Красная звезда | Олег Горупай | 13.02.2007 |
— Александр Сергеевич, Совету министров обороны государств — участников СНГ исполняется 15 лет. Очевидно, что за этот срок ему удалось достичь многого. Тем не менее каков все-таки, на ваш взгляд, главный итог деятельности СМО?
— Беспристрастный анализ развития военного сотрудничества государств — участников СНГ показывает, что с самого начала оно развивалось опережающими темпами по отношению к другим сферам интеграции. За истекшие 15 лет проделана колоссальная работа по формированию нормативно-правовых основ военно-интеграционных отношений стран Содружества. Судите сами: около 50 процентов всех рассмотренных вопросов посвящено проблемам военного сотрудничества. Да иначе и быть не может. Во многом благодаря этому через временное формирование объединенных вооруженных сил СНГ удалось провести цивилизованный раздел Вооруженных Сил Советского Союза, сохранить единое оборонное пространство, сопряженность вооружений и военных инфраструктур, атмосферу добрососедства. За прошедшие годы на просторах Содружества сложилась достаточно сложная и многовекторная система отношений в военной сфере. Генератором многостороннего военного сотрудничества со дня своего создания является Совет министров обороны, который формирует его идеологию в русле общих проблем политической и экономической интеграции государств Содружества.
— Какие задачи решает СМО сегодня? На что направлены основные усилия министров обороны стран СНГ?
— Особое место в нашей деятельности занимают как теоретические разработки в области военной безопасности, так и практическая работа по организации и проведению совместных оперативных мероприятий вооруженных сил государств СНГ. В соответствии с возложенными функциями и задачами Совет министров обороны рассматривает концептуальные подходы к вопросам военной политики, военного строительства государств — участников Содружества и согласовывает усилия министерств обороны по вопросам реализации соглашений и других документов в области обороны и военной безопасности, а также осуществляет координацию военного сотрудничества. Вырабатывает предложения по вопросам реализации усилий, направленных на предотвращение вооруженных конфликтов на территории СНГ и его внешних границах, подготовки и применения групп военных наблюдателей и Коллективных миротворческих сил по поддержанию мира.
— По всей видимости, существуют и приоритетные, наиболее востребованные направления деятельности СМО, в углублении и развитии которых высказывается наибольшая заинтересованность со стороны участников совета?
— Востребованным и перспективным направлением деятельности рабочих органов государств — участников СНГ в военной сфере, которое может быть реализовано только через Совет министров обороны, является содействие развитию многостороннего сотрудничества в военно-политической области. Оно предусматривает согласование военно-политических целей и оборонных задач, развитие контактов высшего военно-политического руководства государств и разработку системы мер для поддержания и обеспечения их военной безопасности. В настоящее время это является наиболее активно развивающимся направлением, в нем участвуют все страны СНГ.
Не меньшее внимание уделяется сотрудничеству в военно-технической области, направленному на согласование военно-технической политики государств, выработку общих принципов оснащения вооруженных сил, разработку совместных программ развития оружия и военной техники, а также на совершенствование их военно-промышленной базы.
В центре внимания и сотрудничество в военной области, нацеленное на координацию совместной, согласованной деятельности министерств обороны в решении вопросов строительства и развития национальных вооруженных сил, повышения их боеспособности, боевой и мобилизационной готовности.
Большая заинтересованность проявляется к сотрудничеству в военно-научной области, направленному на согласование и реализацию военно-научной политики в министерствах обороны, организацию научной работы в военных научно-исследовательских организациях, в вузах, на полигонах, включая совместные эксперименты и испытания.
Огромное значение приобретает сотрудничество в социально-правовой и гуманитарной областях, нацеленное на взаимодействие министерств обороны по вопросам социально-правовой защиты военнослужащих. В поле зрения совета постоянно находятся и выработка согласованных предложений, подготовка проектов модельных нормативных документов в целях сближения нормативно-правовых актов, регламентирующих социально-правовую защищенность военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
— Александр Сергеевич, если можно, то приведите, пожалуйста, конкретный пример эффективности многостороннего сотрудничества именно в военной области. Ведь не секрет, что сегодня можно услышать и критические замечания в адрес СМО.
— К несомненному достижению в области собственно военного сотрудничества следует отнести разработку рабочими органами СМО СНГ методологии миротворческой деятельности. Мы имеем исторический пример успешного проведения миротворческой операции в Таджикистане, где благодаря общим усилиям был достигнут положительный результат, аналогов которому не так уж и много в современной международной практике. Сегодня под флагом СНГ проводится миротворческая операция по поддержанию мира в зоне конфликта в Абхазии (Грузия). Нельзя не упомянуть и цивилизованный раздел ядерного потенциала бывшего СССР, ведь правопреемство России в этом вопросе должно было быть гарантировано странами, обладавшими некоторыми элементами этого потенциала, и прежде всего Казахстаном, Украиной и Белоруссией.
— Если мы отвлечемся от теории и в очередной раз вернемся к практике, то каким образом это отражается на повседневной деятельности вооруженных сил государств Содружества?
— В своей деятельности Совет министров обороны последовательно переносит вектор основных усилий с создания нормативно-правовой базы военного сотрудничества к практической ее реализации. Успешно совершенствуется объединенная система ПВО: боевой состав сил и средств ПВО на европейской границе увеличился в два раза, на южной границе Содружества — до полутора раз. Результаты ежегодно проводимых командно-штабных тренировок с органами управления и дежурными силами объединенной системы ПВО с реальным обозначением воздушной обстановки подтверждают эффективность ОС ПВО СНГ по защите государственных границ в воздушном пространстве. С сентября 1996 года частями ПВО проводятся боевые стрельбы. В сентябре 1998 года проведены первые совместные тактические учения войск ПВО (ПВО и ВВС) «Боевое содружество-98». Подобные учения стали традиционными и проводятся в настоящее время один раз в два года.
Успешно и последовательно создается совместная (объединенная) система связи вооруженных сил. Функционирует и несет боевое дежурство система государственного опознавания «Пароль». Создана система по обмену информацией по безопасности полетов военной авиации. Активно ведется сотрудничество в области топогеодезического и метрологического обеспечения деятельности вооруженных сил. 25 ноября 2004 года СМО СНГ одобрил создание объединенной системы выявления РХБ обстановки. В настоящий момент документы проходят согласование в правительствах государств — участников Содружества.
В соответствии с решениями СМО СНГ министерствами обороны государств Центрально-Азиатского региона и Российской Федерации подготовлены и проведены в рамках противодействия международному терроризму совместные командно-штабные учения «Южный щит Содружества-99» (на территории Киргизской Республики), «Южный щит Содружества-2000» (на территории Республики Таджикистан), «Южный щит Содружества-2001», «Южный щит Содружества-2002» (на территории Российской Федерации), комплексное оперативно-тактическое учение «Юг — антитеррор-2002», «Южный щит Содружества-2003», «Южный щит Содружества-2004» (на территории Республики Казахстан), «Юг — антитеррор-2006» (в Киргизии).
— Подготовка проведения таких масштабных учений и реализация планов по созданию объединенных систем ПВО, связи, выявления РХБ обстановки требуют много сил и времени. Как и где принимаются решения по тому или иному вопросу?
— Основной формой деятельности Совета министров обороны являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, как правило, не реже одного раза в полгода. Внеочередные заседания СМО созываются по решению Совета глав государств СНГ, председателя Совета министров обороны, а также по предложению любого члена совета, поддержанному не менее чем одной третью его членов. Наряду с заседаниями активно используются такие формы работы, как «круглые столы», конференции, рабочие встречи, консультации, совещания, обмены мнениями по наиболее актуальным вопросам военного сотрудничества. Всего со дня своего образования СМО СНГ подготовлено и проведено 50 заседаний. По основным направлениям военного сотрудничества работают и специализированные координационные комитеты, созданные на временной основе. В связи с этим особое место в организационной работе принадлежит секретариату СМО, насчитывающему всего 20 человек и осуществляющему организационно-техническое, информационно-аналитическое и консультативное обеспечение всех проводимых мероприятий. При этом затраты из единого бюджета СНГ на обеспечение деятельности совета минимальны. К примеру, в 2006 году они составили всего 2,8 процента.
— Товарищ генерал, неужели все так гладко и деятельность СМО устраивает всех и вся?
— Действительно, сегодня мы наблюдаем различные уровни развития основных составляющих интеграционных процессов в военной области и участия в них партнеров по СМО. Их несколько. Первый уровень, характеризуемый как самый высокий этап развития и в котором участвуют члены ОДКБ, охватывает в полной мере все сферы военного сотрудничества. Его можно классифицировать как «союзнические отношения». Второй уровень — промежуточный. В полном объеме он затрагивает только военно-политическое сотрудничество, а также частично распространяется на военно-техническое и военное сотрудничество. Его можно определить как «партнерские отношения». Третий уровень — минимальный, устраивающий государства, которые присутствуют на заседаниях в качестве наблюдателей. Он направлен в основном на развитие военно-политического сотрудничества, отчасти способствует совершенствованию отношений в военно-технической, социально-правовой и гуманитарной областях и пока не приемлет сотрудничества в чисто военной сфере. Его можно характеризовать как «начальный уровень отношений».
Учитывая выше сказанное, можно сделать вывод, что для каждого из государств СНГ разумной альтернативы многостороннему военному сотрудничеству в рамках всего Содружества пока нет. Наше историческое прошлое, объективно существующее общее геополитическое и экономическое пространство, культурные, языковые и многие другие традиционные связи между нашими народами создают хорошую основу для выработки согласованных мер в области военной безопасности.
— Тогда поясните, пожалуйста, кто есть кто в СМО?
— Председателем Совета министров обороны с 2001 года является заместитель председателя Правительства РФ — министр обороны России Сергей Борисович Иванов. В проведении заседаний регулярно участвуют все министры обороны государств — участников СНГ или уполномоченные ими представители, включая присутствующих на заседаниях в качестве наблюдателей (министры обороны Молдавии, Туркмении и Украины). За время своей деятельности СМО подготовил и принял более 650 документов по различным аспектам военного сотрудничества. В том числе более 210 — по наиболее важным вопросам обороны и военного строительства: миротворчество, урегулирование проблем коллективной безопасности, совершенствование объединенной системы противовоздушной обороны, вопросы совместной оперативной подготовки войск и военно-техническое сотрудничество, социально-правовая защита военнослужащих и членов их семей, подготовка и обучение военных кадров. Из них более 95 процентов было инициировано и подготовлено рабочими органами Совета министров обороны.
— И тем не менее?
— Наиболее активны в работе СМО и подписании межгосударственных нормативно-правовых документов в оборонной сфере министры обороны Республики Азербайджан, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан. В настоящее время несколько снизилось участие в принятии решений других полномочных членов Совета — министров обороны Республики Молдова, Туркмении. Грузинская сторона вследствие известных политических моментов продекларировала свое намерение выйти из состава СМО. Как положительный момент хочется отметить резко возросшую активность в работе министерства обороны Республики Узбекистан. Из числа наблюдателей в заседаниях СМО постоянно принимает участие министр обороны Украины. В целом же в подписании документов, которые принимались на основе консенсуса, участвовали министры обороны (уполномоченные ими представители) всех государств Содружества.
— Конец прошлого и начало этого года находились под пристальным вниманием к нефтегазовым аспектам российско-белорусских отношений. Повлияло ли это каким-либо образом на работу министерства обороны Белоруссии в составе СМО?
— В любой сфере межгосударственных взаимоотношений могут появиться те или иные вопросы, беспокоящие того или иного их субъекта. Это обычные, я бы даже сказал, рабочие моменты во взаимодействии политических, экономических партнеров. Серьезного влияния на деятельность белорусской стороны в работе СМО они не оказали. Здесь многое зависит от политической воли, а она у Минска и Москвы существует и направлена на сохранение всего наработанного за долгие годы как в рамках двусторонних отношений, так и в формате СНГ.
— С какими составляющими организационной структуры СНГ СМО взаимодействует наиболее активно?
— В соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств СМО, являясь органом Совета глав государств (СГГ) СНГ по вопросам военной политики и военного строительства, активно взаимодействует с уставными и рабочими органами СНГ, а также в пределах своей компетенции с органами военного управления государств, с Межпарламентской ассамблеей, органами других региональных организаций. Кроме того, мы также тесно взаимодействуем и с Организацией Договора о коллективной безопасности. Семь государств Содружества объединены в ее составе. Структура ОДКБ предполагает решение насущных вопросов в более узком кругу. Мы же этим занимаемся в формате 12 государств. Ведь есть проблемы, занимающие более широкий, чем военный, спектр сотрудничества и лежащие вне политической конъюнктуры.
— Действительно, жизнь не ограничивается только военными вопросами. Чему еще уделяют внимание министры обороны стран СНГ помимо военно-политических и военных аспектов сотрудничества?
— Совет министров обороны уделяет внимание формированию духовных основ военного сотрудничества. В рамках этой деятельности традиционным стал Московский международный фестиваль армейской песни «Виват, Победа!». Последний такой фестиваль состоялся в апреле 2006 года в Москве. Регулярно проводятся обмены творческими коллективами, музейными экспозициями, выставками. Под девизом «За укрепление дружбы между вооруженными силами государств Содружества» проводятся спартакиады. В 2002 и 2003 годах в них приняли участие более 500 спортсменов, разыграно более 300 медалей различного достоинства. В апреле 2005 года в Санкт-Петербурге состоялась Спартакиада дружественных армий, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. В июне 2006 года в городе Самаре проведена очередная Спартакиада, посвященная 15-летию Содружества Независимых Государств.
В последнее время нашли положительный отклик в министерствах обороны государств Содружества мероприятия, направленные на организацию взаимодействия в информационно-пропагандистском обеспечении военного строительства, культурно-досуговых учреждений, архивных служб, психологов, социологов, воинских мемориалов, учреждений по работе с допризывной молодежью (ДОСААФ).
Кроме того, на наш взгляд, помимо военного компонента безопасности должно уделяться больше внимания проблемам в социально-правовой и гуманитарной областях, вопросам экологической безопасности и военной деятельности. Это позволит своевременно и адекватно реагировать на современные вызовы и угрозы, адаптировать деятельность уставных органов СНГ к новым геополитическим реалиям.