Независимое военное обозрение | Игорь Плугатарев | 02.03.2007 |
САМЫЙ УЛЫБЧИВЫЙ…
Что же до пиар-акций, то бывший министр обороны никогда и ни при каких обстоятельствах не забывал рассказывать окружающим, что в его вотчине дела идут далеко не так плохо, как это себе представляют обыватели. Так было, например, даже в период, когда страна пребывала в потрясении, узнав о трагедии рядового Андрея Сычева. «Мало ли, кто там что-то говорит или пишет», — это одна из фраз Сергея Иванова наряду с «чушью собачьей» и «бредом сивой кобылы». Получается, пусть люди вешаются и стреляются, пусть кому-то из-за разгулявшейся в казармах дедовщины ампутируют ноги и гениталии, зато, не без гордости заявлял в январе Иванов перед полсотней своих «общественных советчиков» и 150 журналистами, «83 процента частей и подразделений живут без происшествий и преступлений». В течение всего своего срока руководства армией он не уставал демонстрировать перед телекамерами «бодрость духа». За что уже вошел в историю — это отмечают многие — как «самый улыбчивый министр обороны» (из 44-х, стоявших во главе оборонного ведомства начиная с 1802 года, когда впервые была введена должность военного министра).
Общественный же совет и родкомитеты, при всей положительности их «учреждения», стали профанацией гражданского контроля в армии, которого потребовал Главковерх от первого штатского министра обороны еще года три назад. Ибо контроль этот должны осуществлять не «общественники» из числа артистов, политологов, олигархов или родителей, а, скажем, Госдума и Совет Федерации.
«НВО» уже писало о многом негативном в практике Сергея Борисовича, отмечая его четырехлетний срок пребывания в МО (см. N 11,2005). Если же кратко охарактеризовать «итоги» его руководства военным ведомством, то здесь как нельзя кстати прозвучат слова одного аналитика, заявившего, что нынешнее лицо армии — это летчик без налета, моряк без выходов в море, танкист без танка, ракетчик без ракет, а также забитый солдат, полунищий-полубомж в офицерских погонах и лишенный почти всех льгот, униженный ветеран Вооруженных сил. Сказано, понятно, не без немалой доли утрирования, но небезосновательно.
[an error occurred while processing this directive]
Стоит лишь добавить, что экс-министр никогда публично не признавал своих личных недоработок в руководстве МО и не брал на себя хотя бы малой части вины за те резонансные ЧП, которые ежегодно сотрясали (и продолжают сотрясать) Вооруженные силы. Он был «выше этого». В этой связи уместно привести такой пример. В январе прошлого года в связи с катастрофой принадлежащего Словакии военно-транспортного самолета Ан-24, в результате которой погибли 44 человека (из них 28 миротворцев), подал в отставку министр обороны этой страны Юрай Лиска. Он заявил тогда, что его уход «объясняется вовсе не политическими соображениями, разумными мотивами или логикой, а вызван зовом сердца, состраданием к семьям, потерявшим своих близких». По аналогии к Сергею Иванову здесь, что называется, без комментариев… Впрочем, в России подобного рода отставки традиционно «не практикуются».
В начале 2005 года, по данным ВЦИОМа, Иванову доверяли лишь 11% военнослужащих, а не одобряли его деятельность более 48% опрошенных офицеров и прапорщиков. С тех пор подобного рода «секретные» данные в СМИ не обнародовались. Почему — гадать не приходится. Но вряд ли негативный рейтинг ушедшего на повышение министра за минувшие два года как-то очень существенно изменился. По февральским данным Левада-центра, положительные качества Сергея Иванова остаются загадкой для 32% граждан.
Так что, как бы там ни было, какой бы «самый влиятельный» протеже ни был у Сергея Иванова, а нельзя не удивляться и его личному «хождению во власть». За годы критики, которая постоянно звучала в его адрес (пожалуй, столь же жестко критиковали еще Павла Грачева в бытность того в первой половине 1990-х министром обороны), он не только «нисколько не исправился», но поднялся до таких сфер влияния во властных структурах, которые, что называется, даже не снились ни одному министру ни в эпоху Ельцина, ни в годы правления нынешнего президента.
ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА ГЛАВКОВЕРХА
Что ж, это тоже, как полагают эксперты, отчасти объективная оценка деятельности Иванова (пусть даже имеющая в большей мере опосредствованное отношение к тем обязанностям, которые он выполнял непосредственно на посту министра обороны). Достаточно вспомнить, что вскоре именно после его поездки в ряд стран Латинской Америки осенью 2003 года (тогда он еще не был вице-премьером) Москва вскоре сделала поистине заметный прорыв в продаже оружия за рубеж, завоевав, в частности, весь венесуэльский рынок, одновременно вытеснив из него США. В Вашингтоне были потрясены и даже требовали от Москвы не продавать Каракасу боевые самолеты. Да и с Аргентиной удалось развить военно-техническое сотрудничество. Регулярные «наезды» Иванова в Китай и особенно в Индию «по делам продаж» тоже сыграли определенную положительную роль — тендеры неизменно выигрываются, поставки идут потоком.
Другое дело, что отечественная армия все эти годы получала и получает лишь единицы, в лучшем случае десятки образцов новых вооружений. Впрочем, и это косметическое переоснащение растянуто во времени до 2015 года (согласно принятой несколько лет назад соответствующей госпрограмме). Это уже тоже стало притчей во языцех. В 2007 году, по словам Иванова, «на оснащение Вооруженных сил, собственно на серийные закупки пойдет более 144 млрд. рублей». Это примерно 5,5 млрд. долларов по нынешнему курсу. Достаточно сравнить их с упомянутыми выше 6 млрд., на которые Рособоронэкспорт вооружает чужие армии (главным образом Китая, Индии и Венесуэлы). Причем счет идет на сотни образцов поставляемого в эти страны техники и оружия. Напрашивается вопрос о нерациональном использовании средств, выделяемых «под перевооружение». Кстати, может быть, одна из причин назначения на пост министра обороны Анатолия Сердюкова кроется и в этом: он как финансист должен сосредоточиться на том, в чем при всем своем желании не смог разобраться филолог и чекист Сергей Иванов. Напомним, года два-три назад в администрации президента даже ставился вопрос о создании отдельного, параллельного Вооруженным силам подразделения для независимого контроля денежных армейских потоков.
В этом ракурсе хорошо лишь то, что Иванов ушел из МО «под фанфары» главкома ВВС генерала армии Александра Михайлова о том, что к 2020 году все российские летчики пересядут на новые и качественно модернизированные самолеты. Да под оптимизм главнокомандующего ВМФ адмирала флота Владимира Масорина, который сказал, что годков эдак через 20 все нынешнее старье, на чем моряки изредка выходят в море, будет заменено на новые корабли, которые не устареют и чуть ли не через полстолетия их эксплуатации (а не через 15−20 лет, как сейчас). Благо, если эти мечтания не окажутся маниловскими, а то получится как с 20-летним сроком строительства коммунизма в СССР во времена Никиты Хрущева… Хотя, если ВМФ будет состоять из 3−4 десятков кораблей (а не из сотен, как в советские времена), то вполне возможно, что этот «флотский коммунизм» и наступит к 2030 году.
БОРЕЦ С ДЕБИЛИЗАЦИЕЙ ОБЩЕСТВА
Тем не менее надо отдать должное Сергею Иванову: армия после 15-летней спячки начала вспоминать о полигонах. Пуски ракет (пусть и не всегда удачные) тоже обставлялись соответствующей шумихой в прессе. Как бы там ни было, а на Западе начали поговаривать о «возрождении» российской армии. Расстановка баз США в ряде стран бывшего Варшавского договора — это в определенном смысле отклик и на эти процессы.
Можно смело говорить и о том, что Иванов одел, обул и накормил армию. Солдат (не только воюющий в Чечне) уже давно не выглядит голодным оборванцем, побирающимся у местных жителей хлебушком и сигаретами (впрочем, сигарет солдатам и сейчас не хватает). Напротив, в армии откармливают до нормального веса дистрофиков, призванных на срочную службу.
Не случайно при Иванове на Вооруженные силы из СМИ стало выливаться куда меньше «чернухи», чем-то было до него. Но это, скорее всего, главным образом, заслуга не Иванова, а тех пехотинцев, спецназовцев, летчиков, артиллеристов, кто реально спас Россию от ее возможного развала во вторую чеченскую войну (именно так заявляли на правительственном уровне, когда банды чеченских террористов и иностранных наемников напали в 1999-м на Дагестан). Не случайно в эти же годы и стали снимать довольно приличные (за исключением отдельных поделок) фильмы и сериалы, причем не только «про Чечню», но и про другие войны, в том числе и афганскую, и Великую Отечественную. Впрочем, руку свою к тому, чтобы массмедиа меньше занимались «дебилизацией» населения, Сергей Иванов все же не раз прикладывал (и словечко это его): клеймил, например, «Аншлаг», поражался тому, какую убогую литературу сейчас выпускают…
Из прессы ушла тема о генералах, живущих на Рублевке в квартирах площадью со стадион и строящих роскошные особняки за Кольцевой дорогой Москвы на свои скромные зарплаты. Недавно Иванов заявил, что таких генералов в армии уже нет. И здесь нет оснований ему не верить. Может быть, последнее его благое дело, начавшее давать реальные результаты, — это бескомпромиссная борьба с теми офицерами и генералами, кто привлекает солдат к работам, не связанным с делами службы…
Итак, Сергей Иванов ушел на повышение заниматься, говоря словами его известного покровителя и протеже, инновациями в экономике. Он, как уточнил президент, будет сочетать возможности ВПК и гражданского сектора, не забывая интересы родного ведомства. В этом смысле надо понимать, что «эпоха Иванова» в ВС еще не совсем закончилась (а там, как ныне предсказывают многие, глядишь, и сам Главковерхом станет). Однако «помогать» новому министру обороны он будет уже исключительно в белых перчатках. А оставленные им в военном ведомстве авгиевы конюшни (кризис с дисциплиной, с социальной обеспеченностью военнослужащих, провалы в переводе армии на контракт и так далее) будет разгребать уже Анатолий Сердюков.
Впрочем, сверхзадача последнего пока не совсем прояснена, вполне возможно, что этой «разгрёбкой» будет заниматься начальник Генштаба или какой-нибудь первый зам, роли которых при достигнутом сейчас контроле над Вооруженными силами (со стороны верховной власти) будут несколько усилены…
Основные достижения и упущения Сергея Иванова на посту министра обороны в 2001—2007 гг.
Плюсы
+ Ежегодный сравнительно существенный рост бюджета МО.
+ Положено начало созданию единых региональных командований.
+ Объявлено о переработке Военной доктрины РФ.
+ Принята программа перевооружения армии и флота до 2015 года, они начали получать отдельные новые образцы ВВТ.
+ Развитие военно-технического сотрудничества с рядом стран, увеличение числа поставок российского оружия за рубеж.
+ Увеличение числа учений, выходов в море.
+ Постепенный перевод армии на контрактный способ комплектования.
+ Введение альтернативной службы.
+ Принятие закона о переходе с 2008 года на одногодичный срок службы.
+ Существенное повышение денежного довольствия офицерам центрального аппарата МО.
+ Выделение в течение двух лет 30 млрд. рублей для строительства квартир в пяти проблемных регионах РФ (программа 15+15).
+ Обеспечение всех военнослужащих новой формой одежды и улучшение рациона их питания.
+ Прекращено сокрытие числа смертей, в том числе небоевых потерь в армии и на флоте.
+ Создание Общественного совета при МО и родительских комитетов при воинских частях.
Минусы
— Гражданский контроль над армией так и не стал действенным. Армия по-прежнему остается закрытой для общества.
— Нерациональное использование финансовых средств, выделяемых на переоснащение частей и подразделений новой боевой техникой.
— Слабая финансовая обеспеченность программы перевода армии на контрактный способ комплектования, неготовность инфраструктуры для этого.
— Сценарии проводимых учений зачастую надуманы и мало связаны с теми задачами, которые реально стоят перед Вооруженными силами.
— Весьма низкое денежное довольствие войсковых офицеров.
— Офицерская служба остается непрестижной; из года в год наблюдается массовый исход профессиональных кадров из войск, начиная с лейтенантов, только что закончивших военные училища.
— Вопрос обеспечения офицеров и прапорщиков жильем кардинально не решен. В принятую программу ипотечного кредитования веры у военнослужащих нет.
— Деформация всей системы социального обеспечения всех категорий военных (включая офицеров запаса и отставников), основанной на Законе «О статусе военнослужащих», этот закон практически перестал работать.
— Уровень дисциплины в войсках ежегодно падает; дедовщина; сотни самоубийств; рост преступности среди офицеров.
— Постоянные резонансные ЧП (гибель подлодки К-159, катастрофа стратегического бомбардировщика Ту-160, столкновение двух боевых вертолетов в воздухе, ежегодные взрывы складов боеприпасов, авария батискафа АС-28, массовые побеги солдат из частей, расстрелы солдатами сослуживцев, дело рядового Андрея Сычева и др.).