Русская линия
Красная звездаСвященник Владимир Александров17.01.2007 

Курс — на океанические просторы
К 100-летию со дня рождения М. В. Егорова

Имя Михаила Васильевича Егорова, 100-летие со дня рождения которого отмечается завтра, связано с целой эпохой в отечественном судостроении. С его участием флот из морского превратился в океанский и ракетно-ядерный.
Он родился 17 января 1907 года в Гатчине в семье рабочего. В 1930 году окончил Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского и был назначен на Балтийский флот инженером-механиком на линкор «Октябрьская революция». Вскоре он переводится старшим инженером опытового судостроительного бассейна, затем шесть лет, вплоть до 1938 года, служил в НИИ военного кораблестроения в Ленинграде. В 1939 году с должности начальника отдела ходовых качеств кораблей ЦНИИ-45 был прикомандирован к Наркомату судостроительной промышленности (НКСП) СССР с оставлением в кадрах ВМФ.
В дальнейшем его жизнь связана с Москвой, где Егоров прошел путь от начальника 13-го Главного управления НКСП до министра судостроительной промышленности СССР. На этом посту он работал с 1976 по январь 1984 года. На военной и государственной службе Михаил Васильевич зарекомендовал себя как крупный специалист, обладающий широким кругозором, выдающимися организаторскими способностями и принципиальностью, что снискало ему уважение и высокий авторитет среди судостроителей.
Во время службы в опытовом бассейне, НИИ военного кораблестроения и ЦНИИ-45 им лично и под его руководством были испытаны и получили заключения о мореходных качествах реализованные и нереализованные модели проектов надводных кораблей и подводных лодок, торговых и промышленных судов. Научно-исследовательские работы, проведенные Егоровым и его сотрудниками, позволили выбрать оптимальные проекты кораблей и судов для военного и торгового флотов.
В годы Великой Отечественной войны в должности главного инженера — заместителя начальника 5-го Главного управления НКСП Егоров руководил развертыванием конструкторских бюро на новых местах, восстановлением и довооружением кораблей ВМФ.
В послевоенный период Михаил Васильевич, используя ранее приобретенные в Ленинграде теоретические знания и практический опыт, стал активным участником начавшейся в судостроении и на флоте научно-технической революции. Когда высшее политическое и военное руководство вело поиск Морской доктрины, определяло целесообразный состав флота и принципы его использования, Егоров смог наладить конструктивное взаимодействие между военными моряками и судостроителями по реализации масштабных планов главнокомандующего ВМФ. Речь шла о создании морского и океанского флота, способного противодействовать ВМС НАТО. Карибский кризис 1962—1963 годов подтвердил правильность этого курса.
На заключительном этапе решения задачи превращения флота в океанский и ракетно-ядерный Михаил Васильевич становится министром судостроительной промышленности СССР. В этот период был построен самый мощный в истории страны корабль — тяжелый авианесущий крейсер «Баку» и заложен другой, подобный ему, «Адмирал флота Советского Союза Н. Г. Кузнецов». Со стапелей были спущены и вошли в состав ВМФ стратегические подводные лодки проектов 677 БД, БДР, БДРМ и 941, а также ПЛ, вооруженные крылатыми ракетами и ракето-торпедами с подводным стартом — проекты 945, 685, 671РТМ и др., в т. ч. и новейшая неядерная подводная лодка проекта 877.
Надводный флот усилился первыми атомными ракетными крейсерами проекта 1144, ракетными крейсерами проекта 1164, эскадренными миноносцами проектов 956 и 1155, началось строительство новейших сторожевых кораблей и кораблей с динамическими принципами поддержания.
От военного судостроения в бытность министром М. Егорова не отставало и транспортное. К середине 80-х годов ХХ века по своему тоннажу торговый флот Советского Союза вышел на третье место в мире. Был создан многочисленный морской и океанский промысловый флот, а отечественная наука впервые в истории получила в свое распоряжение целый отряд научно-исследовательских судов.
Во время деятельности Михаила Васильевича на различных административных должностях в судостроении и на посту министра военный флот страны достиг главной цели — военно-стратегического паритета с ведущими странами Запада в морских вооружениях, а промышленно-техническая база судостроения вышла на передовые позиции в мире. Ценой невероятных усилий, порой в ущерб благосостоянию народа, судостроительная промышленность под руководством М. В. Егорова превратилась в мощный комплекс, состоящий из научно-исследовательских и проектных организаций, судостроительных предприятий, способных создавать любые типы кораблей. В 1964 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он награжден 15 орденами, в т. ч. шестью орденами Ленина.
Будучи на пенсии, Михаил Васильевич живо интересовался состоянием судостроительной промышленности, передавал сослуживцам свой богатый жизненный и служебный опыт, глубоко переживал распад страны и стагнацию судостроения.
Михаил Васильевич Егоров прожил долгую жизнь (он ушел от нас 27 мая 2000 года), сумев на практике доказать силу знаний в сочетании с убежденностью и целеустремленностью. Исходя из научного предвидения будущего он оставил громадный опыт организации судостроения. Все, кто работал под руководством Михаила Васильевича, в том числе и автор этих строк, получили от него творческий и практический потенциал, который и сегодня помогает развивать отечественное судостроение. Это лучшая память об этом выдающемся человеке.

http://www.redstar.ru/2007/01/1701/103.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика