Красная звезда | Юрий Авдеев | 31.01.2007 |
Выступивший со вступительным словом заместитель председателя Правительства РФ — министр обороны России Сергей Иванов весьма критически оценил состояние дел в отечественном авиапроме. По его оценке, такое положение дел недопустимо и ведет к деградации авиационной промышленности, потере наших позиций в области мирового гражданского самолетостроения. Необходимо предотвратить дальнейшее развитие таких негативных тенденций. «Мы должны добиться того, чтобы наш авиапарк обновлялся главным образом за счет отечественных самолетов», — заявил С. Иванов. Уже проделана огромная работа и составлены планы, которые выведут отрасль из кризиса.
Выступивший с докладом председатель правления Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров рассказал ВПК о разработанной программе самолетостроения до 2015 года. В соответствии с ней объем ежегодного выпуска авиалайнеров в России первые три года будет составлять 60−80 самолетов. В дальнейшем планируется собирать около 100 машин в год. Предложенный план основан на выводе авиапрома из кризиса путем крупносерийной постройки модернизируемых и новых авиалайнеров Ил-96, Ту-204, Ту-214, Ту-334, модельного ряда RRJ (первым здесь станет SUKHOI SUPЕRJET 100), а в перспективе — МС-21.
Здесь особо надо отметить, что выступление А. Федорова не носило декларативного характера. На заседание ВПК был представлен план, основой для которого стали исследования и расчеты, выполненные специалистами ОАК, ГосНИИАС и многих других. Поэтому дальнейшее обсуждение носило предметный характер. Изучались так называемые узкие места и были намечены конкретные действия по устранению сделанных замечаний.
Не осталось без внимания в кругах экспертов и представителей отечественного авиапрома заявление главы Минэкономразвития РФ Германа Грефа о том, что на экономическом форуме в швейцарском Давосе была достигнута договоренность с одной иностранной компанией о возможности покупки 53-местной модели самолета вместе с заводом, технологией и документацией. Некоторые эксперты считают, что речь идет о турбовинтовом самолете Q300, разработанным в конце прошлого века канадской компанией Bombardier. Переговоры между сторонами по этому вопросу идут уже более полугода.
Необходимо пояснить, что принятие правительством мер по выводу российского самолетостроения из кризиса невозможно добиться только возобновлением производства. Потребуются и другие меры экономического характера, когда авиаперевозки станут привлекательными для жителей нашей страны. Планы и в этом отношении уже прорабатываются.
Некоторые руководители поверили в успех предлагаемых мер и смотрят в будущее. Они прогнозируют увеличение потребности в самолетах для авиалиний региона и оценивают возможности участия в их производстве. В ходе визита Президента России во Владивосток было высказано предложение о запуске производства самолетов Ан-38 на авиазаводе «Прогресс», который не входит в ОАК.
По этому вопросу и о возможности расширения производственных мощностей самолетостроения в стране на ВПК произошел обмен мнениями. Председатель правления ОАК Алексей Федоров согласился с таким предложением, если спрос авиаперевозчиков превысит производственные мощности самолетостроителей корпорации. После чего глава Минэкономразвития РФ Герман Греф попросил учесть при принятии решения возможность закупки одного зарубежного авиазавода с его последующим размещением на территории нашей страны.
Напомню, что за рубежом ввод в эксплуатацию большого числа 30-местных региональных самолетов, по оценке специалистов, достиг своего пика и начал смещаться в сторону 50-местных судов. России также необходимо предусмотреть сбалансированную позицию по насыщению своего рынка самолетами Ан-38 (категория 30-местных), а также Ан-140 или Q300 (категория 50-местных). Видимо, в потенциал и возможности России по возвращению мировых лидирующих позиций самолетостроения верят не только у нас, но и за рубежом.