В Москве в Министерстве обороны Российской Федерации под эгидой Академии военных наук (АВН) прошла военно-научная конференция «Структура и основное содержание новой Военной доктрины России». В работе конференции приняли участие представители Администрации Президента России, правительства, Совета Федерации, Госдумы, Совета безопасности, руководящий состав Министерства обороны, других силовых ведомств.
Интерес к конференции со стороны органов государственной власти, политических партий, общественных движений, военной и научной интеллигенции оказался чрезвычайно высок. Зал, где она проходила, с трудом смог вместить всех желающих принять участие в обсуждении актуальных вопросов новой Военной доктрины и высказать свои предложения по разработке ее наиболее рациональной структуры, направленности и основного содержания. Подобная заинтересованность не случайна, так как Военная доктрина затрагивает интересы всех государственных структур, всего общества и всех граждан России. Кроме того, с момента принятия предыдущего документа в 2000 году прошло не только много времени, но и произошли серьезные изменения в характере вызовов и угроз безопасности страны, в ее экономическом и социальном положении. Более того, некоторые положения ныне существующей доктрины оказались нежизнеспособными. Они не отвечают сложившимся в последние годы реалиям и не работают в интересах укрепления безопасности России. С учетом всех этих факторов должен быть изменен и основополагающий для ее обороноспособности документ — Военная доктрина.
Необходимость, продиктованная жизнью
Открыл конференцию президент Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев, выступивший с докладом, в ходе которого ознакомил присутствующих с предлагаемой примерной структурой новой редакции Военной (оборонной) доктрины России. Академия военных наук предлагает иметь шесть разделов военной доктрины, предваряемых вступительной частью. Первый раздел рекомендуется посвятить угрозам безопасности России и вытекающим из них оборонным задачам. Второй обозначит политические основы доктрины, направленность военной политики и аспекты руководства и организации обороны страны. Третий раздел определит задачи государственных органов по организации противодействия акциям, осуществляемым политико-дипломатическими, экономическими, информационными и другими невоенными способами и средствами. Четвертый должен оговорить военно-стратегические основы Военной (оборонной) доктрины, характер возможных войн и вооруженных конфликтов, вопросы военной организации России (Вооруженные Силы, другие войска) и ее задачи, направленность военного строительства (оргструктура, система боевой и мобилизационной готовности, организация подготовки военных кадров), а также способы боевого применения Вооруженных Сил и других войск в современных войнах и вооруженных конфликтах, роль стратегических ядерных сил в обороне страны, вопросы борьбы с терроризмом и организация военного управления и военной службы. Пятый раздел сформулирует военно-экономические основы доктрины, приоритеты военно-технической политики, требования к оборонной промышленности и финансирование расходов на оборону. Шестой, заключительный, закрепит приоритеты международного военного сотрудничества.
Как таковой новой Военной доктрины пока нет. Есть взгляды, мнения и понимание характера угроз, стоящих перед Россией. Тем не менее, считает президент Академии военных наук Махмут Гареев, военную доктрину необходимо открыто обсуждать
Время будущего
С особым интересом участники конференции выслушали выступление начальника Генерального штаба ВС РФ — первого заместителя министра обороны генерала армии Юрия Балуевского. Прежде всего потому, что от него ждали освещения концептуальных подходов главного планирующего органа Вооруженных Сил к вопросу формирования новой Военной доктрины.
Предваряя доклад, генерал армии Балуевский обратил внимание присутствующих на недавнее заявление начальника разведывательного управления министерства обороны США генерала Майкла Мэйплса, сделанное на заседании конгресса США, который довел до конгрессменов очевидный факт, что состояние Вооруженных Сил Российской Федерации на сегодняшний день самое боеготовое за весь постсоветский период. По словам генерала Балуевского, данное мнение является отповедью тем (в том числе и некоторым российским экспертам), кто продолжает разглагольствовать о слабости Российской армии, о провале армейских реформ. Вместе с тем начальник Генерального штаба убежден, что данное заявление — не повод для самоуспокоения. Скорее наоборот. Предстоит еще сделать очень многое. Во главу же угла этой работы должен лечь принцип «Сильная армия — сильная Россия!».
На основе комплексной оценки
По словам генерала Балуевского, в Министерстве обороны видение угроз военной безопасности России и задачи Вооруженных Сил в обозримой перспективе сформулированы на основе комплексной оценки военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире. Суть этой оценки сводится к следующему: в результате значительного по сравнению с СССР ослабления оборонного потенциала России военные угрозы ее безопасности исходят и будут исходить как от развитых государств и созданных с их участием военно-политических блоков, так и от развивающихся стран, обладающих хорошо вооруженными армиями. С военной мощью таких государств, имеющих в том числе территориальные и иные притязания к нашей стране, нельзя не считаться. При этом необходимо учитывать, что Российская Федерация занимает уникальное геостратегическое, геополитическое положение, а стратегические приоритеты России в глобальном мире определяются стратегическими целями и главными задачами, решаемыми нашей страной как в политике и экономике, так и в сфере национальной безопасности. Сегодня эти приоритеты отражают основные национальные интересы в трех взаимосвязанных сферах — национальной, региональной и глобальной. Важнейший национальный интерес состоит в дальнейшем становлении и развитии российского государства. Не просто государства, а экономически мощного, социально ориентированного на удовлетворение потребностей и чаяний всех народов и народностей нашей многонациональной страны, всех социальных групп. Кроме того, важнейшим направлением деятельности является развитие добрососедских отношений со всеми государствами, а работа со странами СНГ — главный внешнеполитический приоритет России. На европейском же направлении — продолжение активной работы с Евросоюзом.
Кардинальное изменение мироустройства
По определению начальника Генерального штаба, геостратегическая ситуация вокруг России складывается сегодня под влиянием кардинальных изменений, происходящих в системе международных отношений, в системе формирующегося нового облика России, нового облика регионального и мирового устройства. После распада СССР геостратегическая ситуация для нашего государства изменилась не в лучшую сторону. Окончание идеологической и военной конфронтации двух политических систем не привело, как ожидалось, к демилитаризации мировой политики. Переход России к взаимодействию с Западом на основе формирования общих или близких стратегических интересов не способствовал укреплению военной безопасности нашего государства. Более того, обстановка в жизненно важных для России регионах мира, в том числе в непосредственной близости от ее границ, в ряде случаев стала еще более сложной. В то же время сегодня всем народам, всем государствам мира необходим справедливый, равноправный, многополярный мир без самозванных гегемонов. Американскому господству в XXI веке уже противостоят и будут противостоять вызовы, исходящие из Азиатского региона (Китай, Индия). Нельзя исключить и аналогичное соперничество США с Европой и с Большим (по американской терминологии) Ближним Востоком.
По словам генерала армии Балуевского, комплексная оценка современной военно-политической и военно-стратегической обстановки дает нам следующее видение угроз военной безопасности России. В ближайшей и среднесрочной перспективе — курс, который проводит сегодня администрация США, курс на сохранение мирового лидерства, расширение политического, экономического и военного присутствия в районах традиционного влияния России; реализация планов по дальнейшему расширению НАТО; введение США и НАТО практики применения военно-силовых акций в обход общепризнанных принципов и норм международного права. Это и существующие, а также потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов, прежде всего в непосредственной близости от России. Это и возможность подрыва стратегической стабильности России в результате нарушения некоторыми государствами международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, качественного и количественного наращивания ими военной мощи. Кроме того, распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения; поставка новейших технологий военного производства в сочетании с попытками отдельных государств, террористических организаций и групп реализовать при их помощи свои военные и политические устремления. Здесь же и территориальные притязания к Российской Федерации; борьба за доступ к энергетическим ресурсам; противоправные действия националистических и сепаратистских организаций; ведение враждебной по отношению к Российской Федерации информационной деятельности.
Россия в новых условиях
По мнению начальника Генерального штаба, для ответа на вопрос о реальных путях обеспечения военной безопасности России в новых условиях необходимо определить цели национальной военной политики с точки зрения отражения угроз, классифицируемых как наиболее вероятные, наиболее опасные. Разработать четкую, понятную, а главное — реализуемую модель реакции на эти угрозы, на их возможные последствия, ибо без этой модели мы не определим оптимальные силы и средства, необходимые для их нейтрализации. Создать потенциал, обеспечивающий достижение целей с минимальным задействованием Вооруженных Сил, гарантирующий всестороннюю совместную, а не раздельную подготовку видов и родов войск Вооруженных Сил. Жестко и прагматично отстаивать интересы России через заключение международных договоров. Активно участвовать в формировании международных правовых норм и законов. Отстаивать интересы России во всех международных организациях. Формировать выгодное для Российской Федерации геостратегическое положение путем создания союзов, коалиций, систем коллективной безопасности. Развивать экономические возможности государства, военно-промышленного комплекса как необходимое условие повышения военного потенциала и военной мощи государства. Как отметил генерал армии Юрий Балуевский, мирные средства обеспечения военной безопасности могут быть эффективными лишь в том случае, если они подкреплены и опираются на военную мощь. Военную мощь, достаточную для защиты страны и ее жизненно важных интересов. В этой связи содержание и направленность и, что особо важно, реализуемость Военной доктрины Российской Федерации приобретает в современных условиях особое значение.
Нужны ответы на вопросы
С учетом названных тенденций и закономерностей Военная доктрина, по словам Юрия Балуевского, должна соответствовать и отвечать ряду условий. Во-первых, она должна быть инструментом укрепления национальной и международной безопасности, а также иметь открытый характер. Во-вторых, она должна основываться на концепции национальной безопасности. Третье. Формирование положений Военной доктрины должно осуществляться на основе комплексного подхода оценки приоритетов национальных интересов, национального законодательства при учете и соблюдении общепринятых международных принципов и норм. Еще одно условие — Военная доктрина должна определять источники, степень и масштабы военных угроз, а также принципиальные подходы к их нейтрализации. И, наконец, она должна соответствовать складывающейся в мире ситуации, основным ее тенденциям и экономическим возможностям страны, эффективно сочетать мирные и военные средства. В итоге содержание Военной доктрины должно, с одной стороны, способствовать развитию наметившихся положительных тенденций в условиях обеспечения военной безопасности, а с другой стороны, обеспечить нейтрализацию существующих и потенциальных угроз.
Также Военная доктрина должна ответить на следующие вопросы, а именно: каково отношение государства к проблеме войны и мира? Считает ли государство войну приемлемым средством продолжения политики? Какими путями и способами решать проблему предотвращения войны, обеспечения безопасности и укрепления обороноспособности государства? Каковы источники военной опасности, уровень непосредственных военных угроз? Какие цели и задачи могут стоять перед государством и его военной организацией в обеспечении военной безопасности с учетом существующих и потенциальных угроз? А также ответить на вопросы об основных формах применения Вооруженных Сил и других войск, о требованиях, предъявляемых к системе государственного и военного управления в обеспечении военной безопасности. Как осуществлять подготовку страны к обороне и возможному применению всех компонентов военной организации как в политической, экономической, финансовой, идеологической, так и в других сферах?
Важнейшая задача государства
По мнению руководства Генерального штаба ВС РФ, центральной идеей Военной доктрины сегодня становится формирование и реализация единой государственной политики в военной сфере, консолидация усилий государственной власти, общественных организаций и граждан для решения задач в области обеспечения военной безопасности, задач, подкрепленных интенсивным использованием совокупного потенциала военной организации государства. Военная доктрина должна быть ориентирована на обеспечение военной безопасности при интенсивном использовании дипломатических, международно-правовых, информационных, экономических и иных сфер невоенного характера, направленных страной на предотвращение войн и вооруженных конфликтов. А с другой стороны — на защиту жизненно важных интересов общества всеми имеющимися в распоряжении государства средствами, в том числе с привлечением военной сферы.
Формирование новой редакции Военной доктрины является важнейшей государственной задачей, в решении которой должны принять участие все федеральные органы исполнительной и законодательной власти. При этом нельзя разбивать ответственность между министерствами и ведомствами в ходе работы над проектом Военной доктрины. По мнению Министерства обороны, Генерального штаба, руководство и координация действий всех министерств и ведомств по сведению текста ее новой редакции к единому знаменателю должны осуществляться под эгидой единой структуры.
С большим интересов участники конференции выслушали мнение о необходимости, принципах и концептуальных подходах к формированию новой редакции Военной доктрины России советника Президента РФ по вопросам военно-технической политики и развития оборонно-промыщленного комплекса Александра Бурутина. Обращаясь к собравшимся, он раскрыл особенности военно-технической политики государства на современном этапе, а также высказал свое принципиальное согласие с мнением Министерства обороны, Генерального штаба, Военной академии наук по основным положениям будущей Военной доктрины, акцентировав при этом внимание на своевременности постановки данного вопроса и необходимости обсуждения ее концепции всеми федеральными органами власти.
Также в ходе военно-научной конференции выступили зампредседателя Комитета Госдумы по безопасности генерал армии Анатолий Куликов, начальник Главного штаба ВВС генерал-полковник Борис Чельцов, начальник Главного штаба ВМФ адмирал Михаил Абрамов, заместитель главнокомандующего Внутренними войсками МВД России генерал-полковник Валерий Баранов, другие военачальники и военные ученые.
http://www.redstar.ru/2007/01/2301/204.html