Русская линия
Красная звезда Александр Бондаренко21.02.2007 

Золотая звезда под номером 33

18 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Ивана Иосифовича ПРОСКУРОВА. От векового срока ему довелось прожить лишь одну треть, однако и этих тридцати четырех лет, пришедшихся на бурную и динамичную эпоху, нареченную «предвоенной», хватило, чтобы имя Проскурова оказалось золотыми буквами вписано в историю нашей Родины. К сожалению, нашу недавнюю историю мы знаем чрезвычайно плохо, а потому не грех напомнить об уникальной судьбе этого замечательного человека.
Он родился на Украине, в семье рабочего-железнодорожника. С 15 лет батрачил, окончил Железнодорожное училище, работал на заводе, был председателем районного секретариата профсоюзов, учился на рабфаке, затем — в Институте механизации и электрификации сельского хозяйства.
В апреле 1931 года Проскуров стал курсантом летной школы, которую окончил в мае 1934-го. Командовал экипажем и отрядом 23-й авиационной бригады в Московском военном округе, в октябре 1935 года в составе советской делегации участвовал в Международном авиационном состязании в Румынии, а уже в сентябре 1936 года совершил перелет Москва — Хабаровск за 29 часов 47 минут, установив рекорд на столь протяженном маршруте.
С октября 1936 года по июнь 1937 года он воевал в Испании, пройдя путь от простого летчика до командира авиационной группы, взаимодействовавшей с военно-морским флотом республиканцев. Участвовал в уничтожении эшелонов с боеприпасами и горючим, в разгроме колонн двигавшихся к Мадриду мятежников, наносил удары по немецкому линкору «Дойчланд». 21 июня 1937 года Ивану Проскурову было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему вручили Золотую Звезду под номером 33.
Возвратившись на Родину, Проскуров возглавлял 54-ю авиационную бригаду в Белой Церкви (Киевский военный округ), затем — 2-ю отдельную авиационную армию особого назначения в Воронеже, был избран депутатом Верховного Совета СССР. С 14 апреля 1939-го по 11 июля 1940 года он — заместитель наркома обороны СССР — начальник 5-го (Разведывательного) управления РККА, входил в состав Главного военного совета НКО. В сентябре 1940-го был назначен командующим ВВС Дальневосточного фронта, а в октябре того же года — помощником начальника Главного управления ВВС Красной Армии по дальней бомбардировочной авиации. Меньше чем за месяц до начала Великой Отечественной войны «за аварийность в частях дальней бомбардировочной авиации» Проскурова снимают с должности и назначают с понижением — командующим ВВС 7-й армии. В канун войны он передал из Москвы в 7-ю армию приказ немедленно убрать самолеты с аэродромов. Приказ был выполнен… А 27 июня 1941 года генерал-лейтенанта авиации Проскурова арестовали и вскоре приговорили к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение не то 28 не то 18 октября.
15 мая 1954 года Иван Иосифович Проскуров был реабилитирован за отсутствием состава преступления.
Версий причин трагической судьбы генерала Проскурова после начала горбачевской перестройки выдвинуто немало. Вот какой вариант развития судьбы Ивана Проскурова предложил, например, в своем исследовании «Пятисотлетняя война в России» (книга третья) писатель и историк Игорь БУНИЧ. Его литературно-историческое творчество весьма дискуссионно и содержит немало утверждений, не подкрепленных архивными документами. Но в данном случае любопытно описание возможной направленности Гитлера после разгрома Франции и реакции Сталина на доклады начальника военной разведки.

«Очевидно, что главный враг — это Сталин (размышляет Гитлер. — Ред.). Прежде всего надо разобраться с ним. Для этого нужно сосредоточить на восточных границах достаточное количество сил, чтобы разгромить сталинскую армию в ходе короткой, молниеносной операции, скажем, осенью этого года…
Нереально. За это время не произвести сосредоточения и развертывания необходимых сил. Хорошо, тогда весной следующего года. А если Сталин, увидев сосредоточение столь крупных сил на своих границах, сам нанесет упредительный удар еще до того, как вермахт будет полностью готов к вторжению?
Его надо обмануть, развернув глобальную операцию по дезинформации, скрыв направление главного удара. Сделать так, чтобы он был уверен, что удар мы нанесем по Англии, в то время как в действительности мы нанесем удар по Сталину.
Если в ходе направленных против Англии мероприятий по дезинформации Сталина удастся принудить Англию к капитуляции или миру, то тем лучше.
Но удар по России необходимо нанести в любом случае.
В ходе операции, кодовое наименование которой отныне будет «Гарпун», желательно уничтожить военно-воздушные силы Англии и хоть как-то ослабить ее военно-морские силы, избегая при этом ненужных потерь. Иллюзия возможного десанта должна быть полной, чтобы держать Англию и весь мир, особенно Сталина, в постоянном напряжении и ожидании…
Присутствовавшие на совещании Кейтель, Йодль, Гальдер и Браухич представляли армию; Гейдрих, Канарис и Шелленберг — разведывательные службы; Геринг, Риббентроп и Гесс — партию. От флота никого не было! Все присутствовавшие сосредоточенно молчали, обдумывая предложенный план, который в своей сущности сводился к следующему: начать шумную подготовку к вторжению на Британские острова, а под шумок этой подготовки сосредоточить войска на советской границе и сокрушить Сталина. Кроме присутствующих, ни одна живая душа не должна знать об этой операции…
Дальше произошла как бы неожиданность, поразившая почти все командование вооруженных сил, и особенно командование флотом, которое все последующее примет за чистую монету.
Через три дня, т. е. 16 июля 1940 года, генералы и адмиралы, еще недавно столь удовлетворенные логичностью мышления своего фюрера, получают подписанную Гитлером Директиву N 16 следующего содержания:

Фюрер и Верховный
Главнокомандующий
Вооруженными силами
Штаб-квартира фюрера
16 июля 1940 года
7 экземпляров
Строго секретно

Директива N 16
О подготовке десантной операции против Англии

«Поскольку Англия, несмотря на свое безнадежное военное положение, все еще не выказывает никаких признаков готовности к мирному соглашению, я принял решение подготовиться к десантной операции против Англии и осуществить ее, если в этом возникнет необходимость. Целью этой операции является уничтожение английской метрополии как базы дальнейшего ведения войны против Германии, а при необходимости полной ее оккупации…»

Далее в директиве указывалось, что осуществление операции, получившей кодовое наименование «Морской лев», должно быть проведено внезапным форсированием Ла-Манша на широком фронте примерно от Рамегета до района западнее о. Уайт. В качестве предпосылок десанта на территорию Англии указывалось: разгром вражеских ВВС, «чтобы они не могли оказать заметного сопротивления германской операции», создание маршрутов, свободных от мин, подготовка минных заграждений на флангах маршрутов десанта, а также сковывание английских военно-морских сил в Северном и Средиземном морях.
Командование сухопутных сил получило задачу разработать оперативный план переброски соединений первого эшелона, распределить переправочные средства, установить совместно со штабом ВМС районы погрузки и выгрузки. Командованию военно-морских сил ставилась задача разработать оперативный план, обеспечить и подвести в районы погрузки переправочные средства в количестве, отвечающем требованиям сухопутных сил, обеспечить охрану операции с флангов, подготовить береговую артиллерию. Подготовку операции требовалось завершить к середине августа. 17 июля, т. е. менее чем через сутки после получения директивы, командование сухопутных войск специальной директивой выделило для осуществления вторжения группу армий «Б» в составе 16-й, 9-й и 6-й армий. В лихо составленном оперативном плане, в каждой строчке которого сквозит надежда на его неосуществление, все было четко и просто.
Всего в первой волне на плацдармы южного побережья Англии высаживаются 90 тысяч человек, а на третий день операции их число должно увеличиться до 200 тысяч. Шесть танковых и три моторизованные дивизии высаживаются во второй волне, и на четвертый день операции на плацдармах концентрируются 39 дивизий, не считая двух воздушно-десантных, выброшенных впереди первой волны с задачей дезорганизации узлов связи и управления в оперативном тылу противника.
Советская разведка оказалась на высоте, и директива Гитлера N 16 легла на стол Сталина, хотя здесь явно чувствуется «бескорыстная помощь» немцев.
Сталин вызывает начальника разведки генерала Проскурова и спрашивает: есть ли у немцев возможность действительного вторжения на Британские острова? Подобное вторжение, объясняет вождю Проскуров, зависит от четырех главных условий:

1. Предварительного установления германской авиацией господства в воздухе.
2. Обеспечения господства на море хотя бы в районе вторжения и надежного сковывания сил британского флота в Атлантике и Северном море.
3. Наличия достаточного тоннажа средств десантирования.
4. Возможности преодоления береговой обороны и сопротивления английских войск в ее глубине.

Только при наличии всех четырех условий без исключения немцы могут надеяться на успех. Не обеспечив хотя бы одного из них, они лишатся всяких шансов.
По нашим данным, продолжал Проскуров, британская авиационная промышленность выпустила в мае 1.279 самолетов, в июне — 1.591, а в текущем месяце намерена выпустить примерно 1.700. Это — не считая самолетов, которые по заказу англичан производятся на американских заводах.
В настоящее время у немцев на аэродромах Западной Европы сконцентрировано не более 600 готовых к бою истребителей типа «Мессершмит-109» и примерно 1.100 бомбардировщиков всех типов, включая и двухместные истребители Ме-109, используемые в качестве бомбардировщиков.
Таким образом, английская истребительная авиация — основное средство борьбы за господство в воздухе — численно в несколько раз превосходит немецкую, имея при этом дополнительное преимущество: англичанам придется драться над своими базами, в то время как немцам делать то же самое на последних граммах горючего.
Что касается второго условия — обеспечения господства на море — то здесь положение Германии выглядит вообще бесперспективным. В настоящее время немецкий флот имеет в готовности лишь четыре крейсера и некоторое количество эсминцев, торпедных катеров и минных заградителей. Английский же флот, по нашим данным, только в водах метрополии имеет 5 линкоров, 2 авианосца, 11 крейсеров и более 80 эсминцев. Кроме того, достоверно известно, что прибрежные воды Британии прикрыты плотной зоной минных и иных заграждений. Эти воды охраняют более 700 малых кораблей, из них 200−300 находятся постоянно в море. Сорок соединений флота непрерывно патрулируют воды между Хамбером и Портсмутом.
Далее — транспортные средства для осуществления столь крупного десанта. Их у немцев нет. Необходимое количество можно обеспечить лишь путем широкой мобилизации тоннажа из германского народного хозяйства, в частности с Рейна. Подобная мобилизация нанесет очень тяжелый удар по экономике Германии, особенно в перевозках угля и руды. Кроме того, даже если Гитлер пойдет на мобилизацию тоннажа, для сосредоточения необходимого количества транспортных средств потребуется не менее трех месяцев, т. е. где-то к концу октября, когда ни о какой высадке не может быть и речи из-за погодных условий в Ла-Манше в это время года…
Сталин прерывает доклад начальника разведки резким и нетерпеливым движением руки с зажатой в ней трубкой.
«Совсем недавно, товарищ Проскуров, вы уверяли нас со своими цифрами и данными, что наступление немцев на Западе приведет к затяжной и кровопролитной войне. Теперь вы также нас уверяете, пытаетесь уверить, что десант в Англию невозможен. Таким образом, вы вводите в заблуждение Политбюро ЦК…»
В тот же день генерала Проскурова сняли с должности…

http://www.redstar.ru/2007/02/2102/503.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика