В Бангалоре (Индия) проходит 6-я Международная авиационная выставка Aero India-2007. Авиационную технику, вооружение, оборудование и радиоэлектронные системы, разработанные в России, на 1.300 кв. м выставочной площади представляют 44 отечественных предприятия «оборонки». Акцент в нашей экспозиции сделан прежде всего на образцах, которые реально могут быть востребованы на этом рынке. Российскую делегацию на выставке возглавляет заместитель директора ФС ВТС Вячеслав Дзиркалн.
По многочисленным оценкам экспертов, «звездой» авиасалона стал многоцелевой истребитель МиГ-35, разработанный Российской самолетостроительной корпорацией (РСК) «МиГ». Именно эта машина примет участие в тендере на закупку индийскими ВВС 126 истребителей на сумму более 9 млрд. долларов.
Главным отличием МиГ-35 от других самолетов этого класса является уникальная комбинация летных характеристик новой модели, которые обеспечивают двигатели разработки ОАО «Климов». Специально для Индии на самолете предусмотрена возможность установки новейшей форсированной модификации РД-33МК «Морская Оса». С 2007 года она будет серийно производиться на заводе индийской корпорации HAL. Ресурс двигателя увеличен вдвое, тяга возросла на 7 процентов. На новой силовой установке внедрена цифровая система управления типа FADEC, а также решен комплекс задач, позволяющих продолжить работы в направлении создания двигателя пятого поколения. В частности, он может быть оснащен соплом с отклоняемым вектором тяги, применение которого повышает боевую эффективность самолета на 12−15 процентов.
В качестве подтверждения этой перспективы может служить сверхманевренный истребитель МиГ-29М с отклоняемым вектором тяги, который РСК «МиГ» демонстрирует на земле и в воздухе. Фигуры высшего пилотажа, выполняемые этим истребителем, пока не по силам ни одному зарубежному самолету.
Здесь стоит отметить, что компания «Климов» активно развивает сотрудничество с индийской стороной в части поставок и сервисного обслуживания техники. Есть у специалистов интерес и к другим ее разработкам. Например, индийскую компанию HAL (Hindustan Aeronautics Limited) привлекла модификация вертолетного двигателя ВК-2500П, оснащенного противопомпажной системой и способного работать в условиях жаркого климата и высокогорья. Этот интерес не случаен.
Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» показывает потенциальным заказчикам экспортные образцы вертолетной техники, в частности, многоцелевой вертолет Ми-17, который примет участие в индийском вертолетном тендере. В ходе проведения салона запланирован очередной раунд переговоров по участию российских компаний в создании индийского 10-тонного вертолета. Специалисты заявляют о хороших перспективах в развитии индийско-российского сотрудничества в вертолетостроении.
Не меньший интерес специалистов и посетителей вызвали и другие российские участники выставки. В экспозиции АХК «Сухой» представлены модели самолета Superjet 100 и двигателя SaM146, макет фрагмента пассажирского салона. Демонстрируется также модель многофункционального самолета Су-80ГП, которым уже заинтересовались в ряде стран Азии, включая Китай и Индонезию.
Эти новые проекты могут стать хорошим продолжением реализуемого в Индии фирмой «Сухой» контракта на лицензионное производство многофункциональных истребителей Су-30МКИ стоимостью более 3 млрд. долларов.
России есть что продемонстрировать, предложить и в других отраслях авиастроения. Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод» (УОМЗ) представило на авиасалоне гиростабилизированные оптико-электронные системы военного и гражданского назначения.
В частности, на стенде фирмы демонстрируется действующий образец гиростабилизированной оптико-электронной системы ГОЭС-520, которая позволяет решать боевые задачи в любое время дня и ночи при любых погодных условиях.
Не меньший интерес у посетителей вызвала новейшая малогабаритная гражданская система оптического наблюдения — СОН-720. Система, устанавливаемая на вертолеты и легкие самолеты, предназначена для обнаружения и распознавания объектов в широком диапазоне углов обзора. Она позволяет в чрезвычайных ситуациях осуществлять круглосуточный поиск и спасение людей, проводить охрану государственных границ, полицейское патрулирование и мероприятия по борьбе с терроризмом, наблюдение и мониторинг газопроводов, электросетей, водоемов, лесных массивов, картографирование и выполнение других задач.
Помимо этого, специалисты УОМЗ презентуют ряд новых сервисных возможностей предприятия в части ремонта и обслуживания оптико-локационных станций для самолетов МиГ-29 и Су-30 всех модификаций.
http://www.redstar.ru/2007/02/0802/102.html