Такого еще не встречал! Подумал: уж не розыгрыш ли? Только что дневальный курсант Александр Шамин сообщил, что он дипломированный юрист — в прошлом году окончил Российский государственный социальный университет. И вот теперь еще один дневальный — курсант Владимир Антонец тоже, оказывается, получил на «гражданке» специальность «юриспрунденция» — он выпускник Армавирского лингвистического университета. Неужто тут все с таким уровнем подготовки?
— Будущие заместители командиров рот по воспитательной работе — все с высшим гуманитарным образованием, — подтвердил начальник 9-х Высших центральных офицерских курсов (ВЦОК) генерал-майор Николай Данько. — Среди курсантов, обучающихся по программе командиров взводов, — половина с высшим техническим образованием, остальные окончили средние специальные учебные заведения. Но уже в самое ближайшее время и сюда будем набирать недавних выпускников вузов.
Причем, как выяснилось, желающих пройти на 9-х ВЦОК десятимесячную подготовку и стать офицерами достаточно — конкурс два человека на место. Отчисления крайне редки, за прошлый год ушел всего один человек. После обучения поступившим с высшим образованием присваивается звание лейтенант, со средним специальным — младший лейтенант.
В составе Минобороны РФ это без преувеличения уникальное военно-учебное заведение. Здесь не только готовят командиров взводов и заместителей командиров рот по воспитательной работе, но и повышают квалификацию офицеры Железнодорожных войск и военных сообщений. Кроме того, в состав 9-х ВЦОК организационно входит школа прапорщиков, а также учебные подразделения по подготовке младших специалистов, в основном машинистов тепловозов. За год через образовательный «конвейер» 9-х ВЦОК ЖДВ проходят в среднем около 1.000 человек.
О каждом из перечисленных направлений подготовки специалистов можно долго рассказывать — есть что. К примеру, материально-технической базе позавидуют многие петербургские гражданские вузы. Генерал-майор Данько, который вот уже два года руководит курсами, с гордостью показывал мне прекрасно оснащенные учебные корпуса, спортивный комплекс (стрелковый тир — один из лучших в ЛВО), библиотеку. Компьютерную подготовку получают и будущие прапорщики, чем потом приятно удивляют командование — это совсем иной подход к делу. А будущие машинисты тепловозов проходят трехмесячную практику на Октябрьской железной дороге и там же получают «гражданское» удостоверение о приобретении столь престижной профессии.
Отменно налажен быт: своя котельная, поликлиника, теплица. Немаловажно, что успешно решается вопрос о предоставлении служебного жилья: в прошлом году рядом с учебными корпусами ввели в строй 55-квартирный дом, такой же сдадут в этом году. Еще три дома появятся в соседнем военном городке, где помимо 9-х ВЦОК получат жилье представители Военно-транспортного университета и Кадетского корпуса ЖДВ.
— Чувствуем, как спадает социальное напряжение, — рассказывает генерал-майор Данько. — Через два года жилищный вопрос решим. Не случайно у нас нет проблем с кадрами — все штатные должности укомплектованы, никто не увольняется.
О преподавателях стоит сказать особо. Это офицеры с богатейшим опытом, постоянно совершенствующие свою подготовку. Среди них полковники Юрий Карпов и Эдуард Аношкин, подполковник Александр Солдат, майор Виталий Дуюнов и другие. Достаточно сказать, что 40% преподавателей и командиров 9-х ВЦОК имеют боевой опыт. Регулярно они проходят месячные стажировки в войсках, в том числе и в группировке Железнодорожных войск в Чеченской Республике. Все самое ценное, передовое, новое потом доводится до обучаемых.
Сама жизнь подтверждает целесообразность и насущную необходимость подобного образовательного учреждения для Железнодорожных войск и военных сообщений. Актуальность возрастает и в связи с сокращением военных кафедр в вузах — курсы позволяют готовить младших офицеров.
Сегодня, как и в прежние годы, выпускники 9-х ВЦОК востребованы в войсках: это настоящие профессионалы, способные справляться с самыми сложными и ответственными задачами. Кстати, по отзывам из войск, подготовленные в Старом Петергофе офицеры и прапорщики практически не подают рапорта на увольнение — выбор профессии они делают осознанно и служат добросовестно. Для многих — это первая ступень в дальнейшем офицерском становлении. Среди выпускников 1960-х годов — ныне командующий Железнодорожными войсками Герой Социалистического Труда генерал-полковник Г. Когатько, его бывшие заместители генерал-лейтенанты В. Лещев и В. Химченко, другие генералы. Всего за 50 лет (этот юбилей 9-е ВЦОК отметят 23 февраля) здесь выпущены около 5 тысяч младших офицеров и почти 8 тысяч прапорщиков, свыше 28 тысяч офицеров прошли переподготовку и повысили квалификацию. Нынешнему поколению курсантов есть на кого равняться.
http://www.redstar.ru/2007/02/2002/202.html