Красная звезда | Андрей Гаравский | 31.01.2007 |
Последний раз Госдепартамент США пригрозил введением новых санкций в отношении России в ответ на продажу Ирану 29 зенитно-ракетных комплексов «Тор-М1» на 700 млн. долларов.
А непосредственно в начале этого года — 5 января — Госдеп ввел санкции против ряда российских юридических и физических лиц, в частности ФГУП «Рособоронэкспорт», ГУП «Конструкторское бюро приборостроения» (г. Тула) и ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения» (г. Коломна).
В который раз российским компаниям со ссылкой на внутренний американский закон «О нераспространении в отношении Ирана и Сирии» предъявляются необоснованные обвинения в содействии ракетным и ОМУ-программам этих стран либо в поставках, нарушающих международные экспортно-контрольные режимы.
Как отмечает МИД России, это далеко не первый случай неправомерных попыток США распространить свое внутреннее законодательство на иностранные компании, принудить их работать по американским правилам. В последний раз это произошло в августе 2006 года, когда аналогичные санкции уже были введены против Рособоронэкспорта, а также компании «Сухой». Причем американцы не смогли проигнорировать наши твердые доводы о полной безосновательности такого шага даже по их собственным законам и впоследствии сняли санкции с «Сухого».
И вот опять США идут по тому же порочному кругу. В конце концов, все эти решения — внутренняя проблема американских властей. В результате своих политизированных действий американское государство отказывает самому себе и американским компаниям тоже в сотрудничестве с нашими передовыми предприятиями. На деловом языке это обычно называется «упущенными возможностями».
В соответствии с санкциями американским правительственным ведомствам запрещено любое деловое сотрудничество с указанными компаниями и оказание им какой-либо поддержки сроком на два года. Кроме того, американским фирмам запрещено продавать этим компаниям товары, которые требуют экспортной лицензии.
Позже США довели до сведения России свое неудовольствие в связи с поставками Ирану зенитных систем. Об этом сообщил официальный представитель Госдепартамента Шон Маккормак.
Он заявил, что администрация Джорджа Буша с самого начала негативно относилась к данному контракту и призывала Москву отказаться от его выполнения. Вашингтон якобы исходил из того, что не стоит продавать современное вооружение государству, отказывавшемуся удовлетворить требования Совета Безопасности ООН.
Российско-иранский контракт на поставку Тегерану 29 зенитно-ракетных комплексов «Тор-М1» на сумму 700 млн. долларов был заключен в конце 2005 года. «Тор-М1» — единственная в мире система, которая способна одновременно обнаруживать и опознавать до 48 целей, сопровождать и вести огонь сразу по двум целям, летящим на высотах от 20 до 6 тыс. метров.
Генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергей Чемезов сообщил, что контракт выполнен полностью. При этом он подчеркнул, что контракт был заключен в полном соответствии с действующими нормами международного права.
Предметом контракта является вооружение исключительно оборонительного характера, применение которого как оружия нападения априори исключено.
Российская позиция предельно ясна, отечественные компании всегда будут действовать исходя из интересов нашей страны и в рамках российских законов, а это значит — в полном соответствии с российскими обязательствами в сфере экспортного контроля. Примечательно, что правительство Венесуэлы также намерено закупить у России зенитные ракетные комплексы, сообщают венесуэльские СМИ со ссылкой на министра обороны страны Рауля Бадуэля.