Русская линия
Победа.Ru Л. Барановская01.02.2007 

Жизнь священника. Магистр богословия Архимандрит Александр (Вишняков)

Воспитывался Александр в благочестивой семье священника — о.Василия. В роду Вишняковых насчитывалось 300 лет преемственного священства. Один из предков будущего архимандрита Александра служил полковым священником в войске Иоанна Грозного в его походе на Казань. Юношей он поступает в Санкт Петербургскую духовную семинарию. Блестящий дар красноречия, глубокие философские и богословские познания, знания языков сулили молодому священнику в самых высших духовных сферах — столичную кафедру.

Среди грозных событий того времени судил Господь о. Александру ступить на стезю своего служения в качестве военного священника. Его направляют в армию полковым священником Ставропольской дивизии. Знаменателен и уникален такой факт из военной биографии о. Александра: под селом Вишневым немецкие войска вступили в бой с частями Русской армии. Силы были неравны. Наши войска терпели поражение. Был убит командир роты, войска дрогнули. И тогда о. Александр в рясе, с крестом в высоко поднятой руке поднимает солдат в атаку. Бой был выигран. За личное мужество и героизм о. Александр был награжден солдатским Георгиевским крестом.

17 ноября Ленин подписывает указ о всеобщей демобилизации Русской армии. О. Александр переправляется на Юг Украины, где в то время формировалось ядро Русской Добровольческой армии под руководством генерала Деникина.

После войны о. Александр переезжает в Киев, где живут родственники жены. Здесь получает приход в церкви Св. Троицы.

Обстановка в городе накалена. Власть меняется не по дням, а по часам: поляки, красные, белые, махновцы, петлюровцы и т. д.

5 февраля 1918 г. победой Красной армии под руководством Щорса в Киеве устанавливается большевистская власть. Начинается «Красный террор».

В числе первых 3000 арестованных под лозунгами «Красного террора» оказывается и о.Александр. Обреченных людей свозят в Октябрьский дворец культуры, где в мрачных подвалах зверски пытают, а затем расстреливают как «врагов Советской власти». С особой изощренностью издевались над священством.

Избитый до неузнаваемости, в изорванной одежде возвращается он домой. Осознавая мощное влияние о. Александра на прихожан, власти запрещают ему читать проповеди. Чувствуя личную ответственность за чистоту христианской нравственности народа, о. Александр принимает участие в религиозных диспутах. Примечателен приезд в Киев наркома просвещения А.Луначарского. С большой помпой по городу было объявлено об атеистической дискуссии наркома со священником Александром Вишняковым.

Послушать «златоуста» советской власти собрался полный зал. В интеллектуальном бою сошлись две непримиримые силы. Но «Бог поругаем не бывает». Мощная эрудиция о. Александра, его глубокая вера, блестящий талант красноречия наголову разбивают бесовскую доктрину глашатая безбожной власти. Нарком остается посрамленным.

В Киеве стали закрывать церкви. В Троицком храме сократили время служб. О. Алескандра с семьей (женой и двумя детьми, младшему из которых не было и года) выгоняют из церковного дома на улицу. На квартире, которую снял о. Александр, производятся бесконечные обыски. Ввиду временно введенных автокефалий возникают церковные расколы на национальной почве. Уже в 1920 г. на Украине создается Всеукраинская церковная рада, которая отвергает всех епископов, как ставленников Москвы.

Провозглашается автокефалия, «посвящается» в митрополиты всея Украины лишенный сана Василий Липковский. Возникает множество группировок, призывающих к «революции» в Церкви, к «всестороннему обновлению». В 1922 г. арестовывают Патриарха Тихона.

о.Александр проводит серьезную пастырскую работу, бесстрашно защищая Церковь от нападок обновленцев и автокефалистов.

В конце 30-х годов снова усиливается гонение на Церковь. Решением пресловутой «тройки» о. Александр приговаривается к тюремному заключению с последующей ссылкой на три года. Трудно приходится и его семье в Киеве. Жена и сын голодают, на работу жену не берут, сына исключают из нескольких школ, как родственников «врага народа». За квартиру платить нечем. Не выдержав испытаний жена о. Александра оформляет с ним развод.

Батюшка узнает об этом вернувшись из ссылки (1940г.).

Куда идти? Дома нет, церковь закрыта, в паспорте отметка об отбытии заключения. Вокруг — зловещий быт тех лет: предательство близких и друзей, недоверие, подозрительность, злоба. Он едет в Москву, где местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Сергий (Старогородский) постригает его в монашество в чин архимандрита.

Грядет 1941 год. В день Всех святых в Земле Российской просиявших начинается Великая Отечественная война. Но уже в первый день войны Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий обращается с «Посланием» к русскому народу, в котором призывает православных к защите Отечества. В Киев «Послание» привозит митрополит Николай, и вместе с о. Александром они развозят обращение по всем церквям Киева. Ежедневно батюшка читает на службах «Послание» митрополита прихожанам.

