Наступивший 2007 год для Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) должен стать годом важных политических событий. Об этом заявил новый генеральный секретарь организации Болат Нургалиев, вступивший в должность 1 января. После нескольких лет организационного становления ШОС приступает к тому, для чего создавалась. А именно — совместными усилиями России, Китая, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии построить крупнейшую в мире систему регионального сотрудничества. При этом главными приоритетами в ее деятельности по-прежнему останутся гарантии политической стабильности, укрепление безопасности и расширение экономического сотрудничества в регионе.
К единому рынку
И в этом плане многое сделано. На прошлогоднем саммите в Шанхае был наконец принят устав организации и окончательно определены ее рамки. По словам бывшего спецпредставителя Президента РФ по делам Шанхайской организации сотрудничества Виталия Воробьева (1 декабря прошлого года на эту должность назначен Леонид Моисеев), «ШОС показывает пример того, как различные цивилизации и религии могут находить объединяющие моменты и работать на общие интересы». Внутри ШОС нет разломов между христианской и исламской цивилизациями, а также между буддистской, конфуцианской или какой-то иной. Они не конфликтуют, а вырабатывают формулу конструктивного взаимодействия, отметил Виталий Воробьев.
Вполне возможно, что в среднесрочной перспективе ШОС, как одно из крупнейших геополитических объединений, раскинет свои границы от Арктики до Индийского океана и от Балтики до Тихого океана. Связано это с тем, что за пять лет своего существования ШОС стала привлекать к себе внимание и других стран, которые ищут новые формы интеграции. Среди наблюдателей — Индия, Иран, Пакистан и Монголия. Япония уже выразила заинтересованность в том, чтобы участвовать в работе организации. Так же и Бангладеш не исключает возможности поиска вариантов взаимодействие с Шанхайской организацией сотрудничества. Об этом заявил посол Бангладеш в России Амир Хуссейн Сикдер. «Сегодня Организация выступает не только за мир и безопасность огромного региона, но также способствует развитию экономических и культурных связей между государствами — участниками ШОС, — отметил он. — Мы внимательно наблюдаем за развитием Организации и не исключаем возможности поиска приемлемых вариантов сотрудничества с ней».
Этой весной пройдет очередной Совет министров иностранных дел ШОС, лето будет отмечено встречей глав государств в Бишкеке, осенью в Ташкенте соберутся премьер-министры и председатели правительств государств-членов. Одной из тем этих встреч станет обсуждение вопросов создания общего рынка ШОС. Именно своеобразие каждого из государств будет создавать гармонию при экономическом строительстве ШОС, поскольку налицо существенные преимущества в виде взаимодополняемости экономик. Вероятно, что его строительство начнется с либерализации торговли по отдельным видам товаров, постепенно двигаясь в сторону формирования зон свободной торговли, как это принято в международной практике. Инициатива сторон по созданию общего рынка будет направлена в общее русло, на сопряжение усилий всех партнеров для достижения единой цели — динамичного развития экономики каждой страны в сочетании с неуклонным повышением уровня жизни населения.
Основа для «дуги стабильности»
Центрально-Азиатский регион имеет все возможности для того, чтобы в будущем стать одним из самых мощных экономических центров мира, считает генеральный секретарь ШОС Болат Нургалиев. Регион обладает огромными ресурсами — от трудовых до мирового значения запасов углеводородного сырья, металлов и редкоземельных элементов. Имеется внушительный интеллектуальный потенциал, в наличии впечатляющие возможности для высокорентабельного сельскохозяйственного производства и одновременно огромный рынок для его продуктов. Уже действуют программа многостороннего экономического сотрудничества, комплексный план по ее реализации, в рамках которого определены 127 проектов, охватывающих энергетику, транспорт, торговлю, телекоммуникации, экологию, сельское хозяйство, научные исследования и другие области.
Выдвинута идея осуществления в ближайшие 20 лет свободного передвижения товаров, капиталов, технологий и услуг, идет процесс согласования инфраструктурных, транспортных, таможенных вопросов, без решения которых не может эффективно работать экономический механизм ШОС. Как в рамках организации, так и в двустороннем формате пошли кредиты под строительство дорог, туннелей, трубопроводных систем, электростанций, линий электропередач. Разрабатываются идеи формирования энергетического клуба ШОС и создания в рамках ШОС азиатской энергетической стратегии.
«Это первые существенные результаты экономического сотрудничества в рамках „шестерки“. Они достаточно привлекательны и с точки зрения перспектив сотрудничества с соседними государствами, прежде всего с государствами-наблюдателями (Индия, Иран, Монголия и Пакистан), а также Афганистаном, с которыми ШОС имеет соответствующие договоренности на этот счет», — подчеркнул генсек ШОС Нургалиев.
Другой ключевой проблемой деятельности ШОС продолжает оставаться укрепление региональной безопасности. Как известно, организация изначально и создавалась исходя из общего для государств-основателей осознания актуальных угроз для их стабильности. За 5 лет была проведена основательная работа, есть практические достижения. Тем не менее терроризм, сепаратизм и экстремизм по-прежнему ставят под угрозу мир и созидательный процесс в регионе. Государства -члены организации намерены и дальше совершенствовать уже наработанную нормативно-правовую базу, укреплять практическое взаимодействие органов, которым поручена борьба с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия.
При этом особое внимание будет уделяться деятельности созданной в 2002 году Региональной антитеррористической структуры (РАТС). Кстати, в конце прошлого года Президент РФ Владимир Путин подписал указ «О компетентных органах Российской Федерации, осуществляющих взаимодействие с Региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества», в котором определены направления взаимодействия с государствами-участниками и порядок обеспечения деятельности РАТС.
Следует напомнить: летом 2005 года на Шаньдунском полуострове (Китай) впервые прошло российско-китайское антитеррористическое учение «Мирная миссия», в ходе активной фазы которого численность совместной группировки войск достигала 10 тысяч человек. Впоследствии в рамках ШОС было принято решение провести в 2007 году аналогичное учение на территории России в новом формате — с участием представителей всех государств ШОС. И в июле этого года вооруженные силы стран — членов ШОС проведут в Челябинской области на базе Приволжско-Уральского военного округа антитеррористическое командно-штабное учение.
Военная составляющая ШОС, по определению учредителей организации, заключается только в Региональном антитеррористическом центре и совместных учениях по противостоянию террористическим угрозам. ШОС не является военным союзом и не имеет обязательств о взаимной обороне в отличие от НАТО. ШОС не намерена противостоять США и Североатлантическому альянсу и приоритетное внимание уделяет все же экономическому сотрудничеству.
Заокеанский интерес
И тем не менее в ряде западных стран деятельность ШОС воспринимается как покушение этой организации на их национальные интересы. Особенно в этом плане усердствуют Соединенные Штаты, которые демонстративно подчеркивают, что Центральная Азия является зоной их стратегического влияния. Объясняя, чем же так вредна ШОС для «прогрессивного человечества», американский аналитик Ариель Коэн заявил, что в ее деятельности проявляются происки «китайских гегемонистов» и «российских неоимпериалистов»: «…Шанхайская организация сотрудничества — это инструмент, с помощью которого Китай и Россия увеличивают свое влияние в Центральной Азии. Эта структура пока препятствует тому, чтобы США принимали участие в ее работе даже на уровне наблюдателей, хотя подобные права получили Пакистан, Индия и Иран. Возможно, что Пекин, Москва и Тегеран будут стремиться если не выдавливать США, то по крайней мере не позволять Вашингтону расширять свое присутствие в регионе».
Свои же цели и истинные намерения США сформулировали в концепцию «Большой Центральной Азии», которую Кондолиза Райс озвучила в качестве доктрины Вашингтона еще в октябре 2005 года, будучи с визитом в Астане. Эта концепция подразумевает прежде всего превращение Центральной и Южной Азии в единое военно-стратегическое и геополитическое целое путем навязывания внешнего управления — некой мягкой формы протектората. Согласно ей США должны вывести страны Центральной Азии и Закавказья из-под влияния России и Китая, а Афганистан — из-под дестабилизирующего влияния его соседей Ирана и Пакистана. Конечной целью проекта является скорейшая интеграция Центрально-Азиатского региона в глобальные структуры, контролируемые странами Запада.
Главная задача в регионе, как считают США, — стимулировать перемены в среднесрочном и долгосрочном плане. При этом американские вооруженные силы должны оставаться в регионе как можно дольше. То, что США вынуждены были оставить базу в Карши-Ханабаде в Узбекистане, для Вашингтона стало весьма чувствительной потерей и уроком. Поэтому за океаном все делается, чтобы закрепить свой доступ к взлетным полосам региона.
США стремятся продавить свое влияние в Центрально-Азиатском регионе путем привнесения сюда «истинной» демократии и свободы. Для этого Белый дом вынашивает в отношении региона далеко идущие стратегические планы, среди которых экс-директор Отдела евразийских отношений в Совете Безопасности США Розмари Форсайт в свое время выделила следующие задачи:
— во-первых, способствовать ослаблению влияния Содружества Независимых Государств и России;
— во-вторых, осуществлять экономическое проникновение США в добычу и экспорт нефти в целях укрепления американского присутствия в регионе;
— в-третьих, вовлекать центральноазиатские государства в рыночные отношения для максимального извлечения выгод от неравноценного обмена готовой продукции на сырьевые товары;
— в-четвертых, добиваться диверсификации источников снабжения Запада нефтью и сокращения в перспективе зависимости от энергоресурсов Персидского залива.
Основные надежды США на проведение в жизнь концепции «Большой Центральной Азии» связаны с НАТО и собственной военно-технической помощью государствам региона. По признанию самих натовцев, наиболее быстро и эффективно в ЦАР отношения у альянса развиваются с Астаной. «Казахстан — самый активный партнер НАТО, который работает по индивидуальному плану сотрудничества. Также Казахстан очень активный участник регионального сотрудничества как в политическом, так и в социальном плане. «Я уверен, что этот визит президента Казахстана придаст импульс дальнейшему развитию сотрудничества между НАТО и Республикой Казахстан», — заявил Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер после состоявшихся в прошлом декабре переговоров с Нурсултаном Назарбаевым.
Вместе с тем, и это особенно раздражает Вашингтон, Казахстан последовательно ведет стратегический курс на углубленное и эффективное участие в СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, ОДКБ. Это дает Астане свободу для маневра и открывает возможности интеграции в мирохозяйственные и политические отношения. Нурсултан Назарбаев — умудренный опытом президент, и, скорее всего, практическая работа Казахстана в этом направлении еще более усилится.
http://www.redstar.ru/2007/02/0202/304.html