Русская линия
Красная звезда Мария Гришина31.01.2007 

Посол Индии в России Канвал Сибал: потенциал нашего сотрудничества высок

26 января Индия отметила День республики. Главным гостем на торжествах, посвященных этому национальному празднику, стал Президент России Владимир Путин, находившийся в стране с двухдневным визитом. Российский президент провел в Дели насыщенные, интенсивные переговоры, обсудив планы расширения сотрудничества между нашими странами, ряд ключевых международных и региональных проблем. Об итогах российско-индийского саммита на высшем уровне, тенденциях политического и экономического развития современной Индии наш корреспондент беседует с послом Индии в Российской Федерации Канвалом СИБАЛОМ.

— Помимо празднования Дня республики, Индия в 2007 году будет отмечать еще одну знаменательную дату — 60-летие с момента провозглашения независимости. Не могли бы вы подробнее рассказать о значении этих памятных событий для Индии?
— Для Индии День республики 26 января — очень важная историческая дата, так как в этот день в 1950 году была принята конституция Республики Индия, провозгласившая в стране принципы демократии и секуляризма. Эта конституция была основательно подготовленным документом, и в ней нашли отражение важнейшие проблемы индийского общества. Если сравнить индийскую конституцию с конституциями многих других государств, включая страны западной демократии, то мы увидим, что во многих из них после окончания Второй мировой войны принимались новые редакции основного закона, тогда как Индия с тех пор не меняла свою конституцию. Таким образом, конституцию Индии можно рассматривать как выдающийся документ, который стал гарантом политической стабильности в нашей стране.
В 2007 году Индия также собирается праздновать 60-летие своей независимости. Эта памятная дата не менее значима для нашей страны, так как является напоминанием об успешной борьбе индийского народа за независимость от Британской империи и системы иностранного правления. Значение данного события этим не ограничивается, поскольку, как показали последующие исторические события, обретение Индией независимости привело в конечном счете к тому, что свободу и независимость получили также многие другие страны Азии и Африки. В результате этот «парад независимых государств» привел к разрушению Британской империи.
Ключевой политической фигурой в движении за независимость Индии был Махатма Ганди, которого еще называют «отцом индийской нации». Его вклад в борьбу за обретение нашей страной независимости трудно переоценить. В целом он сводился к следующим значимым моментам. Во-первых, благодаря Махатме Ганди движение за независимость стало массовым. Во-вторых, он разработал по сути уникальные способы и механизмы противостояния Британской империи, которые не использовались до него в политической борьбе. Речь идет об известных принципах ненасильственного сопротивления, активно пропагандируемых М. Ганди. Наконец, он был ярким политическим и одновременно духовным лидером, являя собой пример честности и добросовестности, простоты и скромности. Еще одним важным его качеством, очень редко встречающимся среди политиков, было то, что он сам практиковал и исполнял те принципы, в которые верил. Именно по этой причине Махатма Ганди пользовался широкой поддержкой индийского народа, стал его духовным вождем.

— Чем живет сейчас Индия? Каких успехов достигла ваша страна за 60 лет с момента провозглашения независимости? Какие вопросы, требующие настоятельного решения, остаются при этом в повестке дня?
— За 60 лет, прошедшие с момента объявления независимости, Республика Индия добилась успехов в самых разнообразных сферах общественной жизни: в экономике, политике, социальной сфере и т. д. Главнейшим достижением на этом пути, на мой взгляд, стало то, что наша страна решила проблему продовольственной безопасности, то есть обрела способность прокормить свое собственное население, которое составляет около миллиарда человек. Более того, сельскохозяйственная продукция, производимая в Индии, стала поступать на экспорт. Вторым важным достижением Индии за этот период стало осуществление индустриализации. Индия вошла в число ведущих промышленных держав мира. В настоящее время наша страна выступает с лидирующих позиций по многим отраслям экономики, в том числе по тем, которые основаны на знаниях. Так, 54% валового внутреннего продукта Индии сегодня обеспечивает сфера услуг, 30% - промышленное производство и всего лишь 16% - сельское хозяйство. То есть фактически за несколько десятилетий произошла полная трансформация индийской экономики.

Наша справка


Канвал Сибал родился в 1943 году. В 1966-м поступил на дипломатическую службу. В 1968—1973 гг. работал в Париже третьим и вторым секретарем посольства, в 1973—1975 гг. — заместитель секретаря МИДа по особым поручениям. В 1975—1976 гг. учился в Оксфордском университете, затем был помощником специального представителя Индии в Танзании (1976−1979 гг.). В 1980—1982 гг. — консул в Лиссабоне (Португалия), в 1982—1985 гг. — заместитель главы миссии в Катманду (Непал). С 1986 по 1989 год занимал пост директора-администратора по Западной Европе в министерстве иностранных дел Индии. В 1989—1992 гг. — посол в Турции, с 1992 по 1995 год был заместителем посла в США. В 1995—1998 гг. — посол Индии в Египте. В 1998—2002 гг. — посол во Франции. После этого стал заместителем министра иностранных дел Индии. 20 сентября 2003 г. назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Индии в Российской Федерации. Бакалавр юриспруденции, кандидат филологических наук. Владеет английским, французским, португальским и испанским языками.

В таких отраслях, как информационные технологии, биотехнологии, фармацевтика, автомобильная и легкая промышленность, мы сегодня занимаем ведущее место в мире. В социальном секторе, если сравнивать нынешнюю ситуацию с тем, что было 60 лет назад, тоже можно наблюдать значимые перемены. Например, в 1947 году средняя продолжительность жизни в Индии составляла всего лишь 32 года, а на сегодняшний день она возросла до 67 лет. Значительно вырос и уровень грамотности. Для сравнения: в 1947 году показатели грамотности равнялись 21% от общей численности населения, тогда как к 1990-м годам они стали составлять более 70%. Многое было сделано государством в сфере здравоохранения, в обеспечении населения товарами и услугами первой необходимости. Как следствие, в Индии сложился достаточно большой и крепкий средний класс, который теперь является ключевым двигателем социально-экономического развития индийского общества. А если говорить о самых передовых технологиях, то следует упомянуть, что Индия строит и запускает искусственные спутники и занимается другими сферами освоения космоса, строит атомные электростанции для обеспечения потребностей в энергетике и т. п.
Особенно следует подчеркнуть, что все вышеупомянутые успехи в экономике и социальной сфере были достигнуты Индией исключительно демократическим путем. В развитии страны по сути не было насильственных трансформаций, острых конфликтов и революционных преобразований, поэтому «социальные издержки» демократизации были крайне невысоки.
В то же время, несмотря на то, что мы многого добились, немало проблем еще остается в политической повестке дня. Например, в Индии 18% населения сегодня живут за чертой бедности, а это почти 180 миллионов человек — цифра, превышающая общую численность населения Российской Федерации. Нужно при этом учитывать, что население Индии возрастает на 15−18 миллионов человек ежегодно, а это фактически показатели, сравнимые с населением ряда стран мира. Соответственно индийские власти должны заботиться об удовлетворении растущих потребностей граждан в сфере здравоохранения, образования, занятости и т. д. В этой связи перед нами встает крайне актуальная задача — конвертировать достижения в экономике страны в социальные услуги и льготы, доступные для самых широких слоев населения Индии. К этому можно добавить, что одновременно в политической сфере следует добиваться укрепления стабильности и гармонизации взаимоотношений между различными этническими, конфессиональными и языковыми группами, из которых состоит индийское общество.
Что касается развития вооруженных сил Индии, то я не думаю, что в этой сфере есть какие-либо специфические проблемы, на которых следовало бы акцентировать внимание. У нас действует профессиональная армия, при этом она хорошо интегрирована с обществом. Существенных проблем при наборе военнослужащих в ряды вооруженных сил не возникает. Вооруженные силы Индии находятся в подчинении гражданских властей, при этом материально-техническое обеспечение как военнослужащих, так и самих войсковых подразделений находится на достаточно высоком уровне.

