Независимое военное обозрение | Виктор Мясников | 29.12.2006 |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ХЛОПОТЫ
А к 2010 году предполагается создать 40−45 холдингов, что составит 46% предприятий оборонной промышленности. Всего в сводном реестре числится 1265 предприятий и учреждений ОПК — заводы, НИИ, КБ. В холдинги возьмут ограниченное количество структур, разрабатывающих и производящих конечную продукцию по государственной программе вооружений. То есть гарантированно обеспеченных деньгами гособоронзаказа и экспортными контрактами.
Для управления оборонно-промышленным комплексом в марте создана Военно-промышленная комиссия (ВПК) при правительстве РФ под руководством вице-премьера — министра обороны Сергея Иванова. В руководство ею ввели ряд профессионалов — директоров крупных предприятий, которые тут же застолбили за своими производственными структурами хорошие куски гособоронзаказа на годы вперед.
Среди главных задач ВПК — разработка и реализация концепций, программ и планов в военно-технической области. А также «развитие оборонно-промышленного комплекса, науки и технологий в интересах обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства». Это позволило ряду экспертов говорить о возрождении Миноборонпрома и едином руководстве российским ОПК. Предсказывался даже уход Сергея Иванова с поста министра обороны, поскольку руководить сразу двумя такими громадными ведомствами невозможно.
Однако ВПК действительно оказалась всего лишь комиссией, озабоченной в первую очередь концепциями и планами. По логике, эта правительственная структура должны была бы контролировать решения и действия силовых структур и Минпромэнерго в части ОПК, но поскольку Сергей Иванов уже контролирует Минобороны и, как вице-премьер, всю оборонную промышленность, эти функции отпали за ненадобностью. Так что никакого возрождения Миноборонпрома не произошло.
В этих условиях оживилась деятельность Российского союза машиностроителей, который возглавил директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергей Чемезов. Его численный состав с 16 предприятий вырос до 66. К Союзу присоединились такие киты, как ВАЗ, КамАЗ, «Северная верфь», «Севмашпредприятие», «Сухой», Уралвагонзавод. Главная цель — борьба за деньги нефтедобывающих компаний, которые предпочитают заказывать оборудование за рубежом, и лоббирование интересов отечественной промышленности. По-другому даже отраслевым китам в рынке российского разлива не выжить.
ЭКСПОРТНАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ
Генеральный директор «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов здраво рассудил, что потенциал отечественного оружейного бизнеса за пределами страны практически исчерпан, а технологическая стагнация ОПК РФ грозит потерей через несколько лет зарубежных рынков. Пришлось претворять в жизнь собственную промышленную политику. Дочерняя компания «Оборонпром» приобрела контрольные пакеты более чем десяти оборонных предприятий и фактически завладела всем производством вертолетов в России.
Под контролем «Рособоронэкспорта» находится ОАО «Корпорация «ВСМПО-Ависма», уникальный производитель титана и изделий из него. Еще один из активов госпосредника — «АвтоВАЗ», который совместно с компанией «Magna» построит новый автозавод мощностью 440−480 тыс. легковых автомобилей в год.
Налицо создание мощной рыночной структуры в сфере машиностроения под управлением государственной фирмы, концентрирующей частные предприятия. И эта система более эффективна, чем принудительно создаваемые холдинги, поскольку речь идет о расширении производства и освоении новых технологий, а не просто о перенаправлении денежных потоков.
7 декабря президент РФ подписал указ, в соответствии с которым исключительное право на экспорт конечной продукции военного назначения остается только за ФГУП «Рособоронэкспорт». Все остальные предприятия с 1 марта 2007 года могут самостоятельно продавать за рубеж лишь запчасти и сервисные услуги. Можно констатировать, что в российской промышленности появилась структура, не просто контролирующая экспорт, а проводящая собственную политику в этой сфере. Особенность в том, что она сориентирована на зарубежного покупателя, а не на обслуживание производителя. То есть заинтересована в высокотехнологичном производстве новой продукции машиностроения. В этом ее коренное отличие от Военно-промышленной комиссии и прочих госструктур, связанных с распределением бюджетных средств. В 2006 году Россия закрепила свои позиции на латиноамериканском рынке, куда годом раньше пришла с венесуэльским контрактом на поставку автоматов Калашникова. Всего за последние полтора года с Венесуэлой подписаны экспортные соглашения на сумму более 3 млрд. долларов. Они включают поставку 24 военных самолетов и 53 вертолетов. Вдобавок предусматривается обслуживание проданной техники и подготовка специалистов.
В марте заключен масштабный договор с Алжиром на поставки вооружений в обмен на списание государственного долга этой страны России. Объем — более 7 млрд. долларов. Появились перспективы увеличения продаж ВВТ в Сирию, Иран, Вьетнам, Индонезию, Бразилию и еще ряд стран.
Таким образом, происходит долгожданная диверсификация рынков сбыта. Если раньше 80% экспорта приходилось на Индию и Китай, то теперь их доля начинает снижаться. Однако Индия по-прежнему остается крупнейшим покупателем российских вооружений. 15 декабря прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» подписал меморандум о строительстве трех фрегатов для ВМС Индии. Недавно Минобороны Индии приняло решение построить 1000 лицензионных танков Т-90С и закупить в России еще 300 таких боевых машин в 2007—2008 годах. Стоимость контракта 950 млн. долларов, но, по имеющимся сведениям, России причитается только 860 миллионов, поскольку система управления огнем — изделие белорусской компании «Белтехэкспорт», а часть другого электронного оборудования изготавливает израильская компания «Талес».
К сожалению, все чаще Россия поставляет только «железо», а электронная начинка самолетов, вертолетов, боевых кораблей и танков оказывается импортной.
ВСПОМНИЛИ ОБ АВИАСТРОЕНИИ
В уставный капитал ОАК внесены 100% акций АХК «Сухой», 15% акций внешнеэкономического объединения «Авиаэкспорт», 38% ОАО «Ильюшин Финанс Ко», 25,5% ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное объединение им. Ю.А. Гагарина», 86% межгосударственной авиастроительной компании «Ильюшин», 38% Нижегородского авиастроительного завода «Сокол», 25,5% Новосибирского авиационного производственного объединения им. Чкалова, 90,8% ОАО «Туполев», 58% ОАО «Финансовая лизинговая компания», 50,09% ОАО «НПК «Иркут». До 1 апреля 2007 года в ОАК должны войти РСК «МиГ» и Казанское авиационное производственное объединение.
По оценке компании «Deloitte», стоимость активов корпорации с учетом замечаний Росимущества — 4,5 млрд. долларов. При этом доля холдинга «Сухой» составляет 2−2,2 млрд., «Иркута» — 940 млн. долларов. Сами создатели OAK оценивают объем активов в 96,7 млрд. рублей. При этом доля государства составляет 90%, но со временем будет снижена до 75%.
Понятно, что предприятия, в первую очередь конструкторские бюро, не вошедшие в ОАК, на серьезное финансирование рассчитывать не могут и обречены на прозябание с последующей ликвидацией. Да и внутри ОАК есть первые среди равных, например, АХК «Сухой», которые будут претендовать на львиную долю ассигнований. Поскольку авиастроение — весьма капиталоемкая отрасль, вливания в нее будут немалые.
«Мы уже ощутили серьезные масштабные вливания в эти отрасли, особенно в гражданском секторе. В рамках международного сотрудничества мы прежде всего рассчитываем улучшить ситуацию в области применения новых технологий», — заявил на днях глава ОАК Сергей Иванов. Корпорация готова к 2015 году построить для российских авиакомпаний 1100−1800 новых самолетов различных классов. Надо только выделить из бюджета 12 млрд. долларов государственных гарантий.
В декабре в Москве состоялась учредительная конференция Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ) — общественной организации, призванной объединить усилия всех российских компаний — производителей и эксплуатантов вертолетов. АВИ намерена заняться маркетинговым анализом и экономическим прогнозированием на внутренних и внешних рынках производства и эксплуатации вертолетной техники. На конференции отмечалось, что российские производители занимают всего лишь 5−6% мирового вертолетного рынка. А в недавнем прошлом до 30% мирового вертолетного рынка составляли советские машины марок «Миль» и «Камов». Большинство отечественных вертолетных программ находится в состоянии стагнации.
Для Минобороны в 2006 году закуплено шесть Ми-28Н «Ночной охотник». Поступил заказ на Ка-50 «Черная акула». Пока речь идет о достройке 4 вертолетов, с 1998 года стоящих на стапелях Арсеньевского авиастроительного завода. Тогда было прекращено финансирование этой программы.
Под новый год Новосибирское авиационное производственное объединение (НАПО) имени Чкалова передало ВВС РФ два первых многофункциональных истребителя-бомбардировщика Су-34. Это, по словам главкома ВВС генерала Владимира Михайлов, совершенно новые истребители, которые российская военная авиация впервые получает с 1992 года. Общая стоимость двух машин — 1,8 млрд. рублей. На 2007 год заказано уже шесть Су-34. Тогда, может быть, и цена на них понизится — как-никак оптовая закупка.
Продолжается модернизация авиапарка ВВС России. Первая партия из 6 усовершенствованных штурмовиков Су-25СМ передана военно-воздушным силам авиаремонтным заводом N 121 в Кубинке. Он является головным исполнителем по программе модернизации Су-25 ВВС России. Это стратегическая установка Минобороны — деньги на работы по улучшению вооружений и военной техники стараться не отдавать ОПК, а «оприходовать» внутри своего ведомства.
Досадно, что в нынешнем году принято решение не финансировать разработку и производство беспилотных летательных аппаратов. Ими сейчас занимаются все, даже страны, не обладающие развитой авиапромышленностью, например, Тайвань и Объединенные Арабские Эмираты.
НЕ ТАНКОМ ЕДИНЫМ
Так, на ФГУП «Омсктрансмаш» Минобороны РФ, имеющее право экспорта помимо госпосредника ФГУП «Рособоронэкспорт», намерено разместить заказ на модернизацию танков Т-80 в интересах иностранных заказчиков объемом до 450 машин в год. В связи с этим «Омсктрансмаш» начнут выводить из процедуры банкротства. В настоящее время долги завода составляют 1,5 млрд. рублей, а все его имущество оценивается в 2 миллиарда. Производство на заводе полностью остановилось в 1998 году.
Не исключено, что омские танкостроители присоединятся к экспортному производству танка Т-90С. Эксплуатация этой машины вооруженными силами Индии показала его высокую эффективность. В ближайшее время могут быть подписаны контракты на закупки Т-90С Алжиром, Ливией и Марокко. Индия вообще, похоже, отказалась от планов модернизации старой техники и намерена перевооружиться на Т-90С.
Цены на продукцию ОПК постоянно растут. Главная причина — простои оборудования и работников. Эти убытки относятся на стоимость заказов. Таким образом цена изделия может в 2−3 раза превышать реальную.
По мнению вице-премьера — министра обороны Сергея Иванова, дела в оборонной промышленности не так уж и плохи. Общие объемы производства на предприятиях ОПК за пять последних лет увеличились на 7%, в то время как показатель по стране не превышает 4,5%. Цифра вызывает недоумение, поскольку за 5 лет расходы на закупку вооружений возросли в несколько раз. Значит, и цены росли такими же темпами.
Поскольку предприятия оборонки загружены госзаказом всего на 20−50%, Сергей Иванов призывает осваивать производство высокотехнологической продукции мирного назначения. Пока ее доля, по мнению главы военного ведомства РФ, в общем производстве ОПК составляет 46%. А надо довести до 70%. Тогда предприятия смогут содержать не только себя, но и незагруженное военное производство.
Однако статистические данные показывают, что с января по октябрь 2006 года производство гражданской продукции в промышленности обычных вооружений сократилось на 5,3%. В первую очередь уменьшилось производство автомобильной и железнодорожной техники, в том числе грузовых вагонов, технологического оборудования для легкой промышленности, горношахтного, горнорудного и энергетического оборудования.
Но у предприятий нет денег на разработку высокотехнологичной мирной продукции, создание новых производств и обучение кадров. Из каждого заработанного рубля 97 копеек уходит на покрытие производственных расходов. При этом расходы растут, поскольку устаревший станочный парк приводит к снижению производительности труда.
Проблемы у оборонки все те же: отсутствие оборотных средств и венчурного капитала, низкий уровень менеджмента, стареющий контингент работников, изношенные фонды, камнем на шее — социальная сфера, низкая фондовооруженность, высокие энергозатраты, пени и штрафы фискальных служб по причине задержек платежей заказчиком ВВТ. К этому следует прибавить искусственное доведение до банкротства и рейдерские захваты собственности.
Критическим остается положение в боеприпасной промышленности. Многие предприятия опутаны долгами, их продукция не востребована. Попытки работать на экспорт из-за повышения цен на сырье, прежде всего на цветные металлы, грозят сделать контракты с инозаказчиками нерентабельными. На ряде заводов в течение года проходили голодовки протеста работников.
На заседании ВПК 2 ноября вице-премьер Сергей Иванов заявил, что в боеприпасной сфере «состояние дел не блестящее». «Это приводит к научно-техническому и технологическому отставанию отечественной „оборонки“ по ряду основных направлений боеприпасной отрасли. Созданный ранее научно-технический задел, к сожалению, не способен по всем направлениям обеспечить паритет с передовыми зарубежными разработками», — констатировал вице-премьер. «Особую озабоченность вызывает то, что в силу нарастающих кризисных явлений этот сектор промышленности уже не в состоянии производить весь комплектный ряд боеприпасов». Он сказал о необходимости стратегии развития отрасли, но о конкретных мероприятиях пока речь не зашла. Так что развал промышленности боеприпасов продолжается.
МОРСКОЙ ДОЛГОСТРОЙ
Банковские ставки по кредитам в России слишком велики, а иностранные банки не дают кредитов под строительство судов в России. Поэтому выгоднее строить танкера и сухогрузы за рубежом. Кроме того, у нас высокие налоги и пошлины, повышающие стоимость судна на 20−25%. Нет условий для притока инвестиций. Поэтому расчет на подъем отрасли с помощью гражданских заказов ничем не обоснован.
Российские верфи традиционно специализировались на военных судах, а гражданские строились за рубежом. Поэтому у нас высоки производственные издержки, долгий цикл производства, мало механизации, высокая трудоемкость. Поэтому 44% судов производится по гособоронзаказу, а еще 33% приходится на экспорт военных кораблей.
В этом году спущены на воду корвет «Стерегущий», тральщик пятого поколения и экспортная дизель-электрическая подводная лодка класса «Варшавянка», артиллерийский корабль «Астрахань» для Каспийской флотилии. Амурский судостроительный завод только нынешним летом спустил на воду подводную лодку К-152 «Нерпа» проекта 971 «Щука-Б», заложенную еще в 1988 году. Из-за недостаточного финансирования затягивается даже не на годы, а на десятилетия строительство многих кораблей.
Военный корабль «Мурена-Э» для Республики Корея изготовил Хабаровский судостроительный завод. Стоимость заказа — 100 млн. долларов. С финансированием, как это обычно происходит при работе с инозаказчиком, проблем не было.
Очень много заложено на верфях новых кораблей. Похоже, гораздо больше, чем способен обеспечить гособоронзаказ. Однако это не мешает разрабатывать государственные стратегии и программы развития военно-морского флота, освоения шельфа, строительства скоростных судов и т. д. При этом для зарубежного заказчика строятся самые современные корабли, оснащенные эффективным вооружением, а собственный ВМФ из-за долгостроя получает, как правило, корабли 15−20-летней давности.
В 2006 году принята программа закупки вооружений на период до 2015 года объемом 5 триллионов рублей. Деньги большие, но, насколько эффективно они будут работать, вопрос сложный.