С НАЧАЛА 90-х годов прошлого века из Вооруженных Сил увольнялись в запас тысячи лейтенантов. Причем армию покидали как выпускники военных вузов, только что получившие дипломы об их окончании, так и те из молодых офицеров, кто уже послужил в войсках. Никто не знал, как этот процесс остановить, вернее, знать-то знали, но на волне катастрофической инфляции, падения промышленного производства и деградации многих общественных ценностей государство в то время было не в состоянии обеспечить достойный жизненный уровень молодым офицерам и их семьям.
В высших военных эшелонах стали принимать меры, чтобы поправить ситуацию. Например, некомплект кадровых офицеров в частях решили восполнить выпускниками военных кафедр гражданских вузов. Но бывшие студенты, выслужив положенный срок, в подавляющем большинстве увольнялись в запас.
Чтобы восполнить некомплект офицеров в звене взвод — рота, в Министерстве обороны приняли решение о создании курсов по подготовке младших офицеров для Сухопутных войск. По этому поводу было немало дискуссий, в которых главный вопрос всегда звучал так: можно ли за столь короткое время — 10 месяцев подготовить командира взвода? Известно, что в военных вузах на это уходит 4−5 лет.
— Конечно, нереально в столь короткие сроки привить молодому человеку все те качества, которыми должен обладать офицер в общепринятом для нас понимании, — говорит начальник 34-х курсов по подготовке младших офицеров в г. Чите полковник Петр Белобородов. — Учебный процесс строим таким образом, чтобы формировать у будущих офицеров командные и методические навыки, основы которых закладываются на занятиях при командовании отделением (экипажем, расчетом), взводом и ротой. Эти навыки также формируются при решении ситуационных задач, характерных для боевой и повседневной деятельности. Эти навыки курсанты получают в ходе занятий по предметам боевой подготовки, при несении внутренней, гарнизонной и караульной служб.
Желающих поступить на 34-е курсы немало. В основном людей сюда направляют военкоматы, около 50 процентов абитуриентов из войск — это наиболее подготовленные в профессиональном отношении военнослужащие, положительно характеризующиеся по службе.
Однако далеко не все из тех, кто стал курсантом, выдерживают напряженный забайкальский ритм учебы и в итоге получают погоны младшего лейтенанта. Особенно большой отсев обучаемых был в первые два-три года, когда курсы были только созданы. Тогда многих курсантов по различным причинам, главным образом, из-за личной недисциплинированности, отчисляли. Например, в 1998 году из 335 человек, поступивших на курсы, 87 отчислили. В 2000 году из 387 курсантов, зачисленных для обучения, к выпуску остались только 300.
— В последние два-три года отбор кандидатов на учебу значительно лучше, но военкоматы по-прежнему недорабатывают, — с огорчением замечает заместитель начальника курсов по воспитательной работе полковник Валерий Неверов. — По статистике, наибольшее количество отчисленных курсантов пришли к нам как раз по направлению военкоматов.
— Итак, главный вопрос — качество профессиональной подготовки на курсах, — наконец-то берется отвечать на основной вопрос полковник Белобородов и предлагает: — Для сравнительной характеристики возьмем питомцев военных кафедр гражданских вузов, где также выпускают командиров взводов с присвоением им воинского звания лейтенант запаса. На военной кафедре на изучение военных дисциплин отводится 596 часов, у нас же — 1.480. Вторая особенность, на которую прошу обратить внимание: к нам имеют право поступать только абитуриенты, имеющие среднее техническое, незаконченное высшее и высшее образование. То есть эти молодые люди уже имеют как общее среднее образование, так и среднее техническое, которое получили по окончании техникумов или колледжей. Общеобразовательная подготовка позволяет им успешно усваивать нашу программу, в основном ориентированную на изучение военных дисциплин. Третья особенность — все наши обучаемые отслужили по призыву, а это значит, что они уже имеют определенные военно-профессиональные навыки. Им не нужно привыкать к армейскому укладу жизни, повседневной служебной деятельности, они на практике давно освоили действия солдата в основных видах общевойскового боя, и большинство из них прошли ротные, батальонные, полковые и бригадные тактические учения с боевой стрельбой. Четвертая особенность — многие из наших курсантов имеют боевой опыт, так как воевали в «горячих точках». За проявленную храбрость и героизм около тридцати из них награждены орденами Мужества, а двое имеют по два таких ордена.
Аналогичное сравнение полковник Белобородов провел и с военными училищами:
— Недавно я вернулся с учебного сбора, который проводился в Московском высшем военном командном училище. Знаю о процессе обучения в Новосибирском ВВКУ. Я анализировал, сколько часов отводится курсантам командных вузов на освоение военных дисциплин. Да, в военных училищах больше этих часов, так и должно быть. Но в училища поступают в основном после школы, и эти 18-летние ребята не имеют опыта службы, военно-профессиональных навыков. Армия для них начинается фактически с нуля, чего не скажешь о наших курсантах.
КТО УЧИТ в Чите будущих младших лейтенантов? В основном это офицеры, прошедшие за годы службы как минимум должность командира батальона, 7 из них имеют боевой опыт. В свою очередь, преподаватели проходят курсы подготовки и повышения квалификации при военных академиях.
По словам полковника Белобородова, хорошая учебная материально-техническая база позволяет преподавателям качественно проводить занятия. Так, в учебном корпусе по каждой специальности имеется по три-четыре класса. Полевую и тренажерную базу предоставляет окружной учебный центр Песчанка. Во время учебных сборов зенитных ракетных подразделений и частей округа взвод ПВО 34-х курсов выезжает на полигон Цугол. В учебных целях будущих младших лейтенантов систематически привлекают на различные тактические учения с боевой стрельбой, которые проводятся на окружном полигоне. Там можно подучиться методике, организации общевойскового боя, тактике и управлению подразделениями в сложной динамичной обстановке. Ведь эту самую тактику курсанты познают до батальона включительно.
Каждый месяц с обучаемыми проводят контрольные занятия, а в конце полугодий они сдают зачеты. Накануне аттестации курсанты держат экзамены по вождению техники, физической подготовке, военному праву, военной психологии и педагогике, организации и методике воспитательной работы. Аттестационные экзамены принимают офицеры управлений СибВО. При этом аттестационную комиссию возглавляет заместитель командующего войсками округа. Три экзамена аттестационных — тактика (или тактико-специальная подготовка в зависимости от воинской специальности), огневая подготовка, устройство, эксплуатация и ремонт материальной части техники и вооружения — позволяют объективно оценить общий уровень подготовки выпускников.
В ОБЩЕПРИНЯТОМ понимании, в идеале, офицер — это не только носитель военных знаний и навыков, но и человек с хорошим общим образованием. И за 10 месяцев учебы, как заметил полковник Белобородов, невозможно дать обучаемым гуманитарные знания в объеме военного вуза. Хотя и в этой области на курсах есть свои энтузиасты и новаторы.
ОДНАКО послушаем мнения из войск. Как в штабах и частях оценивают профессионализм и морально-деловые качества выпускников 34-х офицерских курсов? Согласитесь, эти мнения наиболее ценны и весомы, поскольку именно практическое выполнение служебных обязанностей может говорить о качестве отбора на 34-е курсы и качестве обучения там. Чтобы автора этих строк не обвинили в субъективизме, пристрастии, я встретился со многими должностными лицами одной из мотострелковых дивизий СибВО и попросил их дать общую оценку уровню морально-деловых качеств, морально-психологической и профессиональной подготовки выпускников 34-х курсов. Послушаем эти мнения.
Начальник штаба дивизии полковник Александр Слинкин:
— Открытие этих курсов не решило проблемы дефицита младших офицеров в подразделениях и частях на должности командиров взводов. Потому что там готовят плохие кадры. Из общей массы выпускников процентов тридцать, не более, подготовлены на слабенькую «троечку». Остальные — люди случайные в армии. У них нет ни военных знаний, ни профессиональных навыков и, как следствие, необходимой методической подготовки для обучения подчиненных. И что самое печальное, у этих младших лейтенантов нет желания пополнить эти знания и навыки, нет нацеленности на службу, стремления стать профессионалами в военном деле.
Начальник отделения кадров дивизии подполковник Павел Садчиков:
— Предлагаю рассмотреть данные по выпускникам 34-курсов, начиная с выпуска 2004 года. Два года — это как раз время, необходимое офицеру для становления и утверждения на службе.
Итак, в 2004 году к нам в дивизию прибыли 15 младших лейтенантов — выпускников 34-х курсов. Из них остались служить лейтенанты Виктор Речинский, Виталий Лисанов, Сергей Горбунов и Вадим Хасанов. Лисанов был командиром танкового взвода и сейчас назначен заместителем командира роты хранения и обслуживания военной техники по воспитательной работе. Командир гранатометного взвода мотострелкового батальона лейтенант Речинский характеризуется по службе отрицательно и злоупотребляет спиртным. Шесть выпускников не захотели продолжить военную службу и уволились из Вооруженных Сил по истечении срока контракта. За систематические невыходы на службу, нарушение условий контракта уволены из Вооруженных Сил еще пять. В отношении младшего лейтенанта Гордиенко было возбуждено уголовное дело, он осужден и приговорен к условной мере наказания. В производстве гарнизонной военной прокуратуры также находится уголовное дело в отношении младшего лейтенанта Алексея Филимонова.
Из 15 выпускников 2004 года достойно служат лишь командир роты связи лейтенант Горбунов и командир противотанковой батареи лейтенант Хасанов.
В прошлом году к нам в соединение прибыли пять младших лейтенантов. Командир взвода связи лейтенант Дмитрий Овчинников был осужден военным судом, на него наложен штраф, и он уволен из-за несоблюдения условий контракта. Не ходил на службу.
Командир мотострелкового полка постоянной готовности полковник Олег Цоков:
— Согласен с оценкой начальника штаба дивизии. Лишь процентов тридцать выпускников курсов младших лейтенантов соответствуют должностному предназначению, остальные с самого начала — нет. Нужно более качественно проводить отбор на эти курсы. Если у человека отсутствуют хорошие морально-деловые качества, то все усилия, направленные на его профессиональную подготовку, тщетны.
КАК вы заметили, разные, подчас противоположные высказывания о профессиональной подготовке выпускников 34-х курсов у тех, кто обучает и воспитывает потенциальных младших лейтенантов, и у их сегодняшних командиров и начальников.
Думаю, все мы будем едины в том, что Ванька-взводный нам вряд ли нужен. Нужен офицер, соответствующий своему высокому званию и призванию.
http://www.redstar.ru/2007/01/1601/608.html