— Сейчас наблюдатели широко обсуждают так называемую индийскую модель демократии. Какую роль демократические принципы сыграли в развитии страны, в особенности на региональном уровне?
— Вы задали интересный вопрос. Действительно, вклад демократических институтов в региональное развитие Индии достаточно высок, поскольку индийская демократия во многом построена на федеративном принципе. Индия по конституции является федеративным государством, объединяющим 25 штатов и 7 союзных территорий. Согласно конституции за штатами закреплены определенные законодательные и исполнительные полномочия. В каждом штате имеются свои правительства и законодательные органы, то есть они по сути являются автономными. И именно на уровне штатов развивается местное самоуправление и оказываются социальные услуги индийским гражданам. Распределение бюджетных ресурсов осуществляется таким образом, чтобы ни один из штатов не мог почувствовать себя в чем-то ущемленным. Собственно говоря, одной из целей индустриализации, которая проводилась в Индии, было как раз обеспечить сбалансированное региональное развитие, чтобы тем самым добиться экономического роста в каждом из регионов страны.

— Индия в течение многих лет является одним из ключевых стратегических партнеров России на международной арене, причем во многом причины столь тесного взаимодействия лежат в экономической сфере. Как вы могли бы оценить перспективы торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Индией и Россией, в том числе в нефтяном секторе, энергетике и по ряду других ключевых направлений?
— Что касается объемов торговли и инвестиционного сотрудничества между Россией и Индией, то ситуацию, сложившуюся в этой сфере, на наш взгляд, нельзя назвать удовлетворительной. Двусторонний торговый оборот между нашими странами составляет не больше 3 млрд. долларов, что гораздо ниже уровня потенциальных возможностей. Экономический рост в Индии сегодня составляет порядка 9%, и нами сегодня созданы условия для роста производства прежде всего в тех отраслях, которые я называл выше. У Индии высокий запас валютных резервов, а инфляция весьма низкая. В свою очередь в России экономический рост в прошлом году превысил 6%, в стране огромные золотовалютные запасы, большие объемы оборота в торговле с зарубежными странами. Кроме того, по оценкам ведущих мировых рейтинговых агентств, таких как Moody’s, в Российской Федерации сложился довольно благоприятный инвестиционный климат.
Поэтому можно говорить о том, что потенциал сотрудничества между Россией и Индией очень высок. В частности, в нефтяном и газовом секторах существуют огромные возможности для укрепления взаимодействия, поскольку налицо ряд благоприятных условий: Россия обладает большими запасами, а у Индии — высокие потребности в поставках нефти и газа. Президент России Владимир Путин в одном из своих выступлений определил энергетическую безопасность как одновременное обеспечение безопасности спроса и безопасности поставок энергоносителей. В индийско-российском сотрудничестве Россия выступает гарантом безопасности поставок, а Индия в свою очередь может обеспечить «безопасность спроса».
Индия, как известно, вложила около 2,7 млрд. долларов в проект «Сахалин-1». При этом мы готовы инвестировать такую же или даже большую сумму в российский газово-нефтяной сектор в рамках совместных проектов с российскими компаниями. Что касается сферы атомной энергетики, то в Индии при участии российских компаний сегодня строятся две атомные электростанции, и я думаю, что скоро число совместных проектов по строительству АЭС увеличится. У России и Индии имеются также хорошие перспективы для сотрудничества в таких сферах, как информационные технологии, автомобильная промышленность, фармацевтика, добыча и обработка алмазов и ряде других.
Хочу подчеркнуть, что сравнительно недавно мы передали ряду российских бизнес-структур наши предложения о сотрудничестве и надеемся, что в ближайшие месяцы они будут рассмотрены и встретят положительную реакцию. В свою очередь индийские компании сейчас выражают активное стремление участвовать в совместных российско-индийских проектах в качестве «младших партнеров». Также мы готовы предоставить российским компаниям энергетического сектора возможности для работы на индийском рынке.
В целом, на мой взгляд, мы сейчас находимся на очень благоприятном этапе, поскольку между Россией и Индией как в экономическом, так и в политическом плане сложились очень хорошие партнерские отношения. Это продемонстрировали и состоявшиеся на прошлой неделе визиты в Индию заместителя председателя Правительства Российской Федерации — министра обороны России Сергея Иванова и Президента России Владимира Путина. В Дели состоялось заседание российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. В ходе визита российского президента широко обсуждались вопросы экономического сотрудничества наших стран.

