Русская линия
Русская линия Александр Бадялов14.08.2003 

Неизвестная Россика в Библиотеке Конгресса США
Памяти Т.К.Перминова

Не только американские, но и ученые всего мира пользуются уникальной по богатству и разнообразию Россикой в Библиотеке Конгресса США. Исследователи работают с редчайшими изданиями из знаменитой коллекции купца, библиофила и мецената Г. В.Юдина. Библиотека Конгресса обладает также и таким сокровищем как собрание книг императора Николая II и его семейства. Бесценным научным источником является коллекция черно-белых и цветных фотографий С.М. Прокудина-Горского (она содержит тысячи единиц хранения, большинство из которых никогда не публиковались). История создания этой коллекции также связана с именем Николая II. Будучи сам талантливым фотографом, царь стал идейным вдохновителем небывалого проекта. Он стал душой группы энтузиастов во главе с профессиональным фотографом С.М.Прокудиным-Горским. Государь субсидировал приобретение оборудования, организацию и проведение нескольких экспедиций, в результате чего была создана не имеющая аналогов фото-энциклопедия жизни России начала XX века. Географически и тематически громадная Российская Империя была представлена во всем своем многообразии: Европа и Азия; Природа, Общество, Экономика, Искусство, Религия.

Успенский собор в г. Хельсинки, Финляндия. Архитектор А.М.Горностаев, 1868.Большая часть материалов, имеющих отношение к истории и культуре России, прошла научную обработку и включена в электронный компьютеризированный каталог Библиотеки Конгресса. Технические усовершенствования играют, конечно, немалую роль для удобства пользователей, однако не гарантируют от серьезных ошибок. Так, например, в электронном каталоге можно увидеть прекрасную старинную фотографию, на которой заснят величественный православный храм. Сопровождающая эту фотографию аннотация гласит, что это церковь в Ченстохове. Это не так. Перед нами Успенский собор в столице Великого Княжества Финляндского — Хельсинки. Он был построен в 1868 г. по проекту выдающегося русского зодчего А.М. Горностаева. На рассматриваемой фотографии сохранилась полустёртая подпись на двух языка, по-русски и по-французски: Гельсингфорсъ. Новый собор. Почему составлявшие аннотацию сотрудники написали в ней вместо Хельсинки Ченстохов неизвестно.

До сих пор Успенский собор в столице Финляндии остается самым большим Православным храмом Европы (вне России). Как архитектурный памятник он играет роль одной из главных композиционно-эстетических доминант в городском ландшафте. Но и в его судьбе не обошлось без утрат: построенная при соборе в 1913 г. так называемая «Часовня Мира» была уничтожена в результате вандализма в 1919 г.

Данная фотография, — великолепное произведение фотографического искусства в жанре архитектурного пейзажа, — имеет также особую историко-документальную ценность, так как показывает каким был Успенский собор и его окружение вскоре после завершения строительства. Например, на фото шатер и вся кровля светлого цвета, а сегодня (А.Б.: конец XX в.) темно-коричневые. Очень сильно изменилось окружение. Вокруг храма на гранитных скалах выросли деревья, а все пространство справа заняло тяжеловесное здание фирмы «Энсо-Гутцайт», построенное по проекту финского мастера А. Аалто в 1962 г. Этим был искажен панорамный вид на собор со стороны гавани.

Прискорбным свидетельством забвения и показателем неизученности русского архитектурного наследия зарубежом может служить, например, следующее. В Библиотеке Конгресса США хранится прекрасная старая цветная фотография с изображением русского православного храма. Атрибуция гласит, что это собор Александра Невского в Варшаве. В фундаментальной «Православной Энциклопедии», издающейся теперь в России трудом целого научного института, в качестве иллюстрации к статье об этом же соборе помещена современная цветная фотография с подписью, что это собор Св. кн. Александра Невского в Варшаве. Но, к сожалению, ни в первом, ни во втором случае нельзя верить своим глазам. На фотографиях изображены два разных храма, ни один из которых не является собором Св. кн. Александра Невского в Варшаве.

В течение XX в. были уничтожены многие великолепные произведения искусства. В результате национал-шовинистической истерии польское правительство спланировало и методически провело многолетнюю акцию по уничтожению собора Св. кн. Александра Невского в Варшаве.Памятник Александру II Освободителю в г. Ченстохове, Польша (уничтожен). Католический экстремизм и культурный терроризм повинны также в уничтожении памятника Александру II Освободителю в Ченстохове, где хранится равнопочитаемая и католиками, и православными византийская чудотворная икона Божией Матери. Трудно переоценить историко-документальную ценность уникальной фотографии с изображением этого памятника из коллекции Библиотеки Конгресса. Эта фотография никогда не публиковалась и абсолютно неизвестна ни историкам, ни искусствоведам.

Истребление русского культурного наследия и осквернение православных духовных святынь в Польше и других странах навсегда останется страшным позорным пятном в трагической истории человечества. Святотатства польских демократов в Европе вторили неисчислимым кровавым злодеяниям коммунистов-интернационалистов в России (на территории СССР). За всю свою многотысячелетнюю историю человечество не видело ничего ниже и отвратительнее этого. Не было преступлений более диких, безумных и жестоких, чем преступления XX века.

Станция города Нижнеудинск в Восточной Сибири.Редчайшей является фотография, сделанная на станции Нижнеудинск в Восточной Сибири. Этот старинный город был основан первопроходцами. Через него проходил Великий Сибирский Тракт. Город имел большое культурное, торговое и транспортное значение. В начале XX в. он стал важной узловой станцией Восточно-Сибирской железной пороги. На снимке группа военных, рабочих и ж/д чиновников позирует перед главным зданием железнодорожного вокзала, сохранившимся без изменений и при советской власти. Сделанная в начале XX в. фотография — великолепный групповой портрет.

Это портрет социальных типов, художественно-психологический портрет различных характеров русского человека и его возрастов (замечательна фигурка мальчика, который как бы еще только вступает и в кадр, и в жизнь). Благодаря плакату над группой, фотография становится идейно-философским и политическим портретом. Не применяя каких-либо специальных технических приемов или композиционно-художественных ухищрений, автор достигает потрясающей символической обобщенности и образно-смысловой полноты. Простая черно-белая фотография становится и одухотворенным произведением искусства, и историческим свидетельством, — документом эпохи.

Совсем недалеко от того места, где была сделана эта фотография, находится церковь Вознесения Господня, — главный храм города Нижнеудинска и одна из старейших церквей Сибири. Другим культурно-историческим и природным памятником является кладбище и Вознесенская гора над рекой Удой.

Неизвестная Россика в Библиотеке Конгресса США содержит древние рукописи на церковно-славянском языке, карты, планы, редчайшие печатные издания, книги, фотографии, плакаты, гравюры, рисунки, большая часть которых никогда не публиковалась. Более того, долгие годы значительная часть этих бесценных материалов оставалась необработанной и недоступной для исследователей.

Особые трудности испытывают работники библиотеки при атрибуции старых фотографий. Автору настоящей публикации посчастливилось оказать профессиональную помощь сотрудникам Отдела редких книг и фотографий и атрибутировать ряд неизвестных фотографий XIX — начала XX вв. из так называемой Киртланд Коллекции.

Псков. Вид на Кремль с торговой площади, к.ХIХ-н.ХХ вв.Целый ряд фотографий оказался посвященным Пскову. Здесь и бытовые зарисовки, и уличные сценки, городские пейзажи, виды Псковского кремля. Многие фотографии отмечены незаурядным мастерством. Но не только высокий художественный профессионализм определяет их ценность. Эти фотографии могли бы также стать чрезвычайно полезным иконографическим материалом для современных псковских архитекторов, занимающихся проблемами реставрации и регенерации исторической среды в древнем городе на реке Великой.

К сожалению, имя талантливого создателя псковской фотосюиты, наверное, навсегда останется неизвестным, также как и то, каким образом все это богатство оказалось в руках дельца по фамилии Киртланд, продавшего свою коллекцию Библиотеке Конгресса.

Псков. СтранникВ той же Киртланд Коллекции находятся две чудесные фотографии, которые моментально притягивают к себе внимание. Эти удивительные шедевры фотоискусства неизвестно где, кем и когда созданные, были главной загадкой для обрабатывавших Киртланд Коллекцию специалистов в течение долгих лет.

Судя по одежде, на фотографии сняты простые русские люди — богомольцы и время действия, — конец XIX — начало XX веков. Но место действия? Ключ к решению загадки дает играющий роль смыслового и эмоционально-психологического подтекста и объединяющий все происходящее на обеих фотографиях архитектурный фон.

Богомольный люд снят в Московском Кремле, у главного входа в Чудов монастырь со стороны Царской площади. На одной из фотографий справа виден Николаевский дворец, примыкавший к монастырю и вместе с ним уничтоженный. (Памятное место, связанное с жизнью вел. кн. Сергея Александровича и Святой вел. кн. Елизаветы Федоровны.)Чудов монастырь в Московском кремле. На паперти. (Уничтожен).

На фото удлиненного горизонтального формата сцена отдыха паломников представлена эпически. На верху лестницы как библейский патриарх восседает могучий старец с окладистой бородой. Фигура молодого мужчины у его ног как бы олицетворяет сыновнюю преданность, а народная стихия, сейчас спокойная, представлена широко и живописно раскинувшейся по ступеням группой. Все вместе своей патетической театральной красотой напоминает сцены из опер Мусоргского. Зритель улавливает тончайшие нюансы чувств и настроений действующих лиц и как бы слышит отдельные неповторимые голоса в общем симфоническом хоре.

На фото вертикального формата — сцена совсем иного характера. Это тоже сцена народной жизни, но камерная, лирико-драматическая. Героев меньше, они даны крупным планом с выразительными лицами, жестами и в движении. Фотография композиционно безупречна, а по силе психологизма и философской глубине это запечатленное мгновение из реальном жизни может восприниматься как иллюстрация из Достоевского.

Чудов монастырь в Московском кремле. Богомольцы. (Уничтожен).Чудов монастырь, это культурное средоточие, национально-исторический памятник и духовный светоч Русского Православия пережил века невиданных потрясений. Он не был разрушен ни поляками, ни шведами, ни французами, ни немцами, ни католиками, ни протестантами, ни фашистами, но не устоял перед интернационально-демократическими атеистами.

Несколько лет назад, в ходе ремонтных работ на месте бывшего Чудова монастыря произошло чудо, — была обретена гробница великого князя Сергея Александровича, убитого здесь же в Кремле революционным террористом. Совпавшие по времени эти два события, — нахождение считавшейся уничтоженной гробницы и открытие неизвестных фотографий, по-видимому, имеют единый духовно-символический смысл.

Несомненно, что возвращающиеся из небытия духовные реликвии, памятники культуры, произведения искусства и исторические документа будут иметь огромное значение для многих современных проектов. Например, материалы Россики из Библиотеки Конгресса США могут быть с успехом использованы в работе над проектом научной комплексной реставрации Московского Кремля, абсолютная необходимость которой теперь признается вместе с Церковью научной общественностью, светскими культурными организациями и уважаемыми государственными деятелями.

http://rusk.ru/st.php?idar=4228

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика