Знакомясь с биографией человека или историей воинской части, мы порой особо не задумываемся над прошедшими событиями, не всегда оцениваем их глубоко. Воспринимаем эти страницы, словно какие-то сухие статистические данные. За давностью лет не всегда пропускаем через душу и сердце поистине геройские поступки тех, кто погиб в горах Афганистана или умер из-за воздействия радиации спустя год после полетов над четвертым энергоблоком в Чернобыле.
В музее боевой славы воинской части или у монумента павшим воинам несколько по-иному, чем в обычной ежедневной суете, оцениваешь давние события и сегодняшний день, людей, себя в конце концов. Я думаю, что у этих монументов и памятников, где замерло время и слышно тишину, мы становимся чище и лучше.
Схожие чувства я испытал, когда знакомился с историческим формуляром отдельного боевого вертолетного полка, дислоцированного в одном из гарнизонов Забайкалья. Вдумайтесь в цифры: за не столь уж долгую историю этой части только боевыми орденами награжден 171 авиатор. Из них: 4 — орденом Красного Знамени, Фото автора.86 — Красной Звезды, 57 — «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», 12 — орденом Мужества.
Выполняя правительственные задания, 18 военнослужащих погибли. В ходе контртеррористических операций в Чечне жизнь за Отечество отдали командир эскадрильи Ми-24 майор Долженко Дмитрий Александрович, штурман-летчик эскадрильи Ми-24 капитан Булатов Валерий Азатович, бортовой техник Ми-24 старший лейтенант Ефремов Юрий Леонидович, старший бортовой техник Ми-8 капитан Дорошенко Герман Николаевич, заместитель командира части по воспитательной работе подполковник Тюриков Виктор Иванович, посмертно удостоенный звания Героя Российской Федерации.
* * *
Первая страница истории этой части связана с освоением богатейших месторождений нефти и газа Тюменской области (Мегион, Медвежье и другие). В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР N 169 от 22 января 1966 года «О перевозке грузов для организации Министерства геологии» решением главнокомандующего ВВС из состава части, базирующейся на аэродроме Шаталово Смоленской области, была сформирована эскадрилья на вертолетах Ми-6 для решения задач в условиях Крайнего Севера Тюменской области. 15 февраля 1966 года наземным эшелоном эскадрилья начала перебазирование в г. Салехард. 20 февраля начался перелет воздушного эшелона в составе 9 вертолетов Ми-6.
С 23 февраля 1966 года по 15 марта 1967 года эскадрилья в трудных климатических условиях обеспечивала геологоразведку и становление Западно-Сибирского энергетического района страны.
— При пятидесятиградусном морозе, безориентирной местности, в условиях вечной мерзлоты, сложной метеорологической обстановки экипажи Скиданова, Инина, Горбунова, Ильченко, Богуша, Власенко доставляли все необходимое на важнейшую стройку Советского Союза, — рассказывает заместитель командира полка по воспитательной работе подполковник Игорь Ефименко и показывает выписку из акта совместной работы войсковой части и Тюменского управления Министерства геологии РСФСР:
«…По обеспечению буровых работ на отдельных точках и ликвидации пожаров на месторождениях нефти и газа личный состав части за 12 месяцев и 21 день выполнил 3.901 полет. Общий налет составил 3.991 час, в том числе в сложных метеоусловиях — 756 часов. На отдаленные буровые установки перевезено крупногабаритных грузов (трубы большого диаметра, емкости с топливом, трактора, буровое оборудование, машины) 11.597 тонн, из них на внешней подвеске — 9.308 тонн. Кроме этого, перевезены 7.530 рабочих и служащих в отдаленные точки».
17 октября 1967 года эскадрилья была переформирована в отдельную вертолетную эскадрилью, а чуть раньше, в июле того же года, передислоцирована из Салехарда в Нерчинск.
По приказу главнокомандующего ВВС от 29 января 1968 года на базе ОВЭ был сформирован отдельный вертолетный полк. Спустя девять месяцев ему вручили Боевое знамя. В 1968 — 1970 гг. полк был оснащен вертолетами Ми-4, Ми-6 и Ми-8. С 1981 года сюда стала поступать новая техника — боевые вертолеты Ми-24 и транспортно-боевые Ми-8 МТ.
В период событий на острове Даманском экипажи совершали боевые вылеты по охране и ведению разведки в зоне государственной границы, позже участвовали в обеспечении космических полетов.
— Однажды генеральный конструктор вертолетов Миль поощрил майора Горбунова за выполнение специального задания по эвакуации экипажа космического корабля в трудных условиях, — говорит подполковник Ефименко. — Об этом можно было бы снять фильм.
Впечатляют афганские страницы. Военными летчиками уничтожено 29 караванов с оружием, 62 опорных пункта ПВО противника, 112 автомашин. Перевезены 56.000 тонн грузов, из них 28.000 тонн боеприпасов, 12.000 тонн топлива, 14.000 человек личного состава, 16.000 тонн прочих грузов.
На афганской земле погибли подполковник В. Неверов, капитаны А. Коренёв, Г. Пожарищенский, В. Епифанов, В. Пономаренко, старшие лейтенанты Н. Ешмеков, Н. Литаев, А. Кауркин, лейтенант М. Могуев, прапорщики И. Бондарь и А. Финюков.
Когда произошла авария на Чернобыльской АЭС, четыре экипажа Ми-6 во главе с подполковником Н. Вилковым незамедлительно вылетели в район катастрофы. В условиях повышенной радиации группа налетала более 100 часов, перевезла свыше 100 тонн грузов.
Вслед за своими товарищами на ликвидацию последствий аварии отправились экипажи капитана В. Николаева, майора Н. Астафьева… В ходе выполнения одного из заданий трагически погиб экипаж вертолета Ми-8 в составе капитана В. Воробьёва и старшего лейтенанта В. Юнгкинда.
С первого дня пребывания на забайкальской земле личный состав полка постоянно оказывал помощь населению в период наводнений, при уборке урожая. И в настоящее время вертолетчики доставляют по назначению различные грузы, перевозят больных в госпитали и больницы, как и прежде, осуществляют бомбардировку ледяных заторов, участвуют в тушении пожаров. Два экипажа круглосуточно несут боевое дежурство и поисково-спасательную службу.
В разные годы в соответствии с международными соглашениями авиаторы решали специальные задачи в Анголе, Мозамбике, Эфиопии и Сьерра-Леоне.
В 1995, 2000 и 2001 годах при проведении контртеррористических операций в Чеченской Республике экипажи Ми-8 и Ми-24 осуществляли боевые вылеты, связанные с высадкой десантов, огневой поддержкой войск и разведкой с воздуха, поисково-спасательными работами, эвакуацией раненых, доставкой продовольствия и различных грузов.
Как сегодня живется личному составу прославленного полка, которым командует полковник Николай Салмыксов? К сожалению, с самим Николаем Сергеевичем не довелось встретиться, он в это время был в отпуске.
— По плану боевой подготовки проводятся учебно-тренировочные полеты, — рассказывал временно исполняющий обязанности командира полка подполковник Юрий Полиенко. — Особое внимание уделяем молодым офицерам, их подготовке к боевым действиям в «горячих точках». Занимаемся перевозками руководящего состава объединения и округа, взаимодействуем с сухопутными подразделениями и частями в динамике тактических учений, в том числе с боевой стрельбой. В этом году несколько экипажей привлекались на командно-штабное учение, в котором участвовали два объединения войск ВВС и ПВО Сибири и Забайкалья. Летчики успешно выполнили на полигоне несколько огневых задач.
В полку проводятся и свои учения — летно-тактические. В летнем периоде таких было два. Одно — с боевой стрельбой, в ходе второго экипажи в основном решали транспортные задачи — доставляли в указанные районы грузы и десантные подразделения.
В числе мероприятий боевой подготовки летнего периода — пуски управляемых ракет класса «воздух-земля», сбор авиационных наводчиков, командиров звеньев и командиров эскадрилий как в полку, так и в масштабе объединения. Словом, полк живет плановой боевой учебой и на нее, как и полагается, уходит основное время. Часть укомплектована летным, инженерно-техническим составом и обслуживающим персоналом почти на 100 процентов. Это позволяет привлекать к боевой подготовке большое количество офицеров, а когда необходимо отправить экипажи в «горячие точки» или для выполнения миротворческих миссий в рамках ООН в другие страны, всегда есть достаточно широкий выбор высококлассных летчиков. Однако, по словам подполковника Полиенко, сегодня лишь треть офицеров готовы выполнять полетные задания в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью. Не слишком ли мало для полка?
— Всему свое время, — говорит Юрий Иванович и поясняет: — Боевая учеба каждого авиатора планируется в начале учебного года сугубо индивидуально в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, налета часов в различных условиях. Например, если у летчика 1-й класс, то ему для поддержания навыков достаточно налетать за год 25−30 часов, а летчику 3-го класса необходимо 50−55 часов. Конечно, мы стремимся, чтобы и летчики 1-го класса имели в активе не менее 50 часов. У нас немало выпускников Сызранского высшего военного авиационного училища — летчиков прошлого и позапрошлого годов. Они подготовлены к выполнению полетных заданий лишь днем в простых метеоусловиях. В 2005 году в часть прибыли шесть лейтенантов, в октябре 2006-го — пять.
При организации полетов учитываются, естественно, особенности местности и климатические условия. Подчиненным полковника Салмыксова приходится летать и в горах, и над степями. Климат резко континентальный, зимой очень холодно, а летом жарко, что существенно влияет на эксплуатацию техники. Вертолетные двигатели теряют мощность как в жару, так и в холод, что во избежание аварий и поломок вынуждает очень бережно эксплуатировать машины, управлять ими с определенными техническими ограничениями. Даже опытным авиаторам решать задачи в таких климатических условиях весьма непросто, что уж говорить о молодежи. Но лейтенантов есть кому учить. Командир полка — летчик-снайпер. 10 авиаторов имеют 1-й класс, в их числе замкомандира полка по воспитательной работе подполковник Игорь Ефименко, командир 1-й эскадрильи подполковник Виктор Куликов, начальник службы безопасности полетов полка майор Виталий Паршин… Молодых авиаторов обучают также опытные воздушные асы — инспекторы-летчики боевой подготовки Управления авиации объединения ВВС и ПВО Сибири и Забайкалья, которым командует генерал-лейтенант Николай Данилов.
— Жаль, что у нас нет своего аэродрома, — вздыхает огорченно подполковник Куликов. — Здесь дислоцированы другие авиационные подразделения и части, причем различных силовых структур Сибирского федерального округа, и все они не могут летать в один день, поэтому приходится делить летную неделю. Хотелось бы и топлива побольше, хотя, что уже радует, его выделяют до 80 процентов от потребностей.
— Когда полк дислоцировался в Нерчинске, там были свои плюсы и минусы, — вспоминает подполковник Игорь Ефименко. — Наша жизнь зависела от своевременного обеспечения военного городка углем, и воду давали два-три раза в день. Но зато все офицеры и прапорщики были обеспечены квартирами, а здесь 70 процентов наших военнослужащих не имеют жилья — ни служебного, ни постоянного.
«Замполит» очень мягко высказался. Многие в части, в том числе с боевыми орденами и медалями, просто бездомные. Они снимают квартиры в городе и расплачиваются за них из собственного кармана. Ведь денежная компенсация за поднаем военнослужащими жилья столь же несерьезна, как и компенсация за продовольственный паек. Думаю, что этими деньгами государство оскорбляет офицеров.
— Когда полк передислоцировали из Нерчинска, части армейской авиации еще находились в подчинении военных округов, — продолжает рассказывать подполковник Ефименко. — Тогда командование СибВО выделило нам 54 квартиры. Со временем нас вновь переподчинили объединениям ВВС и ПВО, и полку, если так можно сказать, опять повезло — в связи с оргштатными мероприятиями некоторые воинские структуры были сокращены, люди увольнялись, уезжали, сдавая жилье, и нам перепало несколько квартир. Семьи многих наших офицеров и прапорщиков проживают в соседнем населенном пункте, где им предоставили квартиры, но эти люди вынуждены ежедневно добираться на службу на электричке, а это 30 километров пути.
Подполковник Ефименко считает, что жилищную проблему в таких полках, как этот, нужно решать, строя общежития. По словам офицера-воспитателя, в каждой части должен быть свой фонд общежитий на определенное количество людей. Идея хорошая, но чтобы что-то построить, разумеется, нужны деньги. А их, как всегда, нет.
— Сегодня в частях объединения ВВС и ПВО, которому наш полк подчиняется, бесквартирных военнослужащих хватает, — говорит Игорь Викторович. — Их немало и в самом штабе объединения. Так что жаловаться не на кого. Бесквартирные офицеры и прапорщики — проблема не полка, а пока всей России. Не в силах помочь нам и местные городские власти. Ведь даже студенческие общежития в городе переоборудованы в малосемейки для преподавателей. Был какой-то период в конце 1990-х годов, когда офицеры, приходя в полк, сначала требовали, что им положено по закону, а уже потом думали о службе. За последние два-три года я не слышал подобных разговоров. Многие из тех, кто дослужился до предельного возраста, получают жилищные сертификаты, добавляют к ним недостающие суммы и покупают квартиры. А затем заключают новые контракты и продолжают службу.
— Стоимость сертификата перекрывает примерно 70 процентов стоимости квартиры, — замечает подполковник Куликов. — Надо еще приплюсовать около трехсот тысяч рублей, чтобы купить двухкомнатную в нашем городе. Это большая сумма для офицера или прапорщика. Кто-то занимает у родственников, кто-то расстается с автомобилем, лишь бы иметь собственное жилье. Люди выкручиваются. Получается, увы, не у всех.
Как это ни странно, в полку тем не менее мало желающих сменить место службы.
— Люди видят, что и в Забайкалье жить можно, и попросту не хотят лишиться квартир, — объясняет подполковник Ефименко. — Ведь на новом месте службы они окажутся последними в очереди на жилье. Медицинское обеспечение у нас хорошее. В городе военная поликлиника, в полку медицинский пункт. Рядом с частью детский сад. Дети постарше учатся в средних школах. В полку есть офицеры, которые отдали Забайкалью по 15−20 лет, но уезжать не хотят. Они и их дети считают Забайкалье малой родиной. Например, 21 год служит в этих краях начальник группы объективного контроля полка майор Махов Сергей.
* * *
В последние годы государством выделены огромные денежные средства на выполнение Федеральной целевой программы по переводу многих соединений и частей Вооруженных Сил на контрактную основу. По всей стране во многих гарнизонах, больших и малых, переоборудуются военные городки, строятся жилые дома и общежития, тысячи молодых людей идут в военные комиссариаты с просьбой направить их служить в контрактные части. Все это, безусловно, вселяет надежду, что в недалеком будущем у России будут качественно новые Вооруженные Силы. Но какие средства выделяются государством на обустройство в отдаленных гарнизонах таких полков, как этот вертолетный? Ведь он в основном давно укомплектован контрактниками — офицерским составом, и мера ответственности людей за эксплуатацию военной техники, выполнение учебных и боевых задач на порядок выше, чем, например, в переводимых на контрактную основу соседних сухопутных частях, не в обиду им это сказано.
Из тех офицеров и прапорщиков полка, кто сегодня здесь служит, 99 участвовали в боевых действиях в Чечне, 20 воевали в Афганистане. Безусловно, люди, среди которых есть и получившие ранения, заслуживают лучшей доли. Нельзя мириться с тем, что им по-прежнему трудно получить или купить квартиру даже в здешних местах. В местах, где в непогоду пыль поднимается до двухсот метров. Она садится, когда утихает буря, на безродную песчаную почву, на сопки. Когда на сопках весной цветет багульник, на душе особенно пустынно. Думаешь: а все ли и всегда помнят, что в уставшей от ветров забайкальской степи несут неусыпную службу люди в погонах. Твои сыновья, Россия!
http://www.redstar.ru/2007/01/1001/301.html