..Сквозь пелену снежного заряда к причалу в базе атомных подводных лодок гвардейский «Гепард» шел той вкрадчивой, по-кошачьи бесшумной поступью, что уже с четверть века выгодно отличает семейство «Барсов» от иных разнопроектных собратьев по подводному строю. И если бы не взволнованный гомон на пирсе, где для встречи выстроился личный состав дивизии атомных подводных лодок Северного флота, и не выдуваемая на морозце оркестрантами трубная медь, можно было бы думать, что долгожданный «новобранец», сопровождаемый эскортом из двух буксиров, — всего лишь грациозное видение. Однако раскатистый залп приветствия с надводного корабля охранения базы и низкий рык «гепардовского» ревуна окончательно рассеяли провисшую в сгустках по-зимнему блеклого дня некоторую мистичность. А плавность лодочных маневров утверждала торжество и значимость действительности: на Северный флот пришла гвардейская атомная подводная лодка «Гепард», четырнадцатая многоцелевая АПЛ проекта 971 типа «Барс» в великолепной «малахитовской» серии российских атомоходов третьего поколения.
Новостройка — она и в заполярных «пенатах» новостройка. Поэтому, даже после штормового плавания из Северодвинска в Гаджиево, все равно в обличье новоявленной подводной «кошки» чувствовалось, что «Гепард», как говорится, — с «иголочки». Не замылили глаза встречавшим даже ледяные «саваны» на легком корпусе, сковавшие цепкими объятиями «пальцы» аппаратуры слежения за субмаринами по их «следу».
— На флоте шутят, что в море каждый может ходить, — рассказывал тогдашний командир «Гепарда» гвардии капитан 1 ранга Дмитрий Косолапов, — а вы на берегу попробуйте послужить. Так что на переходе море было нормальное: экипаж прикачался быстро. Здоровы, живы, работают. А значит, все в порядке. Мои моряки — самый лучший экипаж в мире, так скажет о своих людях любой командир. Одни отличники. Посмотрите: это ж не люди — «звери»! Старший помощник командира гвардии капитан 2 ранга Александр Котенков — умница, труженик, порядочный человек, профессионал и джентльмен. Пообщавшись с ним, вы поймете, что такое элита ВМФ. Механик гвардии капитан 3 ранга Константин Кунихин — просто ничего говорить не буду. Он — любимчик, в голове у меня, конечно; сам я ему об этом не говорю. Однако профи! Штурман гвардии капитан-лейтенант Виктор Бауер-Бимштейн — замечательный «спец». Минер гвардии старший лейтенант Кирилл Шпорт — вахтенный офицер, моряк, мозг, швартовщик — все, что положено… Я никого не хочу обидеть. Думаю, просто всех нужно взять и перечислить. Они надежные ребята. Я их люблю, очень доволен ими. И мне с ними приятно служить. Кстати, за государственные испытания шестнадцать человек в экипаже удостоены орденов и медалей. Вручил их подводникам Президент России Владимир Путин, который присутствовал при подъеме на корабле Андреевского флага. А просто так сегодня награды никому не дают. Экипаж отличный. Что же касается самого «Гепарда» — это чудо техники: атомный «мерседес»!..
…С той встречи прошло пять лет. За это время «Гепард» признавался лучшей подводной лодкой на Северном флоте, успешно выполнил несколько дальних походов в океан. К слову, большая заслуга в этом следующего командира АПЛ гвардии капитана 1 ранга Константина Кабанцова, который, придя в апреле 2003 года на «Гепард», ввел корабль в линию.
Кроме этого, в экипаже частично сменились люди. Но все же в первую очередь — у командирского перископа. Сейчас гвардейской субмариной командует гвардии капитан 1 ранга Эдуард Вакуленко.
