Независимое военное обозрение | Игорь Плугатарев, Анатолий Цыганок | 30.12.2006 |
АРМИЯ И ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ
Так, Минобороны поначалу категорически отрицало, что в ближайшие годы намечается создание оперативных командований и упразднение военных округов. Но затем выяснилось, что на трех стратегических экспериментальных учениях, проведенных на базе трех военных округов (примечательно, что на одном из них — в Приволжско-Уральском военном округе, самом крупномасштабном — присутствовал министр обороны Сергей Иванов), проверялась целесообразность структурных изменений. Правда, в 2006 году архаичная структура управления нынешней Российской армии осталась неизменной: Генеральный штаб-военные округа-армии-корпуса-дивизии-полки. Почему? Согласно просочившейся в «НВО» отнюдь не официальной информации, немалое число лиц из высшего командного состава против намечаемых нововведений. Столь же решительно опровергались сведения о начале разработки новой Военной доктрины России взамен нынешней, если еще не совсем устаревшей, то во всяком случае уже исчерпавшей себя по многим позициям. Теперь же выясняется, что в январе 2007 года эту проблему будут обсуждать на конференции Академии военных наук, причем планируется выступление вице-премьера — министра обороны Сергея Иванова. А за раскрытие информации о неудачных пусках новой ракеты «Булава» из МО были уволены три полковника.
С другой стороны, во всю шел пиар в отношении того, что Российская армия наконец-то начала активно перевооружаться. И это в немалой степени связывали с тем, что Сергей Иванов стал, по сути, единоличным куратором отечественного ОПК. В течение года он объездил практически все «оборонные регионы», а в некоторых побывал и не по разу, запустил ряд «перспективных проектов», как, например, строительство двух десятков новых истребителей Су-34. Хотя по большому счету в основном продолжалась невыгодная для России модернизация старой боевой техники как для Сухопутных войск, так и для авиации. Что же касается флота, то в очередной раз так и не вступили в строй подводные лодки четвертого поколения «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», ввод в эксплуатацию которых планировался еще в 2003—2004 годах.
НА ЧТО ЕЩЕ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?
В 2006-м из округов и флотов продолжали звучать оптимистичные доклады о том, что «контрактная программа» успешно реализуется. Как на самом деле — проверить трудно. А ведь будущий год станет последним в определенном ранее сроке по переводу частей постоянной боевой готовности на контрактный способ комплектования. Но денег на это, судя по имеющейся информации, особенно для сержантов, пока явно недостаточно.
Генштабу удалось отменить ряд отсрочек для тех, кого набирают в армию по призыву. Срок службы будущих новобранцев при этом сократится с 2 лет до 1 года (с 2008-го).
К сожалению, зарплаты военнослужащих в 2006-м существенно не повысились, квартирная проблема с мертвой точки не сдвинулась. А выделенные для ее решения 30 млрд. рублей, по сведениям «НВО», были реализованы из рук вон плохо: вместо тысяч квартир для решения жилищного вопроса в пяти наиболее проблемных регионах Минобороны купило только несколько сотен. Не принес особой радости уходящий год и пенсионерам Минобороны. Уже хотя бы потому, что принято решено лечить их в военных санаториях не 21 день, как раньше, а 12 суток.
Наконец, 2006-й — это год возврата в армию гауптвахты и папахи для генералов и полковников. Даже сам Сергей Иванов уже был замечен в войсках в каракулевой шапке. Ну, а гауптвахты наверняка пустовать не будут: ведь дела с дисциплиной в армии не улучшаются.
ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ
Высокопоставленные военачальники неустанно повторяют: если в предыдущей программе, утвержденной в 2001 году и рассчитанной до 2010 года, серийные закупки не планировались, то теперь основные расходы (более 63%) придутся именно на оснащение армии новыми образцами вооружений. Но при этом умалчивается, что ГПРВ-2005 (1996 года «рождения») и ГПРВ-2010 в данном отношении были благополучно провалены: можно по единицам посчитать то, что получила армия в эти годы.
Одновременно была принята и Федеральная программа по техническому перевооружению и развитию оборонно-промышленного комплекса. Это событие также сопровождалось мощной пиар-кампанией, в которой приняли участие первые лица государства, что, правда, вполне уместно, поскольку отечественная оборонка имеет ярко выраженную экспортную направленность.
Если начать сравнивать, сколько образцов вооружений отправляется за границу и сколько их «отпускается» в Российскую армию… Начнем с бронированной техники. Получается, что, по сути, отечественная бронетанковая промышленность работает на Азию и Африку. Скажем, в 2004 году в Индию было экспортировано 300 танков, в то время как российские войска получили всего лишь 30 машин. Авиапромышленность РФ обслуживает главным образом иностранных заказчиков. За пять последних лет для ВВС РФ закупили в 28 раз меньше единиц авиатехники, чем продали за рубеж, причем с 1994 по 2003 год в авиачасти новые самолеты и вертолеты вообще не поступали.
Также очевидно, что, если отбросить патетику воспевания фирм Су, Ту, МиГ и концерна ПВО «Алмаз-Антей», то реально за постсоветское время не появилось ни одного нового образца ВВТ. Разрекламированную летающую лабораторию прототипа самолета пятого поколения Су-37 до сих пор не видели специалисты, но и он является очередной модификацией Су-27, принятого на вооружение в начале 80-х годов. К тому же периоду относятся и многие другие «современные» разработки. Хотя количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ чрезмерно: ежегодно в программах 2001−2005 годов завершалось около 100 НИОКР (из общего количества 3500) и одновременно открывались по 200−300 новых.
Так, в Миассе (Челябинская область) более 15 лет разрабатывалась стратегическая ракета морского базирования «Барк». Соответствующими руководящими документами предусматривается проведение не менее семи испытательных пусков только что сконструированной ракеты. Первые три пуска «Барков» оказались неудачными. И тут же по решению правительства под предлогом «унификации ракетных систем» проект сворачивается и срочно передается в Московский институт теплотехники (МИТ). А там с чистого листа начинается разработка нового ракетного комплекса морского базирования «Булава». Это было в 1998 году. Минуло с той поры восемь лет, но испытания митовской ракеты все еще далеки от завершения. Из-за чего ВМФ до сих пор не передаются новые стратегические подводные крейсера.
В этой связи российские эксперты в последнее время часто приводят вариант рачительных закупок вооружений Индией, у которой примерно равный с РФ военный бюджет. За 1999−2004 годы Дели потратил на приобретение ВВТ у России около 12 млрд. долларов. За эти пять лет были куплены 124 танка Т-90 и еще 186 танков индийцы произвели самостоятельно по российской лицензии, индийские ВВС получили 250 новейших самолетов (и еще 150 модернизировали) и 80 вертолетов (в том числе 48 российских). ВМС Индии пополнились 1 авианосцем, 4 надводными кораблями, 3 подводными лодками (плюс 5 субмарин было модернизировано).
Здесь не учтено вооружение, которое Индия заказала в других странах — в Великобритании, Израиле, Франции. В России же только на 2006 год было запланировано истратить на закупки ВВТ около 10,5 млрд. долларов. За эти деньги Вооруженным силам РФ передали: 6 межконтинентальных ракет, 6 космических аппаратов, 12 ракет-носителей, 31 танк, 125 бронетранспортеров, 3770 автомобилей, 9 самолетов (один — Ту-160). Модернизированы 139 танков, 125 орудий, 104 самолета, 52 вертолета. При сравнении этих показателей с индийскими комментарии излишни.
ОТНОШЕНИЯ С НАТО
Окрепли связи с важным региональным соседом, каковым является Турция. После переговоров 15 сентября в Москве между Сергеем Ивановым и министром национальной обороны Турецкой Республики Веджди Генюлем было объявлено о том, что ВМФ России примет участие в операции «Черноморская гарантия-2006», проводимой ВМС южного соседа РФ. Иванов сказал буквально следующее: «За безопасность в Черном море должны отвечать две ведущие страны — Россия и Турция». Вскоре после этого из Киева зазвучали призывы о том, что не следует нагнетать страсти вокруг базирующегося в Крыму российского Черноморского флота. Причем говорил об этом и сам президент Украины Виктор Ющенко.
В то же время в 2006 году наблюдалось явное ухудшение отношений в рамках Совета Россия-НАТО. Саммит альянса, проведенный в конце ноября в Риге, наглядно свидетельствовал о том, что атлантисты не считают Москву союзником и партнером. А сотрудничают с ней постольку, поскольку ныне это необходимо блоку, в том числе для решения своих собственных проблем в Афганистане, Ираке, Иране и Северной Корее.
Даже беглый анализ деятельности НАТО показывает, что альянс не справляется с конкретными угрозами современности, и в горячих точках планеты — особенно. Все это позволяет делать вывод о том, что перспектив в развитии отношений в рамках Совета Россия-НАТО в 2007 году ожидать не приходится. Все будет происходить на уровне «ведется обмен мнениями».
УРОВЕНЬ ДИСЦИПЛИНЫ
А значит, и выводы отсюда были сделаны соответствующие. Сам министр обороны, создавая в войсках родительские комитеты и Общественный совет «при себе», о «деле Сычева» ни разу не вспомнил. То есть, по сути, военное ведомство официально не дает гарантий, что подобное не повторится.
Очевидно, что кипучая деятельность «по искоренению дедовщины в войсках» после случая с Сычевым вылилась в очередную кампанейщину, создавшую видимость непримиримой борьбы с этим армейским злом. В те недели все массмедиа буквально были нашпигованы примерами о том, как привлекли к ответственности очередного капитана, полковника или даже генерала, который заставлял солдат работать на своей даче или на какой-нибудь фирме. Да это тоже одно из «неискоренимых» армейских зол. Но с уходом из информационного поля «дела Сычева», Минобороны тут же «позабыло» предоставлять информацию и о «дачниках-эксплуататорах» в погонах. А ныне она и вовсе сведена на нет. И с учетом того, что о положительных примерах из практики работы офицеров в войсках было сказано крайне мало (разве что в общем), становится понятным, что офицерскому корпусу в уходящем году был вновь создан «чернушный имидж», причем руками самого МО. Такого не наблюдалось с начала 1990-х годов. Но тут справедливости ради надо отметить, дисциплина среди офицеров в 2006 году, по данным Главной военной прокуратуры, только продолжала падать.
Сегодня, по мнению экспертов, в руководстве Министерства обороны по-прежнему основное внимание обращают не на искоренение дедовщины в армии, а на принятие мер по «ужесточению ответственности должностных лиц за сокрытие информации о неуставных отношениях и других нарушениях». При этом так почти и не рассматривались принципиальные вопросы, решение которых в определенной мере помогло бы обуздать в подразделениях «дедов» Сивяковых и им подобных. В обществе так и не узнали, какие законодательные инициативы предложило (или хотело бы предложить) МО для комплектования армии не только призывниками и контрактниками, но и сержантами, офицерами? За счет чего должна быть повышена ответственность последних за положение дел в казармах? На повестке дня для российского общества должно стоять не обсуждение того, сколько генералов, офицеров и рядовых осудят, а требование разработать и реализовать национальный проект «Армия», который касается каждого четвертого россиянина… И так далее и тому подобное.
Эксперты, знающие обстановку в Вооруженных силах не понаслышке, предлагают: с переходом на новые сроки службы в новых законах предусмотреть увеличение призывного возраста до 21 года студентам; восстановить профессиональную прослойку сержантов в армии и на флоте путем организации трехгодичных или двухгодичных учебных заведений (сержантских факультетов при военных училищах и военных академиях); внести профессию сержант в перечень профессий Российской Федерации с соответствующими рекомендациями Минтруда; разработать финансовые нормативы для сержантов с примерным соответствием их окладов на пятом году службы окладам офицеров ротного звена; предусмотреть исключительно сержантские контрактные должности для командиров танков, орудий, расчетов, радиостанций…
Есть еще немало интересных предложений, но как относятся к ним в Минобороны — неизвестно.
В итоге, к концу 2006 года так и осталось абсолютно неясным, в каком порядке должен осуществляться гражданский контроль за армией. Деятельность родительских комитетов и Общественного совета расписана столь обтекаемо, что о приходе в воинские части какого-то действенного гражданского контроля не придется говорить и в 2007 году. А больше Минобороны вряд ли что-то предложит: в стране грядут парламентские и президентские выборы.
СОЦВОПРОСЫ
По-прежнему сохранился значительный разрыв в оплате труда военнослужащих центрального аппарата Минобороны и офицеров, прапорщиков в провинциальных гарнизонах. Сократился перечень лекарств, выдаваемых в военных поликлиниках, где оказались «вымыты» дорогие и импортные лекарства, уменьшен срок пребывания отставников в военных санаториях, о чем уже говорилось.
Наконец, притча во языцех — выплата военным пенсионерам денежной компенсации за продпаек из расчета по 20 рублей в сутки. Ни Конституционный суд, ни прочие суды, выносившие однозначные решения в пользу ветеранов армии и флота (платить в три с лишним раза больше), ни Минобороны, ни Минфину указом не стали. Впрочем, государственное решение проблемы при поддержке МО в конце 2006 года было принято (подробнее см. «НВО» N 46). В результате каждому отставнику и запаснику «прощено» более 60 тысяч недоплаченных им в течение нескольких лет рублей.
Перевооружаться еще десятилетия
Не все просто и с разрекламированным ракетным комплексом «Тополь-М», которыми ныне оснащены 5 полков РВСН. Дело в том, что с 1988 по 1994 год войска получали «Тополя», срок эксплуатации которых рассчитан на 17 лет. Ракет новейшей модификации шахтного базирования «Тополь-М» в 2005 году поступило только 4, в уходящем — 6. Отсюда очевидно, что при таких темпах устаревшие РК удастся заменить почти через 90 лет!
Как считают в комитете Госдумы по обороне, для качественного переоснащения армии и флота необходимо существенное увеличение ежегодных поставок вооружения и военной техники в объемах до 5% от их количества, соответствующего боевому составу ВС. Это не менее 140−150 самолетов, 40−60 вертолетов, 200 танков, 250 артиллерийских орудий в год. Данные показатели в 2−5 раз превышают предусмотренные Госпрограммой вооружений. Но даже если отечественный ОПК каким-то чудом выйдет на такие радикальные объемы закупок вооружения и военной техники, это позволит перевооружить армию не ранее чем через 20−25 лет, то есть к 2030 году. В настоящее время, по оценкам оборонного комитета Госдумы, удельный вес современных образцов вооружения от общего их наличия в войсках не превышает 21%, в то время как в армиях ведущих стран мира этот показатель составляет более 60%.
Папахи и расходы
В Российской армии, по официальным данным, около 1,4 тыс. генералов. О числе полковников не сообщается, но если «плясать» от обычной дивизии, в структурах которой на одного комдива-генерала приходится 13 полковников, то в Вооруженных силах с учетом также штабов различных калибров может насчитываться около 20 тыс. должностных лиц, «нуждающихся» в папахах. Известно, что для пошива средней папахи 58-го размера необходимо две шкурки. (Правда, если голова «несредняя», как, например, у знаменитого в 1960-х годах тяжелоатлета полковника Леонида Жаботинского — 72-го размера, то три.) Поэтому только для того чтобы пошить папахи для армейских чинов, необходимо примерно 40 тыс. каракулевых шкурок. Плюс каракуль на папахи и шапки генералам и полковникам 18 ведомственных армий министерств, федеральных служб, агентств предположительно аналогичной численности. Итого, по подсчетам «НВО», на первоначальный пошив папах для генералов и полковников нужно около 80 тыс. каракулевых шкурок и не каких-нибудь, а особых, не с каждого ягненка такую «снимешь». А это дополнительные валютные расходы, поскольку свой каракуль, даже низкосортный, в России не производится. Но как бы там ни было, а Новый год в папахе — это здорово!