Русская линия
Красная звезда Константин Лобков25.01.2007 

Морякам нужны походы

Накануне Дня штурмана ВМФ об участии вверенной ему службы в решении общефлотских задач, об уроках прошлого периода обучения и особенностях боевой учебы в новом году «Красной звезде» рассказал главный штурман Тихоокеанского флота капитан 1 ранга Михаил САЖАЕВ.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА


Капитан 1 ранга Михаил Сажаев родился 25 марта 1963 года в поселке Борково Алтайского края. В 1980 году, окончив среднюю школу, поступил в ТОВВМУ имени С.О. Макарова. После выпуска из училища служил на атомных подводных лодках на Камчатке. Окончил Высшие специальные офицерские классы и Военно-морскую академию имени Н. Кузнецова. Прошел ступеньки штурманской службы от должности командира группы штурманской боевой части до главного штурмана Тихоокеанского флота.

Действительно, доброй традицией штурманской службы ТОФ стало накануне своего профессионального праздника подводить итоги уходящего учебного года и намечать новые рубежи, — сказал Михаил Иванович. — Оглядываясь в ушедший год и оценивая качество решения штурманами стоящих перед ними и флотом задач, отрадно отметить, что решены они достойно. Несомненным успехом можно считать оценку по итогам 2006 года — в Военно-морском флоте штурманская служба ТОФ заняла первое место среди штурманских служб флотов. Это, конечно же, результат повседневного напряженного труда наших корабельных и флагманских штурманов, офицерского и мичманского состава, всего личного состава штурманской службы.
А год минувший был периодом морских и океанских плаваний, совместных с иностранными моряками учений. Заметными событиями стали дальние походы кораблей Тихоокеанского флота. Это визит ОБК ТОФ в составе большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников», большого десантного корабля «БДК-11», танкера «Печенга» и буксира-спасателя «СБ-522» в военно-морскую базу США Апра (о. Гуам); морской поход памяти с ветеранами Великой Отечественной войны, выполненный БДК «Пересвет» по морскому побережью Дальнего Востока в честь 275-летия Тихоокеанского флота; визит БПК «Адмирал Пантелеев», подводной лодки «Б-345», малого противолодочного корабля «Советская Гавань» и буксира-спасателя «СБ-522» в военно-морскую базу Майдзуру (Япония).
Отличительной особенностью мореплавания в ушедшем году было то, что корабли выполняли задачи в когда-то освоенных океанских и морских районах, но в силу объективных обстоятельств давно не посещаемых. Это относилось и к Марианским островам — на Гуаме моряки советского и современного российского ВМФ не были ни разу, и к военно-морской базе Майдзуру — военные корабли СССР и России в этот порт не заходили никогда, и к родным дальневосточным портам Магадан, Охотск — наших кораблей здесь не видели уже более двадцати лет. Эти обстоятельства требовали особой тщательности при проработке маршрутов, выполнении навигационных расчетов, особенно при входе и швартовке. Отработанная в штурманской службе система подготовки к дальним походам позволила в установленные сроки качественно подготовиться к каждому морскому походу.
Чем же был интересен, с профессиональной точки зрения, к примеру переход к Марианским островам, где дислоцируется крупнейшая стратегическая военная база США на Тихом океане?
Начну с того, что командиром ОБК в походе был тогдашний начальник штаба ТОФ вице-адмирал Константин Сиденко, известный своей исключительной требовательностью к себе и подчиненным, что дополнительно стимулировало и подготовку к походу, и выполнение обязанностей в море. Начальником походного штаба назначили капитана 1 ранга Андрея Нелидина, имеющего богатейший опыт дальних морских походов и решения поставленных задач в море в качестве командира корабля. К тому же кому неизвестна его любовь ко всякого рода боевым упражнениям — от стрельбы из автомата до ракетных пусков! Такая расстановка командного состава ОБК оказалась оптимальной для по-настоящему боевой службы, а не перехода в порт визита, береговой программы и спокойного возвращения. В результате поход был насыщен выполнением подготовительных и зачетных боевых упражнений из всех видов оружия, проведением комплексных противолодочных действий, интенсивными полетами корабельной авиации, совместными учениями с кораблями ВМС США.
Особенности похода ОБК наложили свой отпечаток и на деятельность штурманской службы и штурманских боевых частей кораблей. На кораблях эта служба была усилена флагманскими штурманами: на БПК «Маршал Шапошников» — главным штурманом флота (он же являлся флагманским штурманом ОБК), на «БДК-11» — флагманским штурманом соединения капитан-лейтенантом Сергеем Эйсмонтом.
На первом этапе плавания в день выхода из-за неблагоприятных погодных условий в связи с выходом на Японские острова циклона возникла необходимость изменить маршрут. Корабли пошли не Сангарским, а Корейским проливом, что потребовало оперативного выполнения навигационных расчетов. Изменение маршрута позволило ОБК минимальное время находиться в штормовой зоне, избежать длительного воздействия ветра и волнения моря. Кстати, менять пришлось и маршрут возвращения, тоже из-за погодных условий. Причем при возвращении корабли и моряки попали в настоящий шторм. Двое суток ОБК находился под воздействием циклона, стремительно проходящего вдоль восточного побережья Японии. К чести моряков, испытания морской стихией они выдержали. Проход кораблей через штормовую зону у островов Нампо был вынужденным, несмотря на то, что ожидаемые сложные погодные условия штурманами и флотским гидрометеоцентром были спрогнозированы заранее.
Замечу, что ГМЦ ТОФ под руководством капитана 1 ранга Леонида Кобылинского прогнозы как краткосрочные, так и долгосрочные дает с высочайшей степенью достоверности. И значительная доля успеха решения кораблями задач в море — это вклад наших флотских синоптиков, за что им большое спасибо от всех штурманов.

Подойдя к острову Гуам, корабли выполнили постановку на якорь на банке Гальвес. В навигационном отношении Гальвес — это подводный вулкан с минимальной глубиной над кратером чуть более 50 метров. Корабли ночью встали буквально друг возле друга, зацепившись якорями за вершину кратера вулкана. С трудом верилось, что здесь можно удержаться на якорях, но погода была благоприятная, и корабли в течение суток завершили подготовку к заходу в иностранный порт. Штурманы это время посвятили подготовке к входу в бухту Апра и швартовке (место последней было изменено в последние сутки перед заходом). Несмотря на лоцманское обеспечение входа в порт российских кораблей, от штурманов требовалась повышенная внимательность и особый контроль за безопасностью плавания. Вход в Апру из-за сильного бокового течения нужно было производить на ходу 10−12 узлов, с уменьшением до 6 узлов сразу после прохода входных буев, так как судоходный участок фарватера в бухте довольно узок. К чести штурманов, к работе в таких сложных условиях они оказались подготовлены достаточно хорошо. Лоцман заводил наши корабли по очереди, и в целом работа с нашими штурманами у него получалась слаженной и синхронной. Недоволен остался лоцман работой командира и штурманов «БДК-11»: излишняя командирская самоуверенность и отсутствие настойчивости корабельного и флагманского штурмана в выдаче рекомендаций командиру заставили его поволноваться. Хотя маневры десантного корабля при поворотах и были безопасными, но вместе с тем они были запоздалыми. На берегу местный лоцман оценил работу штурманов-десантников удовлетворительно и не высказал критических замечаний, но действия расчета ГКП — БИП — штурман БДК стали темой отдельного разбора среди специалистов флота.
Во время визита кораблей ТОФ на Гуам наши офицеры-штурманы имели прекрасную возможность ознакомиться с работой в море своих иностранных коллег. Во время совместных российско-американских учений был произведен обмен офицерами связи и наблюдателями, в числе которых были штурманы.
Хорошо проявили себя в «гуамском походе» командир БЧ-1 «Маршала Шапошникова» капитан 3 ранга Александр Любимов (не случайно сейчас он назначен флагманским штурманом соединения противолодочных кораблей ПрФлРС), капитан «Печенги» Владимир Шиляев и его третий помощник Александр Литвиненко, капитан «СБ-522» КДП Владимир Шатинский. Судоводительский состав танкера как всегда работал с филигранной точностью при подходе к кораблям и их заправке на ходу. Особо приятно за командира БЧ-1 большого десантного корабля капитан-лейтенанта Михаила Касьянова; он уверенно встал на ноги, ему можно доверять самостоятельное плавание.
Настоящую школу морской и штурманской практики получили в том походе и пятикурсники ТОВМИ имени С.О. Макарова. Пятнадцать «без пяти минут офицеров» стажировались на двух боевых кораблях. Совмещение похода со стажировкой определило и повышенную требовательность к ним со стороны командования ОБК, флагманских штурманов. Достойно выдержали все испытания морем, кораблями и офицерами-штурманами выпускники Павел Гайдаев, Дмитрий Мартыщенко, Владислав Бебих, Александр Угоренко. Уроки корабельной и штурманской практики оказались ими востребованы сразу же после выпуска из института. Так, лейтенант Угоренко, прошедший в этом походе стажировку на БПК «Маршал Шапошников», был назначен командиром электронавигационной группы на «Адмирал Пантелеев» и в октябрьском походе в порт Майдзуру пошел самостоятельно. Приобретенные им практические навыки во время прежних мореплаваний позволили в кратчайший срок освоить объем обязанностей по занимаемой должности, подготовить морские средства навигации к походу и самостоятельно нести штурманскую вахту в море. Становление Александра как штурмана и офицера происходило на моих глазах (я был участником тех же походов), и отрадно видеть, что заложенный в него потенциал реализуется на практике — он первым из выпускников-штурманов через месяц был допущен к самостоятельному исполнению обязанностей, прекрасно показал себя в морском походе, качественно подготовился к новому учебному году.
Добавлю, что штурманская практика курсантов Тихоокеанского военно-морского института на кораблях флота стала обязательной и неотъемлемой частью всех походов и дает положительные результаты в практической подготовке будущих офицеров.
В 2006 году мы приняли весомое пополнение молодых штурманов. Более половины выпускников первого факультета ТОВМИ имени С.О. Макарова пришли на первичные должности непосредственно в штурманские боевые части кораблей и подводных лодок флота. Большинство из них назначены на корабли постоянной готовности. Многие быстро встали на ноги, освоились со своей должностью, уверенно начали службу.
В завершение хочу сказать, что и 2007 год для штурманской службы флота будет непростым. Вместе с флотом штурманам предстоит решать с высочайшим качеством ответственные задачи океанского плавания, командно-штабных учений, боевых служб и дежурств, боевой подготовки. Зимний период необходимо посвятить тщательной отработке и сдаче первых специальных задач, отработке повседневной и боевой организации штурманских боевых частей, подготовке кораблей и судов к плаванию. Уверен, что штурманам поставленные задачи по плечу.

http://www.redstar.ru/2007/01/2501/201.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика