Независимое военное обозрение | Владимир Иванов | 02.02.2007 |
СОМНИТЕЛЬНЫЙ ШАГ
По словам эксперта, руководство МО проявляет «показную озабоченность данной проблемой» и всячески демонстрирует активные усилия, направленные на искоренение позорного явления. «Однако эти усилия никогда не увенчаются успехом, потому что по существу идет охота на самих себя. Сейчас главная военная тайна состоит в том, что почти все генералы и офицеры, составляющие руководящее ядро органов военного руководства от заказывающих подразделений Минобороны, Генерального штаба и до соответствующих управлений видов и родов войск Вооруженных сил являются членами советов директоров ОАО, заседают в ревизионных комиссиях, а даже назначают генеральными директорами ОАО», — сказал собеседник.
Для оправдания этих ухищрений делаются ссылки на документы правительства РФ, в частности, на распоряжение от 29 января 2004 года N 126-р, подписанное еще Михаилом Касьяновым. Однако в этих документах говорится только о кандидатурах работников гражданских федеральных органов исполнительной власти, а они не имеют никакого отношения к Минобороны. «Генералы и офицеры военного ведомства в соответствии со своим особым статусом и принятой присяге должны служить Родине только в рядах ВС РФ», — заметил специалист.
Источник также объяснил, что каждый военнослужащий, сидящий в совете директоров ОАО, является представителем Минобороны — государственного заказчика вооружения и военной техники. Возникает естественный вопрос: какие функции возлагает на них руководители оборонных предприятий и для чего они нужны этому совету? Вполне логично, считает собеседник, что от них требуется лоббирование интересов «своих» предприятий, послабление требований к ним, создание для них режима наибольшего благоприятствования и т. п. На вопрос — что же они получают взамен — источник ответил: «Конечно, благодарности в разных видах, можно только догадываться в каких. В этом случае говорить о каких-то принципиальных отношения государственного заказчика с исполнителями оборонного заказа не приходится».
В Минобороны такой порядок взаимодействия с промышленностью стал уже рутиной и регулируется ежегодными директивными указаниями руководства о представлении кандидатур генералов и офицеров для делегирования их в различные ОАО. Этот процесс успешно набирает обороты и, наконец, достиг своего апогея — министр обороны РФ, который был введен совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации по просьбе президента ОАК Алексея Федорова, в конце концов, был избран его председателем.
«Это событие настолько нелепо по своей сути, что сразу приходит мысль о хитро задуманной кем-то провокации с целью компрометации авторитета министра. Масштаб случившегося абсурда трудно оценить: главный государственный заказчик России по вооружению, военной и специальной техники, в ведении которого находится весь многомиллиардный государственный оборонный заказ, утвердился в кресле главного функционера коммерческой организации, главная задача которой выудить как можно больше денег из Минобороны. В этой ситуации невольно возникает вопрос: чьи же интересы будет защищать министр?», — подчеркнул источник.
Все вышеизложенное подтверждает грустное предположение о том, что в Минобороны продолжают жить «по понятиям», демонстрируя полное незнание законов или полную от них независимость.
«Между тем, в РФ с 1998 года действует важнейший для армии Федеральный закон N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», где в статье 10. «Право на труд» в пункте 7 четко определено, что «военнослужащие не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанностями военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение», — посетовал эксперт.
Поэтому все попытки определенного круга лиц легализовать слияние Минобороны, являющегося генеральным заказчиком, с акционерными обществами — исполнителями государственного оборонного заказа не имеют правовой основы и являются противоправными действиями.
С экспертом трудно не согласиться. В списках советов директоров многих предприятий ОПК можно легко отыскать знакомые фамилии действующих генералов, ответственных за размещение оборонных заказов. Кроме Сергея Иванова, в состав совета ОАК входит и генерал Владимир Михайлов. В аналогичном совете ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» заседают заместитель главнокомандующего ВВС генерал Анатолий Ноговицын и начальник Главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ) МО РФ генерал-полковник Николай Свертилов. Фигурируют в аналогичных списках и другие высокопоставленные фамилии в погонах.
АМЕРИКАНСКАЯ ПРАКТИКА
С тех пор в Соединенных Штатах на разных уровнях ведется борьба против каких-либо «альянсов» между руководителями бизнеса и военными чиновниками — и действующими, и отставными. В соответствии с законодательными нормами США военным категорически запрещается заниматься коммерческой деятельностью. Там никому и голову не придет посадить сотрудника Пентагона в совет директоров концерна «Боинг» или какой-либо другой компании, выполняющей заказы, иногда исчисляемые миллиардами долларов, по контрактам с военным ведомством. К фирмам приписаны только офицеры связи, обеспечивающие контакты с военной промышленностью. Они просто организуют взаимодействие оборонных предприятий с руководством Пентагона, министерств видов ВС и самостоятельных управлений МО.
В отличие от России нет в Америке и института представителей заказчика. В нашем отечестве военные приемки существуют практически на каждом предприятии ОПК. Эти подразделения, число офицеров в которых на некоторых крупных производствах может составлять несколько десятков человек, осуществляют контроль качества продукции и ее соответствия военным стандартам и нормалям. Ни один документ, ни одно мероприятие на оборонных заводах не проходит без согласования с военпредами.
В Пентагоне же руководством разработкой и производством вооружений занимаются аппараты руководителей программ. Фирмы, выполняющие оборонные заказы, сами контролируют качество военной продукции, и если они его не обеспечивают, то это грозит отлучением от портфеля заказов МО и огромными штрафами.
Несмотря на все строгости федерального законодательства, очень многие американские компании с удовольствием берут на работу бывших сотрудников Пентагона, особенно четырехзвездных генералов. Сегодня заокеанский ВПК стал огромным коммерческим предприятием, живущим за счет госзаказы. Но он следует все тому же закону получения максимальных прибылей. Генералы востребованы потому, в некоторых случаях бывает достаточно только одного их телефонного звонка своим бывшим коллегам, чтобы нанявшие их фирмы получали контракты от минобороны. Один из бывших начальников Пентагона как-то заявил журналистам, что компаниям нужны такие люди потому, что «они умеют открывать нужные двери».
Однако в соответствии с юридической нормой США, именуемой «федеральные правила по конфликту интересов», лоббирование бывшими генералами интересов своих новых работодателей в течение двух лет после ухода с военной службы подлежат уголовному преследованию. Отвечать по закону приходится и действующим сотрудникам Пентагона, если они используют свое служебное положение в личных целях. Все подобные факты расследуются аппаратом генерального инспектора МО и в случае признания состава преступления передаются в суд.
Последний весьма крупный скандал такого рода получил огласку два года назад. В феврале 2005 года на 9 месяцев за решетку угодила бывший первый заместитель помощника министра ВВС по приобретению (таким термином в Пентагоне обозначают процессы разработок и закупок вооружений и военной техники) Дарлин Драйан. Кроме того, она была приговорена к 3 годам условного заключения после освобождения. В 2006 году семь месяцев из этих трех лет она провела в общественном исправительном учреждении и 150 часов трудилась на общественных работах. Вдобавок, Драйан заплатила 5 тыс. долларов штрафа.
Высокопоставленная дама была наказана наказание за то, что, находясь на службе в министерстве ВВС и занимая второе по рангу место в закупочном ведомстве, использовала свое служебное положение и способствовала получению корпорацией «Боинг» весьма выгодных контрактов. Тогда же она пристроила в авиагигант свою дочь и ее жениха.
В январе 2003 года и для самой Драйан нашлось местечко в «Боинге» — в качестве советника Джеймса Эватта, вице-президента отделения противоракетных систем. Это и послужило главной причиной изучения прошлой деятельности экс-чиновницы. Когда информация о преференциях, полученных «Боингом» от предприимчивой леди попала в прессу, Пентагон назначил специальное расследование. В итоге авиастроительный концерн потерял фактически уже подписанный ВВС контракт на закупку 80 самолетов «Боинг-747» и на аренду еще 20 таких машин для их использования в качестве заправщиков стоимостью около 23 млрд. долларов, а Драйан угодила на скамью подсудимых. Ей правда не были предъявлены обвинения по эпизоду использования своего служебного положения для устройства на работу родственников, хотя это и является нарушением «правил конфликта интересов». Но, в соответствии с американским законодательством, уголовно такие действия не наказуемы.
Кстати, вместе с Драйан из авиакорпорации был изгнан и на четыре месяца отправился в тюрьму главный финансист «Боинга» Майкл Сирс. Он заплатил штраф в 250 тыс. долларов. Сирса обвинили в формальных и неформальных контактах с госпожой Драйан, в ходе которых в обмен на содействие в заключении контракта были оговорены условия ее будущего трудоустройства.
Как и в отношении генералов (о говорилось выше) на государственных чиновников, включая сотрудников Пентагона, распространяются положения американского закона о государственных закупках: должно пройти не менее двух лет, прежде чем покинувшие госслужбу люди могут получить разрешение на устройство на работу в компаниях, с которыми они ранее подписывали контракты на сумму более 10 млн. долларов. При этом чиновники обязаны еще до ухода с государственной службы представить в базу данных Управления правительственной этики данные о своей профессиональной деятельности с перечнем всех программ и проектов, реализуемых промышленностью по заказам Пентагона.
В 2006 году Россия заняла 121 место из 163 возможных в рейтинге коррумпированных стран мирового сообщества. Такой перечень ежегодно публикуется международной неправительственной организацией Transparency International. Его возглавляют Финляндия, Исландия и Новая Зеландия. Чиновники и политики этих стран меньше всех остальных подвержены мздоимству.
Как показывает российская практика, предупреждение Эйзенхауэра сегодня не актуально в родном Отечестве. В списках советов директоров акционерных обществ, помимо действующих военных, значатся и некоторые чиновники исполнительной власти. И конца этому процессу не видно.