Русская линия
Красная звезда Андрей Гавриленко07.02.2007 

«Санкт-Петербург» уходит в море

Новейшая дизель-электрическая подводная лодка четвертого поколения «Санкт-Петербург» (проект «Лада», шифр 677), разработанная в ЦКБ «Рубин», в ближайшие дни выйдет в море в рамках заводских ходовых испытаний.
В море планируется отработать комплекс задач, утвержденных планом заводских испытаний. По их завершении во второй половине 2007 года будут проведены государственные испытания подлодки. А в конце этого года, как планируется, субмарина будет передана Военно-морскому флоту России.
Подводная лодка «Санкт-Петербург» уникальна по техническим характеристикам. У нее повышенная скрытность, большая автономность и дальность плавания, высокая надежность. По совокупности этих качеств она не имеет аналогов в мире.
Новая лодка может эксплуатироваться в любых широтах, кроме районов со сплошным ледовым покровом. Субмарина предназначается для уничтожения подлодок, надводных кораблей и судов противника, защиты своих военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, а также ведения разведки.
В «Санкт-Петербурге» воплощено более 130 принципиально новых технических решений. Улучшенные тактико-технические характеристики позволят кораблю эффективно поражать подводные и надводные цели, а также наносить залповые ракетные удары. На субмарине установлено радиоэлектронное вооружение нового поколения на современной элементной базе, всережимный гребной электродвигатель на постоянных магнитах и аккумуляторная батарея с повышенным сроком службы. В несколько раз снижен уровень шумности субмарины, использовано новое эффективное противогидролокационное покрытие корпуса. Создана комплексная система автоматизированного управления кораблем, его боевыми и техническими средствами.
Среди главных технических новшеств подводной лодки «Санкт-Петербург» — система спасения экипажа. Так, по словам руководителя ЦКБ «Рубин» Игоря Спасского, «если раньше для аварийного покидания корабля подводнику необходимо было выполнить до 20 операций, то сейчас достаточно четырех». По времени это занимает максимум 1−2 минуты. «Созданы более совершенные условия для свободного выхода подводника через шлюз», — подчеркнул академик.
Спасский выделил также особую конструкцию рубки лодки, на которой находятся телескопические выдвижные антенны, в том числе радиолокации, перископ. «Если раньше этот „лес“ пронизывал всю лодку насквозь, в том числе и прочный корпус субмарины, загромождая внутреннее пространство, то теперь все они убираются и помещаются в рубке лодки, а внутрь уходят только кабели», — сказал генконструктор.
Кроме того, рули на новой лодке расположены в рубке, а не в носу, как на предыдущих сериях, чтобы «не создавать помех для гидроакустики корабля», отметил Игорь Спасский. «Короче, эта лодка является прорывным этапом при создании новых дизельных субмарин. Многие технические решения, заложенные в этой подлодке, безусловно, будут использованы при строительстве новейших атомных субмарин», — сказал И. Спасский.
Гидроакустический комплекс, установленный на лодке, имеет в носовой оконечности высокочувствительную шумопеленгаторную антенну, площадь которой в несколько раз превышает площадь антенн подводных лодок предыдущего поколения. Навигационный комплекс обеспечивает безопасность кораблевождения и использование крылатых ракет при длительном пребывании субмарины в подводном положении. Впервые в мировой практике подводная лодка «Санкт-Петербург» оснащена системами, обеспечивающими ее экологическую безопасность. Кроме того, на субмарине внедрен комплекс мер, обеспечивающих повышение живучести корабля.
Подводная лодка «Санкт-Петербург» была заложена на стапелях «Адмиралтейских верфей» в декабре 1997 года. Ее водоизмещение — 1.765 тонн, длина — 67 м, ширина — 7,1 м, скорость подводного хода — 21 узел, надводного — 10 узлов, предельная глубина погружения — 300 м, автономность плавания — 45 суток. Подлодка оснащена шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм (боекомплект — 18 торпед). Мощность гребного электродвигателя — 4.100 кВт.
«Санкт-Петербург», конечно, не единственная субмарина, которая, как ожидается, в ближайшее время войдет в состав Российского флота. На тех же «Адмиралтейских верфях» строятся подлодки аналогичного проекта «Кронштадт» и «Севастополь».
А корабелы «Севмашпредприятия» в Северодвинске в этом году планируют спустить на воду головную ПЛАРБ нового поколения «Юрий Долгорукий», проект которой также разработан в ЦКБ «Рубин». По словам начальника военного производства «Севмаша» Андрея Дьячкова, «наша главная задача — вывести подлодку из цеха, на акватории предприятия в сжатые сроки провести швартовные, а затем заводские ходовые испытания».
Кроме «Юрия Долгорукого» на «Севмаше» строятся еще два относящихся к классу «Борей» (проект 955) однотипных ракетных крейсера — «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Они были заложены на заводских стапелях соответственно в 2004 и 2006 годах. «Сегодня основные работы по „Владимиру Мономаху“ ведутся в корпусно-сварочном производстве. В этом году начнется формирование его корпуса на стапеле. Полным ходом идет строительство „Александра Невского“: работы выполняются в цехе в соответствии с производственными графиками», — отметил Дьячков.
При строительстве этих лодок применены последние достижения в создании корабельных радиоэлектронных средств, снижении шумности. Вооружены они будут новым ракетным комплексом «Булава», который в настоящее время проходит испытания на модернизированной атомной подлодке «Дмитрий Донской» проекта 941.
Каждая ПЛАРБ проекта 955 будет нести 12 баллистических ракет «Булава» с головной частью, способной разделяться на 10 боевых блоков. Длина корпуса ПЛАРБ типа «Борей» — 170 м, ширина — 13,5 м, глубина погружения — 450 м, экипаж — 107 человек. Лодки этого проекта станут основой морской составляющей стратегических ядерных сил России в XXI веке.
Вопрос в том, когда они начнут сходить со стапелей. К сожалению, в российской судостроительной промышленности остро обозначилась проблема пресловутого долгостроя. И связана она, как заявил Интерфаксу-АВН главнокомандующий ВМФ России адмирал флота Владимир Масорин, с очень сложной кооперацией.
«Около 1000 предприятий работают на строительство кораблей и судов для Военно-морского флота», — сказал Владимир Масорин, отвечая на вопрос агентства о причинах долгостроя новейших атомных субмарин «Юрий Долгорукий» и «Северодвинск».
Каждое из этих предприятий, по его словам, «надо профинансировать, чтобы вовремя спроектировали, чтобы вовремя купили металл».
Кроме того, подчеркнул главком, «мы зависим по некоторым позициям от заводов-монополистов, которые что-то не успевают, есть много смежников».
«Это — огромный оркестр, который необходимо отлаживать. В противном случае может произойти сбой», — заявил главком ВМФ.

http://www.redstar.ru/2007/02/0702/302.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика