Красная звезда | Константин Лобков | 25.01.2007 |
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Действительно, доброй традицией штурманской службы ТОФ стало накануне своего профессионального праздника подводить итоги уходящего учебного года и намечать новые рубежи, — сказал Михаил Иванович. — Оглядываясь в ушедший год и оценивая качество решения штурманами стоящих перед ними и флотом задач, отрадно отметить, что решены они достойно. Несомненным успехом можно считать оценку по итогам 2006 года — в Военно-морском флоте штурманская служба ТОФ заняла первое место среди штурманских служб флотов. Это, конечно же, результат повседневного напряженного труда наших корабельных и флагманских штурманов, офицерского и мичманского состава, всего личного состава штурманской службы.
А год минувший был периодом морских и океанских плаваний, совместных с иностранными моряками учений. Заметными событиями стали дальние походы кораблей Тихоокеанского флота. Это визит ОБК ТОФ в составе большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников», большого десантного корабля «БДК-11», танкера «Печенга» и буксира-спасателя «СБ-522» в военно-морскую базу США Апра (о. Гуам); морской поход памяти с ветеранами Великой Отечественной войны, выполненный БДК «Пересвет» по морскому побережью Дальнего Востока в честь 275-летия Тихоокеанского флота; визит БПК «Адмирал Пантелеев», подводной лодки «Б-345», малого противолодочного корабля «Советская Гавань» и буксира-спасателя «СБ-522» в военно-морскую базу Майдзуру (Япония).
Отличительной особенностью мореплавания в ушедшем году было то, что корабли выполняли задачи в когда-то освоенных океанских и морских районах, но в силу объективных обстоятельств давно не посещаемых. Это относилось и к Марианским островам — на Гуаме моряки советского и современного российского ВМФ не были ни разу, и к военно-морской базе Майдзуру — военные корабли СССР и России в этот порт не заходили никогда, и к родным дальневосточным портам Магадан, Охотск — наших кораблей здесь не видели уже более двадцати лет. Эти обстоятельства требовали особой тщательности при проработке маршрутов, выполнении навигационных расчетов, особенно при входе и швартовке. Отработанная в штурманской службе система подготовки к дальним походам позволила в установленные сроки качественно подготовиться к каждому морскому походу.
Чем же был интересен, с профессиональной точки зрения, к примеру переход к Марианским островам, где дислоцируется крупнейшая стратегическая военная база США на Тихом океане?
Начну с того, что командиром ОБК в походе был тогдашний начальник штаба ТОФ вице-адмирал Константин Сиденко, известный своей исключительной требовательностью к себе и подчиненным, что дополнительно стимулировало и подготовку к походу, и выполнение обязанностей в море. Начальником походного штаба назначили капитана 1 ранга Андрея Нелидина, имеющего богатейший опыт дальних морских походов и решения поставленных задач в море в качестве командира корабля. К тому же кому неизвестна его любовь ко всякого рода боевым упражнениям — от стрельбы из автомата до ракетных пусков! Такая расстановка командного состава ОБК оказалась оптимальной для по-настоящему боевой службы, а не перехода в порт визита, береговой программы и спокойного возвращения. В результате поход был насыщен выполнением подготовительных и зачетных боевых упражнений из всех видов оружия, проведением комплексных противолодочных действий, интенсивными полетами корабельной авиации, совместными учениями с кораблями ВМС США.
Особенности похода ОБК наложили свой отпечаток и на деятельность штурманской службы и штурманских боевых частей кораблей. На кораблях эта служба была усилена флагманскими штурманами: на БПК «Маршал Шапошников» — главным штурманом флота (он же являлся флагманским штурманом ОБК), на «БДК-11» — флагманским штурманом соединения капитан-лейтенантом Сергеем Эйсмонтом.
На первом этапе плавания в день выхода из-за неблагоприятных погодных условий в связи с выходом на Японские острова циклона возникла необходимость изменить маршрут. Корабли пошли не Сангарским, а Корейским проливом, что потребовало оперативного выполнения навигационных расчетов. Изменение маршрута позволило ОБК минимальное время находиться в штормовой зоне, избежать длительного воздействия ветра и волнения моря. Кстати, менять пришлось и маршрут возвращения, тоже из-за погодных условий. Причем при возвращении корабли и моряки попали в настоящий шторм. Двое суток ОБК находился под воздействием циклона, стремительно проходящего вдоль восточного побережья Японии. К чести моряков, испытания морской стихией они выдержали. Проход кораблей через штормовую зону у островов Нампо был вынужденным, несмотря на то, что ожидаемые сложные погодные условия штурманами и флотским гидрометеоцентром были спрогнозированы заранее.
Замечу, что ГМЦ ТОФ под руководством капитана 1 ранга Леонида Кобылинского прогнозы как краткосрочные, так и долгосрочные дает с высочайшей степенью достоверности. И значительная доля успеха решения кораблями задач в море — это вклад наших флотских синоптиков, за что им большое спасибо от всех штурманов.
Подойдя к острову Гуам, корабли выполнили постановку на якорь на банке Гальвес. В навигационном отношении Гальвес — это подводный вулкан с минимальной глубиной над кратером чуть более 50 метров. Корабли ночью встали буквально друг возле друга, зацепившись якорями за вершину кратера вулкана. С трудом верилось, что здесь можно удержаться на якорях, но погода была благоприятная, и корабли в течение суток завершили подготовку к заходу в иностранный порт. Штурманы это время посвятили подготовке к входу в бухту Апра и швартовке (место последней было изменено в последние сутки перед заходом). Несмотря на лоцманское обеспечение входа в порт российских кораблей, от штурманов требовалась повышенная внимательность и особый контроль за безопасностью плавания. Вход в Апру из-за сильного бокового течения нужно было производить на ходу 10−12 узлов, с уменьшением до 6 узлов сразу после прохода входных буев, так как судоходный участок фарватера в бухте довольно узок. К чести штурманов, к работе в таких сложных условиях они оказались подготовлены достаточно хорошо. Лоцман заводил наши корабли по очереди, и в целом работа с нашими штурманами у него получалась слаженной и синхронной. Недоволен остался лоцман работой командира и штурманов «БДК-11»: излишняя командирская самоуверенность и отсутствие настойчивости корабельного и флагманского штурмана в выдаче рекомендаций командиру заставили его поволноваться. Хотя маневры десантного корабля при поворотах и были безопасными, но вместе с тем они были запоздалыми. На берегу местный лоцман оценил работу штурманов-десантников удовлетворительно и не высказал критических замечаний, но действия расчета ГКП — БИП — штурман БДК стали темой отдельного разбора среди специалистов флота.
Во время визита кораблей ТОФ на Гуам наши офицеры-штурманы имели прекрасную возможность ознакомиться с работой в море своих иностранных коллег. Во время совместных российско-американских учений был произведен обмен офицерами связи и наблюдателями, в числе которых были штурманы.
Хорошо проявили себя в «гуамском походе» командир БЧ-1 «Маршала Шапошникова» капитан 3 ранга Александр Любимов (не случайно сейчас он назначен флагманским штурманом соединения противолодочных кораблей ПрФлРС), капитан «Печенги» Владимир Шиляев и его третий помощник Александр Литвиненко, капитан «СБ-522» КДП Владимир Шатинский. Судоводительский состав танкера как всегда работал с филигранной точностью при подходе к кораблям и их заправке на ходу. Особо приятно за командира БЧ-1 большого десантного корабля капитан-лейтенанта Михаила Касьянова; он уверенно встал на ноги, ему можно доверять самостоятельное плавание.
Настоящую школу морской и штурманской практики получили в том походе и пятикурсники ТОВМИ имени С.О. Макарова. Пятнадцать «без пяти минут офицеров» стажировались на двух боевых кораблях. Совмещение похода со стажировкой определило и повышенную требовательность к ним со стороны командования ОБК, флагманских штурманов. Достойно выдержали все испытания морем, кораблями и офицерами-штурманами выпускники Павел Гайдаев, Дмитрий Мартыщенко, Владислав Бебих, Александр Угоренко. Уроки корабельной и штурманской практики оказались ими востребованы сразу же после выпуска из института. Так, лейтенант Угоренко, прошедший в этом походе стажировку на БПК «Маршал Шапошников», был назначен командиром электронавигационной группы на «Адмирал Пантелеев» и в октябрьском походе в порт Майдзуру пошел самостоятельно. Приобретенные им практические навыки во время прежних мореплаваний позволили в кратчайший срок освоить объем обязанностей по занимаемой должности, подготовить морские средства навигации к походу и самостоятельно нести штурманскую вахту в море. Становление Александра как штурмана и офицера происходило на моих глазах (я был участником тех же походов), и отрадно видеть, что заложенный в него потенциал реализуется на практике — он первым из выпускников-штурманов через месяц был допущен к самостоятельному исполнению обязанностей, прекрасно показал себя в морском походе, качественно подготовился к новому учебному году.
Добавлю, что штурманская практика курсантов Тихоокеанского военно-морского института на кораблях флота стала обязательной и неотъемлемой частью всех походов и дает положительные результаты в практической подготовке будущих офицеров.
В 2006 году мы приняли весомое пополнение молодых штурманов. Более половины выпускников первого факультета ТОВМИ имени С.О. Макарова пришли на первичные должности непосредственно в штурманские боевые части кораблей и подводных лодок флота. Большинство из них назначены на корабли постоянной готовности. Многие быстро встали на ноги, освоились со своей должностью, уверенно начали службу.
В завершение хочу сказать, что и 2007 год для штурманской службы флота будет непростым. Вместе с флотом штурманам предстоит решать с высочайшим качеством ответственные задачи океанского плавания, командно-штабных учений, боевых служб и дежурств, боевой подготовки. Зимний период необходимо посвятить тщательной отработке и сдаче первых специальных задач, отработке повседневной и боевой организации штурманских боевых частей, подготовке кораблей и судов к плаванию. Уверен, что штурманам поставленные задачи по плечу.