Всем известно, на сегодняшний день гвардейский «Гепард» — самая современная подлодка в боевом составе отечественного ВМФ. Новее ее только то, что еще находится на стапелях в Северодвинске: пресловутые «Бореи» и другие «коллеги». Поэтому, на мой взгляд, все же банально спрашивать офицера, насколько счастлив он командовать таким кораблем. Однако что все-таки сложнее: стать командиром уникальной субмарины, переходной между подлодками третьего и четвертого поколений, или быть ее командиром?
На вопрос Эдуард Александрович ответил коротко, несколько витиевато, но исчерпывающе емко:
— Назначение командиром на «Гепард» — это оказанная честь, которая налагает огромную ответственность. Ну, а уже быть его командиром — это каждодневно оправдывать оказанное доверие.
Вакуленко год как командир «Гепарда». До этого командовал АПЛ «Пантера», вторым «гепардовским» экипажем.
Юбилейный, 2006 год прошел под сенью пятилетия подъема Андреевского флага и ввода «Гепарда» в боевой состав ВМФ. Срок вроде бы и не большой, однако экипаж вписал уже не одну строку в золотую летопись Северного флота. Ну, а в минувшем учебном году корабль в основном отрабатывал задачи боевой подготовки в родных заполярных полигонах. По замыслу УПАСР СФ и ВМФ выступил «первой скрипкой» в учении по оказанию помощи аварийной подлодке. Стрелял крылатыми ракетами, что в последний раз делалось на «Барсах» лет так десять назад. Поэтому, считает гвардии капитан 1 ранга Вакуленко, хоть дальних морей у «Гепарда» в прошлом году и не было, однако по случаю Дня корабля — 23 февраля — ему есть что рассказать многочисленным гостям экипажа (его ветеранам и шефам).
Вообще, Эдуард Александрович оказался достаточно немногословным собеседником. О себе говорил скупо, в основном анкетными данными, будто стеснялся столь пристального взгляда на его биографию со стороны прессы. Да, родился в 1958 году в Таганроге. Но детство провел на Камчатке. Отец — сугубо гражданский человек, но в 1950-х годах пять лет «срочки» прошел на тихоокеанских дизельных подлодках типа «Сталинец». Рассказы отца о дальних походах и базах подплава в Советской Гавани, Магадане и Вилюченске, многочисленные фото из дембельского альбома запали в душу, поэтому после окончания школы парень поступил в Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола, на минно-торпедный факультет.
— Почему именно туда? — Эдуард Александрович пожал плечами. — Просто в военкомате по разнарядке было всего лишь два места в Черноморское высшее военно-морское училище имени Нахимова и два — в «Ленком».
В 1980-м году начал офицерскую службу в Западной Лице: в 3-й дивизии АПЛ, родоначальнице заполярного многоцелевого атомного подплава, в состав которой первыми пришли АПЛ проекта 671 — субмарины второго поколения. Вначале был командиром торпедной группы, через год назначили командиром БЧ-3, еще через два стал помощником командира.
В это же время на Северном флоте формировали экипаж на новостройку третьего поколения: АПЛ «Барс» — головной корабль проекта 971. Предложили помощником, согласился. Новый экипаж зарядили на полуторагодичный «большой круг»: учебные центры в Сосновом Бору и Обнинске, колыбель атомоходов — «Севмашпредприятие», всевозможные испытания.
После «Барса» был старпомом на «Пантере» у капитана 1 ранга Василия Михальчука. Затем — командиром второго «гепардовского» экипажа, чуть позже — «Пантеры»: отвел ее в ремонт. Вернулся в Гаджиево, вновь возглавил второй экипаж. И год назад стал командиром «Гепарда». На счету у Эдуарда Александровича шесть боевых служб. Награжден орденом «За военные заслуги» и медалью «За отвагу».
«Гепард» постоянно в поле зрения промышленности, занятой разработкой проектов новых кораблей. Поэтому можно смело утверждать: гвардейская субмарина — стартовая площадка для создания ударных многоцелевых атомоходов четвертого поколения, подводная лаборатория отечественного ОПК. Кстати, разработчики морской техники говорят, что по архитектуре корпуса процентов на восемьдесят атомоход четвертого поколения будет схож с «Гепардом». Правда, «начинка» гораздо современней.
— Чем стали эти корабли для меня? — Вакуленко на мгновение задумался. — Если сравнивать «Барсы» с подлодками второго поколения, это был большой шаг вперед отечественной промышленности. Мы стали «общаться» на «ты» с американскими, английскими, французскими подлодками. Да и боевые службы на них интересней: когда ты имеешь те же возможности, что и твой заокеанский «партнер», игра идет на равных. Памятны боевые службы в Северную Атлантику в 1993 году — на «Пантере» — и Средиземное море в 1995—1996 годах, когда наш экипаж ходил на «Волке». Там наши корабли предстали во всей красе. В итоге на соединении два командира стали Героями России, сотни подводников удостоены государственных наград. Жаль, по указанию свыше убрали с рубок «звезды», отмечавшие количество дальних походов, символику призов главнокомандующего ВМФ по видам боевой подготовки. А так все было, образно говоря, «на лице» написано: подойдешь к атомоходу, глянешь на рубку, и сразу понятно, насколько именитый «зверь» перед тобой.
На сорок девятом году жизни и при двадцати восьми годах службы исключительно в прочном корпусе Эдуарду Александровичу уже давно и не раз предлагали береговые должности, но желания у командира «Гепарда» переходить на штабную работу нет. Не претит самолюбию и то, что ученики обошли по служебной лестнице, приходят с проверками. «Учат жизни?», — спрашиваю Вакуленко.
— Это еще вопрос: кто кого поучит! — с ершистым вызовом отвечает гвардии капитан 1 ранга Вакуленко.
У его друзей, которые служат на субмаринах второго поколения, чувство легкой зависти все же есть: третье поколение — оно, как говорится, и в Африке третье. Кстати, когда набирали экипажи «Барса», «Волка», последующие экипажи АПЛ проекта 971, проводили конкурс, так было много желающих. Не пугали ни пресловутый «большой круг», ни оторванность от семей, ни ощутимая потеря в деньгах (пропадали 80-процентные «полярные» надбавки). К слову, помощником на «Барс» претендовали трое. Фортуна улыбнулась Вакуленко.
— Это сейчас мечтаем о четвертом поколении, — говорит Эдуард Александрович. — А пятнадцать лет назад отбор на «третье поколение» реально сравнивали с зачислением в отряд космонавтов. Суперлодки требовали совершенных знаний, светлых голов и преданных подводной службе сердец. Да и служба на субмаринах нашего проекта — это безусловная перспектива служебного роста по любой из лодочных специальностей.
Экипаж «Гепарда» стопроцентно профессиональный. «Срочников» нет: их заменили военнослужащие, проходящие службу по контракту. Текучка офицерских кадров связана с убытием либо на учебу, либо на повышение. Мичманы — более, так сказать, «оседлый» контингент. Давно (многие — с момента постройки АПЛ) служат на корабле. Соответственно надежны, знают обязанности и заведования. Среди тех, кто составляет основу профессионального экипажа, специалисты высокого класса гвардии старшие мичманы Виталий Соломаха, Виталий Волошенко, Алексей Воронцов, Николай Никулин, Сергей Рубцов и другие.
— Поэтому в море лишний раз не дергаешься: что в корме, например, делается? — рассказывает Вакуленко. — Словом, профессионализм — это то, что в конце концов и должно быть в подплаве: ведь за грамотной эксплуатацией техники стоит сохранение материальной части, увеличение ресурса кораблей и качественное выполнение поставленных задач.
Вообще на субмаринах проекта 971 — молодые экипажи. Средний возраст, если не считать «старых» мичманов и группу командования, 27 — 28 лет. Именно в таких годах командиры групп, как правило, уже на «выданье», и командиры боевых частей на «Барсах».
О них, кого называют элитой флота, и командир «Гепарда», и его заместитель по воспитательной работе гвардии капитан 2 ранга Владимир Митрофанов рассказывают многое. Не раз представителей экипажа называли лучшими специалистами на Северном флоте, боевые части гвардейской субмарины с завидной регулярностью занимают призовые места в дивизии и эскадре атомных подводных лодок. Приятно было слышать из уст командования АПЛ фамилии подводников, знакомые по первой, пятилетней давности, встрече с гвардейским экипажем.
Вне всякого сомнения, легендарная личность на «Гепарде» — это командир электромеханической боевой части гвардии капитан 2 ранга Константин Кунихин. Боевую часть — «пять» принял на строящейся лодке, будучи всего лишь капитан-лейтенантом. Прошел с «Гепардом» заводские, ходовые и государственные испытания, все боевые службы. То есть командиры корабля меняются, а КБЧ-5 остается.
— Надежность у Константина Николаевича не сто процентов, — рассказывает о подчиненном гвардии капитан 1 ранга Вакуленко, — а как минимум сто один. Он — фанат, весь в корабле, который ему — помните слова из песни? — «с чертежей, как с пеленок, знаком». Убрать Кунихина с корабля, и у меня, честное слово, появятся сомнения: «А как же без него все там будет вертеться?» Согласен, расхоже мнение, будто незаменимых людей нет. Однако лично мое мнение: больше не найти человека, чтобы знал корабль лучше Константина.
Чуть позже, в беседе с гвардии капитаном 2 ранга Митрофановым, я узнал, что «командир БЧ-5 — это просто лучший механик по определению. Он может любой механизм, насос — словом, все, что угодно на корабле, — разобрать, определить его неисправность и отремонтировать своими руками. Константин Николаевич — великолепный офицер, а воспитатель — очень чуткий и всегда лично решающий все проблемы своих подчиненных». А, памятуя пятилетней давности слова о Кунихине, сказанные гвардии капитаном 1 ранга Косолаповым: мол, «любимчик, но я ему об этом не говорю», — добавлю лишь, что гвардии капитан 2 ранга Константин Кунихин награжден медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени. Одной — за дальний поход АПЛ «Волк», по итогам которого «Капитолийский холм» в Вашингтоне встал на «дыбы», а командир российский субмарины капитан 1 ранга Алексей Буриличев стал Героем России. Вторую медаль Константину вручил лично Президент Российской Федерации Владимир Путин за «освоение новой техники».
Достойный путь на корабле прошел гвардии капитан 3 ранга Кирилл Шпорт. Начал службу на «Гепарде» командиром минно-торпедной группы, затем стал командиром БЧ-3, помощником командира АПЛ. И вот в конце прошлого года назначен старшим помощником командира «Гепарда».
По словам гвардии капитана 2 ранга Владимира Митрофанова, в экипаже можно выделить каждое подразделение. Потому что каждое из них славно своими делами. Например, в штурманской боевой части, которую сейчас возглавляет гвардии капитан-лейтенант Юрий Неделько, «молодежь растет прямо на глазах». Поэтому за четыре года при Владимире Михайловиче уже сменились три штурмана. Командир БЧ-3 гвардии капитан-лейтенант Алексей Пашовкин буквально года полтора назад только стал командиром боевой части, а сейчас представлен к назначению помощником командира на «Гепард». Кстати, предыдущего «минера» — гвардии капитана 3 ранга Сергея Афанасьева, у которого Пашовкин был командиром торпедной группы, два года подряд: в 2003 и 2004-м, — объявляли лучшим специалистом на Северном флоте. Сейчас он помощник командира на другой АПЛ.
К плеяде ветеранов корабля принадлежит и гвардии капитан 3 ранга Николай Кириллов — командир радиотехнической боевой части. Хотя по его возрасту этого не скажешь. Но на новом корабле в молодом экипаже такое вполне возможно. Также оправданно назначение его, в свое время лучшего командира группы, командиром БЧ-7. Под стать ему командир гидроакустической группы гвардии капитан-лейтенант Роман Демин и инженер вычислительной группы гвардии старший лейтенант Алексей Зиновьев — грамотные и перспективные специалисты, одни из лучших в экипаже и соединении АПЛ.
Командир боевой части связи гвардии капитан 3 ранга Владимир Водопьянов — также отличный офицер и, по оценке командования субмарины, один из лучших командиров боевых частей по своим профессионализму и организаторским способностям, умению добиться поставленной цели. Родился в Калининградской области в 1978 году. После окончания средней школы поступил в Калининградское высшее военно-морское училище на факультет радиосвязи, которое окончил с красным дипломом в 1995 году и по распределению попал в дивизию АПЛ Северного флота. Кстати, при выпуске из училища был конкурс, чтобы попасть на лодки третьего поколения. Но Владимир, как отличник, в списке на распределение был в первой десятке выпускников, и на момент выбора им места службы «вакансия» на дивизии еще была не занята. Четыре года служил на АПЛ «Леопард», после этого год — на «Вепре». Кстати, Водопьянов — участник российско-французского учения в Северной Атлантике и визита АПЛ «Вепрь» во французский Брест в сентябре 2004 года. Более того, океанское плавание стало третьим дальним походом в биографии подводника. За него Владимира, тогда еще командира группы в БЧ-4, наградили медалью «За воинскую доблесть» II степени. Затем, полтора года назад, офицера назначили командиром БЧ-4 на «Гепард», где состоялся его четвертый дальний поход. В дальнейшем североморец планирует поступить в Военно-морскую академию имени Кузнецова, а затем дальше расти по стезе флагманского связиста.
В минувшем учебном году химическая служба «Гепарда» стала лучшей в эскадре АПЛ. Возглавляет ее гвардии капитан-лейтенант Александр Данилко. Саша — северянин, родом из Мурманска. Отец — военнослужащий, служил в первой столице Северного флота: Полярном, на надводных кораблях. Данилко в 2003 году окончил Военно-морской инженерный институт в Пушкине, химический факультет. С третьего курса проходил практику на лодках «барсовой» дивизии. Поэтому по выпуске и распределился в экипаж, в котором проходил стажировку. А в 2005 году — перед дальним походом гвардейской АПЛ — назначили «начхимом» на «Гепард».
Пока в активе профессионально подготовленного офицера два похода. Перед выпуском был большой выбор мест для прохождения службы. Но так как в дивизии постоянно стажировался, то готовил себя непосредственно на «барсовый» проект АПЛ. Кроме этого, был вызов из соединения: флагманский химик в течение трех лет отслеживал профессиональный рост перспективного курсанта.
— Север — это родное, — рассказывал Александр. — Служу по специальности, которая очень нравится. Жилье есть. В прошлом году родился ребенок. Перспективы службы? Дальше служить на подводных лодках. Уже предлагали поступить в академию, но пока не готов. Хочу еще походить на «Гепарде» в море…
Вот так: много ли нужно для истинно человеческого счастья!
Что касается контрактников в экипаже, то их, как говорится, пятьдесят на пятьдесят: половина из тех, кто служил на «Гепарде» по призыву, а вторая — те, кто пришел на лодку с «гражданки» либо с других экипажей и береговых частей гарнизона. Например, гвардии старшина 2-й статьи контрактной службы Айрат Ярмухаметов — командир отделения торпедистов БЧ-3. Родом из Башкирии. До службы по призыву о подводных лодках знал, откровенно говоря, не много. Однако в военкомате сказали коротко: «Без вариантов: пойдешь на флот!» И после окончания учебного Краснознаменного отряда подводного плавания имени Кирова направили в дивизию АПЛ третьего поколения. А с декабря 2003 года служит по контракту на «Гепарде», искренне гордится этим. Также не скрывает, что вполне доволен денежным довольствием: «Дома я столько денег не заработал бы». В гарнизоне снимает квартиру. Пока не женат. Планирует в перспективе получить высшее образование. Сейчас у Айрата второй контракт, который подписал сроком на три года. Будет ли продлевать его? «Там посмотрим, — многозначительно говорит парень. — Может, пойду учиться на мичмана».
А вот его коллега, электрик электротехнического дивизиона БЧ-5 гвардии старшина 1-й статьи Алексей Ивлев, электрик ЭТД, срочную службу проходил в Читинской области. После «срочки» Лешин друг, который сейчас в экипаже строящегося подводного ракетоносца «Юрий Долгорукий», предложил ему поехать в Гаджиево, и парень, не долго думая, решился. Попал в экипаж АПЛ «Леопард», с которым три месяца отучился в Сосновом Бору. А в сентябре 2005 года перевелся на «Гепард». Алексей считает, что благодаря контрактной службе можно гораздо быстрее и легче, чем на «гражданке», получить высшее образование. Кстати, у парня — жена и маленький, три с половиной года, ребенок. После подписания контракта в течение четырех месяцев в городке получил однокомнатную квартиру. Денег на жизнь хватает, по сравнению с контрактниками средней полосы получает раза в три больше. Сейчас у Алексея только первый контракт. Однако он уверен, что продлит его. Так же как и Айрат Ярмухаметов, хочет стать мичманом и дальше служить на «Гепарде».
К слову, раз в неделю кто-то обязательно приходит в гвардейский экипаж, интересуется: нет ли места для службы по контракту? Вывод: в «звериный» плавсостав очередь уже выстроилась, стимул для добросовестной службы очевиден и, как пряник, осязаем, так что свято место на атомоходах проекта 971 пусто не бывает.
Что касается «Гепарда», то с момента вступления в боевой состав ВМФ лодку называют «крестницей Президента России»: именно Владимир Путин вручил в Северодвинске гвардейский Андреевский флаг первому командиру АПЛ гвардии капитану 1 ранга Дмитрию Косолапову. Так что уже пять лет ходит «Гепард» в море, как говорят сами подводники, под президентским флагом.
— Я пришел на корабль в 2003 году, — вспоминает заместитель командира АПЛ по воспитательной работе гвардии капитан 2 ранга Владимир Митрофанов. — И первое, что бросилось в глаза, — экипаж молодой, и у всех желание сделать корабль лучшим. Поэтому работали самозабвенно, старались. И результат не заставил ждать: не прошло и года после ввода «Гепарда» в линию, как экипаж завоевал в 2004 году кубок губернатора Мурманской области «Лучшая подводная лодка Северного флота».
А после первой боевой службы в Атлантическом океане гвардейский экипаж так «вырос», люди настолько «повзрослели», что многие сразу ушли в академии или на повышение. Экипаж трудился на совесть, и результатом были сплаванность, сплоченность, очень высокий уровень профессиональной подготовки. И сегодня экипаж гвардейского «Гепарда» отмечен командованием дивизии и эскадры АПЛ Северного флота как один из лучших в отечественном подплаве.
…Есть у гвардии капитана 1 ранга Эдуарда Вакуленко мечта: обязательно сходить в дальний поход на «Гепарде». Ведь океанское плавание — это венец боевой подготовки подводников. И если в учебе все равно присутствует фактор условности, то только реальная автономка ответит, чего стоишь ты как командир и чего стоят подчиненные, обученные тобою же. Поэтому и планы у «гепардовцев» большие: сдать курсовые задачи, взять курс в океан и погонять наших вероятных «друзей» как положено, привезти в родную базу «море» контактов. Чтобы иностранные «партнеры» наконец-то четко уяснили, что Северный флот, а с ним и Россия, возвращаются туда, откуда уходили временно: в Средиземку, Атлантику, Индийский океан, под лед. А Баренцево море — оно и так наше, родное, хоть порою и неласковое.
http://www.redstar.ru/2007/02/2102/303.html