Быстрым набором комбинации знаков на компьютерной клавиатуре начальник полкового отделения тренажеров прапорщик Султан Рамазанов сымитировал очередную вводную. «Я вывел двигатели участвующих в заезде боевых машин на критический режим работы, — прокомментировал свои действия Рамазанов. — Но механики-водители об этом не знают. Если в ближайшие секунды они не прочувствуют ответственность момента, не предпримут встречные действия, их БМП выйдут из строя».
Но все обошлось. Очередная пара мотострелков покинула боевые отделения тренажеров с положительными результатами. По словам прапорщика Рамазанова, регулярные занятия на введенном меньше года назад в эксплуатацию полковом тренажерном комплексе по вождению БМП уже к концу летнего периода обучения позволили серьезно снизить количество реальных неполадок на боевой технике по вине механиков-водителей. «С последнего учения в парк на буксире были доставлены всего четыре боевые машины, в то время как раньше их могло быть с десяток», — поясняет Рамазанов.
— Более того, по нашим наблюдениям, занятия на тренажерах значительно убыстряют процесс становления механиков-водителей, — развивает тему начальник организационно-планового отделения технической части 34-й мотострелковой дивизии Приволжско-Уральского военного округа подполковник Александр Ткач. — Если на наработку приемлемых навыков в эксплуатации реальной боевой машины требовалось 7 — 9 занятий на полигоне, то теперь достаточно 3 — 4 «прогонов» через тренажер. Все потому, что в учебно-практическом классе военнослужащий не боится допустить ошибку. И это придает ему решительности в отработке учебного вопроса. Он знает: его промах в действиях не нанесет вреда матчасти.
Подобный аспект построения учебы в полной мере соответствует озвученному в ноябре прошлого года на совещании руководящего состава Вооруженных Сил РФ заместителем председателя Правительства РФ — министром обороны России Сергеем Ивановым требованию, «чтобы к эксплуатации вооружения и военной техники допускались лишь подготовленные и имеющие соответствующий допуск военнослужащие».
И в этом плане в уральском соединении постоянной готовности все в полном порядке. Подполковник Ткач отмечает, что ни один «непрофильный» волонтер из состава дивизии доступа к управлению боевой машиной не имеет. На должностях водителей и механиков-водителей — лишь те контрактники, кому в период службы по призыву не только довелось окончить «колесно-гусеничное» учебное подразделение, но и в последующей службе получить практический опыт управления войсковой авто- и бронетехникой.
— Хотя в числе «непрофильных» кандидатов на службу по контракту претендентов на водительские должности хоть отбавляй, — не скрывает Александр Ткач. — Соединение постоянной готовности — не «учебка», и работать с «чистого листа» — не наша задача.
Поэтому вся прежняя и воссоздаваемая в соединении тренировочная база ориентирована лишь на доучивание личного состава, на совершенствование уже имеющихся навыков. Положительный пример с введением в Екатеринбургском гарнизоне в процесс боевой подготовки полкового тренажерного комплекса по вождению БМП — тому свидетельство. И, надо подчеркнуть, не единичное. По словам подполковника Ткача, в минувшем году только на Свердловском полигоне было отремонтировано и переоснащено сразу несколько учебных помещений. В их числе класс эксплуатации автомобильной техники, который, к слову сказать, долгое время лишь числился таковым. Теперь он, что называется, «напичкан» наглядными пособиями. Это плакаты, разрезные механизмы (коробки передач, мосты транспортных средств, редукторы, системы рулевого управления и т. д.) и даже автомобильные рамы с закрепленными на них агрегатами. Сейчас в классе одновременно могут заниматься военнослужащие целой автороты.
Аналогичную «реанимацию» претерпел и класс изучения основ правил вождения. Его новинкой стал макет реального участка полигона, на площади которого руководитель занятия может смоделировать контрольную дорожную обстановку сразу для нескольких военнослужащих.
Не остаются без внимания и другие части 34-й дивизии. В Верхнепышминском гарнизоне оборудуются несколько классов технической эксплуатации с наглядными пособиями, в том числе и механико-электрическими стендами.
К началу очередного этапа программного обучения по вождению боевых машин в Чебаркульском гарнизоне планируется ввод в эксплуатацию полкового тренажерного комплекса, схожего с екатеринбургским, с той лишь разницей, что практические навыки там будут нарабатывать механики-водители МТ-ЛБ.
Однако неверно было бы считать, что в этом уральском соединении учебно-боевой процесс военнослужащих контрактной службы проходит лишь на тренажерной базе. Как и везде, здесь понимают, что никакой имитатор не в состоянии дать военнослужащему те практические навыки, которые нарабатываются при контакте с реальной боевой техникой. Что соответствует еще одному тезису, озвученному главой военного ведомства: «Танки не должны стоять без дела в парках». И они не стоят. Правда, с одной, но весьма существенной оговоркой.
— Сегодня танкисты соединения накатывают километражи не на базовом Т-72, а на снятом с вооружения Т-64, — поясняет подполковник Ткач. — Чему мы, естественно, рады. И вот по какой причине. Полученные с базы резерва танков морально устаревшие «иномарки» (харьковские Т-64 еще советского периода сборки) были распределены по танковым и мотострелковым полкам. Цель «акции» — при сохранении загруженности плана боевой подготовки механиков-водителей сберечь ресурс Т-72 учебно-боевых групп.
В этом налицо выполнение еще одного требования министра обороны — о бережном отношении к вверенной военной технике.
Кстати, работа по сохранению ресурса стоящей на вооружении авто- и бронетехники в 34-й мотострелковой дивизии ведется не первый год. Так, в рамках реализации общей концепции по сохранению и развитию парка бронетанкового вооружения мотострелковый полк, которым командует полковник Александр Мельников, в минувшем году был выведен в разряд экспериментальной площадки с последующей адаптацией к его базе методики восстановления боевых качеств войсковой бронетехники. Проще говоря, через ремонтные цеха дислоцированного в Екатеринбурге ФГУП «144-й бронетанковый ремонтный завод Министерства обороны РФ» было пропущено более половины БМП-1 из состава полкового бронепарка. В итоге 20-летние боевые машины пехоты обрели «вторую жизнь» как минимум на ближайшие полтора десятка лет.
В вопросе поступательного «омолаживания» имеющегося парка машин соединению оказывает помощь ФГП «5-й Центральный автомобильный ремонтный завод» — единственное в Уральском регионе предприятие, проводящее капитальный ремонт автомобилей «Урал» и КамАЗ. Из заводских цехов в пункты дислокации дивизионные «Уралы» возвращаются не только с продленным ресурсом эксплуатации, но и с новыми, более мощными двигателями.
Естественно, что командование, личный состав частей и подразделений соединения к восстановленному авто- и бронепарку относятся с особым трепетом.
— Но не настолько, чтобы «руками не трогать», — замечает в беседе подполковник Ткач. — Техника должна оправдывать свое предназначение, а патологическая бережливость и бездумная экономия, как известно, приводят к обратному результату. Понятно, что непродуктивные варианты нас не устраивают. В противном случае, к примеру, мы бы провалили свое участие в таком масштабном учении, как «Южный щит-2006». Но полки «отыграли» достойно. Хотя не обошлось без замечаний за превышенный на тренировках лимит моторесурса. Однако одно другого стоило — результат был отменный.
В целом сказанное еще раз подтверждает войсковое наблюдение: чем больше танки «взбивают» полигон, тем спокойнее командованию в текучке плановых практических занятий. Как за «набивающий руку» личный состав, так и за состояние самой бронетехники.
http://www.redstar.ru/2007/02/1602/201.html