 1931 года на всех трех субмаринах серии постройки Балтийского завода были подняты военно-морские флаги, и лодки были приняты в состав Краснознаменного Балтийского флота. В целях выявления всех качеств и особенностей нового типа подлодки, определения ее тактико-технических свойств и накопления материала для дальнейшего проектирования подводных лодок приказом начальника ВМС была создана специальная комиссия по проведению прогрессивных испытаний ПЛ «Декабрист». Во время этих испытаний, продолжавшихся в течение октября — ноября 1931 года, лодка была всесторонне изучена в самых разнообразных условиях плавания. Результаты испытаний были изложены в отчете, который подводил итоги работы по проектированию и строительству первенцев советского подводного судостроения.
Подводные лодки типа «Декабрист» вписали славную страницу в историю нашего флота. Так, три из них — «Декабрист» (Д-1), «Народоволец» (Д-2) и «Красногвардеец» (Д-3), перебазированные в 1933 г. вместе с рядом других кораблей с Балтики на Север, — составили костяк Северной военной флотилии. В 1938 году Д-1 под командованием старшего лейтенанта М. Августиновича провела в море 120 суток, пройдя в надводном положении свыше 10 тысяч и в подводном более 1.200 миль, — показатели по тем временам весьма внушительные. Д-3 в 1938 году принимала участие в снятии со льдины папанинцев. Д-2 в 1938 году успешно выполнила правительственное задание по обеспечению радиосвязи трансарктического перелета советских летчиков из СССР в Северную Америку.
Хорошо показали себя подводные лодки типа «Декабрист» и в годы Великой Отечественной войны. Немало успешных боевых походов было, например, на счету Д-3. Она получила звание гвардейской, была награждена орденом Красного Знамени. Подводная лодка Д-2 встретила войну на Балтике, куда пришла с Севера на капитальный ремонт. Она потопила 5 вражеских кораблей. Геройски воевали на Черном море Д-4 («Революционер») и Д-5 («Спартаковец»). Они прорывались в осажденный Севастополь, доставляя боеприпасы защитникам города.
Одна из этих лодок — Д-2 — стала музеем. После войны, в 1946—1955 годах, эта субмарина входила в состав ВМФ, выполняла учебно-боевые задачи. За десять послевоенных лет было подготовлено несколько сотен специалистов-подводников, которые продолжили службу на новых, более современных кораблях Военно-морского флота. В августе 1956 года Д-2, как устаревшая, была выведена из боевого состава флота и переоборудована в учебно-тренировочную станцию (УТС-6). Здесь отрабатывались приемы выхода экипажа из затонувших подводных лодок, борьба с пожаром и водой. В 1969 году на лодке была установлена мемориальная доска.
В конце 1980-х гг. Правительство СССР приняло специальное постановление о создании мемориального комплекса, посвященного героям-подводникам Второй мировой войны, ученым, конструкторам и строителям подводного флота. В восстановлении подводной лодки участвовали Центральное конструкторские бюро морской техники «Рубин» под руководством академика И. Спасского — председателя координационного совета, Балтийский завод (директор О. Шершнев), части Ленинградской военно-морской базы под командованием адмиралов В. Самойлова и В. Селиванова. Непосредственно работы по проектированию осуществляли Е. Бутузов, В. Семенов, К. Саровайский (ЦКБ МТ «Рубин»), А. Грицкевич (Балтийский завод). Неоценимый вклад внесли ветераны-подводники. Художественно-архитектурное решение, научная разработка экспозиции были подготовлены сотрудниками Центрального военно-морского музея. Все отсеки подводной лодки, ее внешний облик воссозданы такими, какими они были в годы Второй мировой.
http://www.redstar.ru/2007/03/0703/405.html