Вскоре после начала войны до Киева стали доходить известия об уничтожении евреев в Житомире и Виннице. Киевские евреи стали обращаться к о. Александру с просьбой окрестить их в Православную веру. Движимый чувством христианской любви, батюшка крестит евреев и выдает им свидетельства о крещении на сохранившихся у него церковных бланках. Таким образом ему удалость спасти от расстрела много еврейских семей, в числе которых пианист Райский, солист оперного театра Иванов, зубной врач Паин с семьей, дирижер Раклин, семьи евреев, живших по-соседству.

19 сентября 1941 г. немцы вошли в Киев. Вместе с ними пришли униаты и автокефалисты-самостийники. Начался жестокий период оккупационной власти. С огромным риском для жизни о. Александр читает на службах «Послание» митрополита Сергия. Находятся предатели, которые доносят на батюшку в гестапо.

Его несколько развызывали в управление гестапо и отпускают с запретом читать «Послание» и обязуют служить в церкви молебен о здравии фюрера.

О. Александр продолжает служить в домашней церкви Марии Магдалины. Однако, он уже находится под негласным надзором гестапо.

Начались расстрелы в Бабьем Яру. К о. Александру прибежал запыхавшийся сосед по ул. Казачей Ян (фамилия забыта). Это был мадьярский еврей. Который проживал на этой улице с женой Симой и тремя детьми. Еще в первые дни войны о. Александр крестил всю его семью. Теперь немцы отправили их всех в Бабий Яр. Яну удалось убежать. Он просил батюшку, чтобы он засвидетельствовал перед немцами, что семья его крещена в православии.

Надев рясу с крестом и орденом Георгиевского кавалера, отправляется о. Александр в Бабий Яр. Уже издали слышны отчетливые выстрелы из пулеметов. Чем ближе — гул толпы, крики, визг. Батюшка с Яном пробирается к немецкому офицеру, показывает свидетельства о крещении семьи. На немца производит впечатление чистая немецкая речь священника, его спокойствие и убедительность. Он разрешает отыскать в огромной толпе обреченную семью Яна. До ночи ходит о. Александр среди обезумевших от страха людей, утешая и ободряя их. Среди евреев находятся много военнопленных. Батюшка поддерживает их дух, благословляет. Наконец, находятся жена и двое детей Яна. Третьего ребенка найти не удалось. Немцы приказывают уйти.

Долго молился о. Александр в ту ночь. А на утро в церкви вновь зазвучала его гневная проповедь — обличение врагам Отечества.

Доносчики не дремали. Следует очередной донос в гестапо.

Архимандрит снимает свои карманные часы, отдает их сыну и говорит: «Возьми, сынок. Больше мы не увидимся».

Два дня сын надеялся, что отец вернется. На третий день, 4 ноября пошел в управление гестапо. Оттуда его выгнали.

Правду о гибели отца Гавриил Вишняков узнал от Владыки Пантелеймона в декабре 1941 г. Со слезами на глазах владыка сказал: «Ваш отец, архимандрит Александр Вишняков, расстрелян немцами в Бабьем Яру 6 ноября 1941 г.»

6 ноября 1941 г. Угрюмый осенний день. Скорбной дорогой смерти под немецким конвоем и украинских полицаев шла в Бабий Яр колонна измученных, избитых, голодных людей. Это были военнопленные красноармейцы, евреи, подпольщики. Были в этой колонне и православные священники, приговоренные к смерти по доносам немецких дружков — украинских националистов, бандеровцев, которых «благословили» на их предательскую деятельность автокефалы-самостийники.

Среди смертников был и архимандрит Александр. Рассказ о его трагической смерти записан по свидетельству очевидцев, чудом избежавших смерти.

«Колонну» разделили. Священников отвели вперед по краю обрыва. Архимандрита Александра вытолкали из общей группы и отвели метров за 30. Несколько автоматчиков бесстрастно и четко расстреляли группу священников. Затем украинские полицаи в вышитых сорочках и повязках на рукавах подошли к о.Александру. Его заставили раздеться донага. В это время он спрятал в рот свой нательный крестик. Пытались распять батюшку на этом кресте, но у них не получилось. Тогда вывернули ему ноги, и колючей проволокой за руки и за ноги все же распяли его на кресте. Затем, облили бензином и подожгли. Так, горящим на кресте, его сбросили в обрыв. Немцы в это время расстреливали евреев и военнопленных".

Так мученически окончил свой земной путь верный друг Христов архимандрит Александр. Через физические мучения, душевные страдания и испытания пронес он свой Крест, и, будучи на кресте распят, вознес его, как символ победы Православия.

http://www.pobeda.ru/content/view/4985/10/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика