Независимое военное обозрение | Игорь Плугатарев | 26.01.2007 |
НАДО БЫ СТРОИТЬ ПО-НОВОМУ…
Странность этого экспертного взгляда в следующем. Россия уже начала создавать у себя производство ОПК (в той же ракетно-космической сфере, радиоэлектронике), дабы не быть зависящей от стремящейся в НАТО Украины. Да и количество советской техники у бывших союзников распавшегося СССР не столь уж велико (кстати, некоторые из них в нарушение всех договоренностей продают ее, например, Грузии, весьма недружелюбно настроенной к России). Рынок не тех масштабов. Для Украины он, может, и «бездонен», а для РФ скорее всего малоинтересен.
«САТАНЕ» НЕ ЛЕТАТЬ?
Бывший заместитель главкома Ракетных войск стратегического назначения по вооружению генерал-полковник Александр Ряжских считает, что общая стоимость продукции и услуг украинских ракетостроительных предприятий, потребность в которых есть в РВСН, может составить до 350 млн. долларов. Он полагает, что России выгодно держать РС-20 на боевом дежурстве еще в течение 10−15 лет. Но тогда не обойтись без участия днепропетровских КБ «Южное» и завода «Южмаш» — именно они сегодня осуществляют гарантийный авторский надзор и анализ технического состояния РС-20, участвуют в работах по продлению их сроков службы. На оплату всего этого специальной статьей выделяются средства российского военного бюджета.
Кроме того, по словам Ряжских, на Украине до сих пор сохранились предприятия, которые во времена СССР были монополистами в изготовлении специальной техники и приборов, необходимых для РВСН. По мнению генерал-полковника, для того чтобы наладить выпуск этих комплектующих, России потребуются не сотни миллионов, а миллиарды долларов.
Ныне в распоряжении РВСН — около 520 межконтинентальных баллистических ракет. Из них только несколько десятков («Тополь-М», которые с начала этого года начали заступать на боевое дежурство) построены исключительно российской ракетостроительной кооперацией.
В ОБМЕН НА ТОПЛИВО
Причем, заявляет источник «Интерфакс-АВН», разменной монетой при осуществлении подобной купли-продажи способен стать поставляемый Украине российский газ. Киеву, по словам источника агентства, есть что предложить Москве взамен за голубое топливо — «это и ракетные технологии, и новые транспортные и гражданские самолеты, и современные авиационные двигатели, различные комплектующие для судостроения». К тому же сосед РФ готов на это пойти. Еще год назад глава национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины» Алексей Ивченко говорил, что его страна в состоянии поставить России товары военного назначения на сумму более 1 млрд. долларов в обмен на дополнительные объемы голубого топлива. Но было ли принято это предложение, неизвестно.
В Федеральной службе по ВТС считают, что свертывание военной кооперации между двумя странами обоюдно невыгодно. Первый заместитель директора ведомства Александр Денисов признается, что, «честно говоря, хотелось бы избежать» возможного свертывания военно-технического сотрудничества, ибо это поставит перед Москвой и Киевом большие проблемы. В то же время он полагает, что если это все-таки случится, то Украина потеряет значительно больше.
Но и РФ тогда придется урезать бюджетные ассигнования, выделяемые на социальные нужды. Упомянутый выше источник «Интерфакс-АВН» сказал, что «Россия, безусловно, сможет обойтись без кооперации не только с украинскими, но и с белорусскими, узбекскими предприятиями ВПК, но от этого никто не выиграет, а потеряют все». По его словам, для того чтобы перенести, к примеру, производство российского военного транспортного самолета Ил-76МФ из Узбекистана в Россию, необходимы инвестиции в сумме около полмиллиарда долларов. «Даже если бы такие деньги сегодня у России были, не лучше ли было бы потратить их на какое-то другое дело?».
«Мотор-Сич» сегодня пока находит покупателей на свои двигатели. Но помощь государства, а лучше двух государств, по словам президента запорожского ОАО Вячеслава Богуслаева, все же требуется. Тем более что «ниши, где украинские двигателестроители могли бы продуктивно сотрудничать с российскими коллегами, уже давно определились. В военной технике это прежде всего — вертолетные программы. Кроме того, в последние четыре года в России очень серьезное внимание уделяется военно-транспортной авиации — запорожский завод ежегодно увеличивает объемы поставок по российскому госзаказу на нужды ВТА. Учебно-боевой самолет Як-130 тоже делается вместе с РФ. Более того, Богуслаев отмечает, что серьезное внимание в России уделяется дальней стратегической авиации: «Учения, которые проводятся с использованием бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160, говорят о том, что этому виду авиации уделяется особое внимание. И здесь мы тоже работаем в тесной кооперации с Россией». Наконец, активное сотрудничество идет и по гражданским программам: например, совместно с компанией «Волга-Днепр» «Мотор-Сич» работает над возобновлением производства крылатого гиганта Ан-124 «Руслан». А совместно с российским заводом им. Климова запорожцы создали новый двигатель ВК-2500.
Будет, конечно, весьма печально, если все эти наработки после свертывания ВТС с Киевом зависнут на неопределенное, скорее всего на долгое время. Ибо как бы в России ни гордились тем, что «мы и без Украины обойдемся», а многомиллиардные суммы на создание новых производств в одночасье не найдутся. Что же касается Украины, то, чтобы не встали ее оборонные предприятия, очевидно, она должна окончательно «помочь сама себе». Россия «просит немногого» — отвернуться от НАТО…