5 марта 1942 года, в разгар войны, в Красной Армии была воссоздана авиация дальнего действия. На этой неделе исполняется 65 лет данному событию, которое стало стратегически важным для всей авиации на протяжении более полувека. Это подчеркивалось на пресс-конференции, в ходе которой командующие Дальней авиацией прошлого и настоящего вспоминали историю своего объединения и говорили о нынешнем состоянии и перспективах развития этого рода авиации. На мероприятии присутствовали бывшие командующие Дальней авиацией Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Василий Решетников, Герой России генерал армии Петр Дейнекин, генерал-полковник Игорь Калугин и нынешний командующий 37-й воздушной армией Верховного Главного Командования (стратегического назначения) генерал-лейтенант Игорь Хворов.
Авиация дальнего действия была возрождена в Красной Армии в период Великой Отечественной войны с целью выполнения оперативно-тактических задач — нанесения бомбовых ударов по административно-политическим и военным объектам глубокого тыла противника. Для этого создавались пять дальних и бомбардировочных корпусов, имевших на вооружении 1.200 воздушных кораблей. Основу боевого самолетного парка авиации дальнего действия составляли тогда дальние бомбардировщики Ил-4 (на верхнем снимке). Летчики тяжелой авиации наносили удары по городам Данциг, Кенигсберг, Краков, Берлин и др. Создание авиации дальнего действия — событие в своем роде уникальное, обусловленное в первую очередь географическим положением России.
Современные Вооруженные Силы России без Дальней авиации просто невозможно представить. В настоящее время на ее вооружении находятся сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160, самый массовый самолет Ту-95МС, бомбардировщик дальнего радиуса действия Ту-22М3, а также специализированные самолеты-заправщики Ил-78, военно-транспортные эскадрильи и другая специализированная техника.
В течение 2007 года Дальняя авиация получит два модернизированных бомбардировщика Ту-160, сообщил командующий 37-й воздушной армией ВГК (СН) генерал-лейтенант Игорь Хворов. А в ушедшем году в строй принят самолет Ту-160 с глубокой модернизацией в варианте бомбардировщика. Изменения в начинке «Белого лебедя» коснулись в первую очередь навигационного и связного оборудования. А в Ту-22М3 вдобавок модернизирован прицельный комплекс.
«Сейчас начался активный процесс восстановления парка и модернизации самолета Ту-160. В начале этого года уже отправлено два Ту-160 на Казанский авиационный завод, и скоро мы рассчитываем получить их уже глубоко модернизированными», — подчеркнул генерал-лейтенант Игорь Хворов.
Говоря о создании нового авиационного вооружения, генерал-лейтенант Хворов отметил, что разработка нового ракетного оружия, в частности крылатых ракет повышенной скорости, ведется параллельно с модернизацией уже находящихся на вооружении ракет Дальней авиации. Командующий авиационным объединением подчеркнул, что Россия сейчас сохраняет ведущее положение в мире в области создания крылатых ракет класса «воздух — земля» и «воздух — воздух». Что касается передовых разработок США, то Россия в данном направлении также не отстает.
Сейчас российская Дальняя авиация несет боевое дежурство с учетом специфики Дальней авиации в режиме ожидания на земле. По сигналу дежурные экипажи всегда готовы выполнить боевые задачи по предназначению в любой точке планеты. При этом генерал-лейтенант Хворов уточнил, что на самолетах дежурной смены ядерных боезапасов нет.
К этому бывший командующий Дальней авиацией Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Василий Решетников добавил, что и в годы «холодной войны» самолеты-ракетоносцы, находившиеся на боевом дежурстве в районах боевого патрулирования (к примеру, вблизи берегов Гренландии или в акватории Северного Ледовитого океана), не имели на борту ядерного оружия. «А в случаях, — особо подчеркнул Решетников, — когда приходилось применять ядерные бомбы на полигоне, взлет самолетов с ними осуществлялся с близлежащих аэродромов».
В связи с последними действиями Северо-Атлантического альянса в Европе генерал-лейтенант Игорь Хворов заявил, что в случае необходимости задачи по электронному подавлению и физическому уничтожению элементов противоракетной обороны могут эффективно решать все типы самолетов Дальней авиации. Поскольку эти объекты защитить крайне сложно.
Бывший главком ВВС генерал армии Петр Дейнекин в свою очередь подчеркнул, что размещение в Восточной Европе 3-го позиционного района ПРО США значительно повысит возможности американцев с точки зрения разведки и уничтожения наших ракет на начальном этапе траектории их полета. И в этой ситуации Генштаб должен принимать адекватные меры.
В то же время командующий воздушной армией генерал-лейтенант Хворов сообщил, что в конце марта — начале апреля состоится бомбометание с глубокомодернизированного в прошлом году Ту-160, которое выполнит экипаж летчиков-испытателей.
В целом же Дальняя авиация выполнит около 10 пусков крылатых ракет в ходе боевых учений в текущем году. «Интенсивность полетов нашей авиации в 2007 году весьма высокая: весной наши экипажи будут участвовать в стратегическом командно-штабном учении Вооруженных Сил РФ, а летом — в широкомасштабных маневрах „Мирная миссия-2007“, которые пройдут в рамках Шанхайской организации сотрудничества на полигоне Чебаркуль в ПУрВО». Кроме того, командующий уточнил, что самолеты Дальней авиации будут активно задействованы в учении Объединенной системы ПВО СНГ «Боевое содружество-2007», которое пройдет на полигоне Ашулук под Астраханью. Численность задействованных машин и личного состава в этом учении пока уточняется, поскольку идет процесс его планирования. Но уже сейчас известно, что на учение будет привлечено не менее эскадрильи.
Коснувшись боевой подготовки экипажей в текущем году, командующий 37-й воздушной армией подчеркнул, что в среднем налет экипажей увеличился на 5−10 часов. «Это хороший показатель, связанный в том числе и с увеличением в настоящее время объемов поставок авиационного топлива в войска», отметил генерал.
Говоря о подготовке летного состава, командующий не без удовлетворения сообщил, что в последнее время в Дальнюю авиацию приходят выпускники летных училищ с повышенным налетом часов. Более того, в последнее время все лейтенанты, прибывая в часть, уже имеют 3-й класс летной квалификации. В свою очередь курсанты выпускных курсов проходят в Дальней авиации войсковую стажировку. Подготовка осуществляется на двух типах самолетов — Ан-26 и Ту-134УБЛ и позволяет после сдачи выпускных экзаменов пилотировать соответственно Ту-95МС и Ту-22М3.
http://www.redstar.ru/2007/03/0703/201.html