— Как вы в целом можете охарактеризовать перспективы российско-индийского военного и военно-технического сотрудничества?
— Самым важным, на мой взгляд, моментом в российско-индийском военно-техническом сотрудничестве является то, что мы сейчас выходим за пределы старой модели отношений по схеме «продавец — покупатель» и де-факто переходим к новому формату взаимодействия, подразумевающему совместные научно-исследовательские разработки, производство и единую систему маркетинга по тем или иным видам продукции. Создание ракетного СП «БраМос» было фактически первым шагом к налаживанию такого формата российско-индийского сотрудничества. И мы продолжим движение в этом направлении, когда поставим подписи под соглашением о создании многофункционального транспортного самолета. Этот документ, по моим данным, будет подписан в самое ближайшее время. Мы также ведем переговоры с российской стороной о совместных разработках и производстве военного самолета пятого поколения.
К настоящему времени стоимость российско-индийских оборонных контрактов, находящихся в стадии реализации, составляет порядка 10 млрд. долларов. Естественно, при таких огромных объемах сотрудничества определенные сложности в работе все же возникли. Например, это касается поставок запчастей и комплектующих к российской военной технике. Производимая в России военная техника является высококачественной и конкурентоспособной на мировом рынке. Единственный ее недостаток — то, что российские поставщики уделяют недостаточно внимания послепродажному сервису и обслуживанию военной техники. И если сравнить работу российских компаний в этом направлении с уровнем обслуживания многих западных корпораций, то такое сравнение будет явно не в пользу российской стороны.

— Многие наблюдатели указывают на то, что в последнее время активизировалось военно-техническое взаимодействие Индии с США и рядом европейских стран. С чем это связано?
— Я могу сказать, что пока рано говорить о каких-либо значимых результатах в сфере военного и оборонного сотрудничества между Индией и Соединенными Штатами. К настоящему времени создана только политическая почва для развития такого сотрудничества. Индия пока не осуществляла каких-либо существенных закупок военной техники у США, если не считать недавней покупки старого десантного корабля «Трентон». Что касается военных контрактов с европейскими странами, то мы действительно подписали крупное соглашение с Францией о закупке шести подводных лодок класса «Скорпион».
В целом, однако, речь идет о поставках и суммах контрактов, несопоставимых с уровнем нашего сотрудничества с Россией. А основная причина, по которой мы вынуждены налаживать работу с другими странами-партнерами, состоит в том, что Россия не всегда имеет в своем распоряжении оборудование и технологии, необходимые индийским вооруженным силам. Одновременно со стороны различных зарубежных компаний к нам поступают предложения, которые мы, разумеется, должны анализировать. Однако важно в первую очередь то, что Россия и Индия к настоящему времени создали гораздо более крепкую и прочную базу для двустороннего военно-технического сотрудничества, чем та, которая существовала во времена Советского Союза. Мы при этом надеемся на дальнейшее укрепление и развитие нашего партнерства.

— В декабре 2006 года конгресс США одобрил законопроект о ядерном сотрудничестве с Индией. Насколько значимо для Индии взаимодействие с США в сфере ядерной энергетики? Не возникают ли у вас опасения, что указанное индийско-американское соглашение может вызвать недовольство других партнеров Индии?
— Хочу отметить, что Россия на сегодняшний день является единственной страной, которая занимается строительством на территории Индии новой атомной электростанции. Россия и Индия при этом готовы к строительству новых АЭС, однако наши возможности ограничены нормативами Группы ядерных поставщиков. Напомню, что Группа ядерных поставщиков была основана Соединенными Штатами. В этой связи многие наши партнеры, в том числе в России, говорили нам о том, что, если мы желаем добиться расширения международной кооперации в сфере ядерной энергетики для осуществления своей ядерной программы, нам надо наладить диалог с США в первую очередь. Законопроект по ядерному сотрудничеству с Индией, одобренный конгрессом США в декабре прошлого года, ознаменовал собой прорыв в этой области, который был нам необходим. И если нам удастся объединить успехи, достигнутые в американо-индийских отношениях, с одной стороны, и нашем взаимодействии с Группой ядерных поставщиков — с другой, то, по моему мнению, немедленные выгоды от этого получат две страны — Россия и Франция. Поэтому я не считаю, что какие-либо страны из числа наших потенциальных партнеров могут быть недовольны американо-индийским договором.

http://www.redstar.ru/2007/01/3101/207.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика