Русская линия
Красная звезда Геннадий Миранович27.12.2006 

Передний край

В Белоруссии побывала группа российских журналистов. Поездка была организована Постоянным комитетом Союзного государства, национальным пресс-центром РБ и посольством Республики Беларусь в Российской Федерации. В ее ходе журналисты встретились с руководителями ряда министерств и ведомств Белоруссии, приняли участие в заседаниях «круглых столов», ознакомились с работой единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства, посетили пограничный отряд и ряд его объектов. Подробности — в нашем специальном репортаже.

Мигранты и «нелегалы»


Прежде чем попасть на границу, что было предусмотрено программой пресс-тура и куда нашего брата, естественно, влекло с особой силой, мы прошли, можно сказать, солидную теоретическую подготовку. Причем работа, надо отдать должное организаторам семинара, была построена таким образом, что мы как бы врастали в предложенную тематику, последовательно знакомясь с различными аспектами миграционной политики в их логической взаимосвязи. В конце концов каждый имел возможность поставить себя на место, скажем, нелегального мигранта и пройти весь его путь вплоть до пограничной заставы. Теоретически, разумеется.
Хотя нет, попробовать себя в роли нелегала можно было и на практике, когда сотрудники кинологического центра белорусских погранвойск демонстрировали способности своих питомцев по задержанию нарушителей границы. Но речь сейчас не об этом.
Открывая семинар, начальник Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного комитета Союзного государства Ирина Наркевич сразу подчеркнула, что выработка эффективной миграционной политики — далеко не единственная область взаимодействия России и Белоруссии в многотрудном процессе строительства союзных отношений между нашими странами, поле для приложения совместных усилий гораздо шире.
С этим трудно не согласиться. Но вопрос в том, насколько эффективно наше взаимодействие в той или иной области с точки зрения конечного результата. К примеру, Союзное государство предполагает наличие единого пространства — информационного, экономического, образовательного и т. д. А что мы имеем на практике, если говорить о взаимодействии, допустим, в информационном поле? Пока оно осуществляется на уровне тематических вкладок в газетах типа полосы «Союзники» в «Красной звезде», сайтов, пресс-туров в Белоруссию (тут уже надо сказать спасибо пресс-службе посольства республики в Российской Федерации) и некоторых других форм, носящих эпизодический характер.
И вообще по большому счету речь о едином пространстве сегодня можно вести, пожалуй, лишь применительно к оборонной сфере. Здесь с самого начала проводится согласованная политика, предусматривающая координацию деятельности в области строительства вооруженных сил, взаимное использование военной инфраструктуры и другие меры, направленные на укрепление обороноспособности двух стран. Еще в 2000 году создана региональная группировка войск, которая призвана обеспечить военную безопасность Белоруссии и прилегающих к ней областей Российской Федерации, а также Калининградской области и акватории Балтийского моря. А недавно глава военного ведомства России Сергей Иванов и его белорусский коллега Леонид Мальцев констатировали готовность к подписанию межправительственного соглашения о Региональной системе противовоздушной обороны Союзного государства, которая станет важнейшим элементом Объдиненной системы ПВО стран — участниц СНГ. Практически решен вопрос о едином управлении силами и средствами в угрожаемый период или в военное время.
Примечательно и то, что значительную часть бюджета Союзного государства на 2007 год (476,5 млн. рублей) предусматривается потратить на развитие военно-технического сотрудничества, в том числе на проведение совместных мероприятий по обеспечению функционирования региональной группировки войск.
Возвращаясь же к проблемам миграции, нельзя не заметить, что взаимодействие наших стран в их разрешении, учитывая прозрачность белорусско-российской границы, приобретает особое значение. Во-первых, не надо быть очень уж наблюдательным, чтобы видеть: большинство иностранных мигрантов смотрят на Белоруссию как на страну транзитную. Что, между прочим, вполне закономерно. Республика, расположенная в центре Европы, имеет исключительно выгодное географическое положение в трансъевропейской транспортной системе. Через ее территорию проходят три (из девяти) основных европейских транспортных коридора. Естественно, многие из тех, кто ищет лучшей доли в дальнем зарубежье, пользуются этим. В том числе, несомненно, и жители Белоруссии. По имеющимся данным, за восемь месяцев уходящего года 350 человек выехали из республики в США, 310 — в Германию и 244 — в Израиль. Есть некоторое движение и в обратном направлении. Например, из Израиля за тот же период прибыли в Белоруссию 143 человека, из США — 62.
Во-вторых, изменение условий внешнеэкономической деятельности, упрощение процедур пересечения границ и ряд других факторов, возникших в связи с образованием СНГ, что само по себе явилось результатом дезинтеграции, привели к росту миграционных потоков и внутри Содружества. В том числе, естественно, между Россией и Белоруссией. Так, по данным министерства внутренних дел РБ, доля россиян от общего количества иностранцев, получивших разрешение на постоянное жительство в республике в 2006 году, составляет более 60 процентов. А если конкретнее, то миграционный обмен между нашими странами выглядит следующим образом: за восемь месяцев текущего года из России прибыли в Белоруссию 4.971 человек, выбыли в Россию — 3.430. С учетом граждан, прибывших из других стран, миграционный прирост в братской республике за это время составил 3.106 человек, что в 3,7 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Но есть и показатели иного плана. Заместитель министра внутренних дел РБ Виктор Филистович привел некоторые данные о совместной работе белорусских и российских правоохранительных органов и других ведомств по профилактике и пресечению незаконной миграции. Так вот, в результате лишь одного такого оперативно-профилактического мероприятия, проведенного в мае-июне сего года, только белорусскими правоохранителями были привлечены к административной ответственности за нарушение правил пребывания в республике 1.767 иностранцев и 279 белорусов, 160 иностранных граждан депортированы (40 из них выдворены под конвоем), в отношении 43 возбуждены уголовные дела. Кроме того, за десять месяцев 2006 года на территории республики задержана 21 группа нелегальных мигрантов общей численностью 92 иностранца, прибывших в основном с российской территории. В прошлом году таких групп было более полусотни.
Вместе с тем ни для кого не секрет, что взаимодействие правоохранительных органов в борьбе с незаконной миграцией, каким бы эффективным оно ни было, не решает проблемы в целом. Как справедливо заметила по этому поводу начальник Департамента правового обеспечения Постоянного комитета Союзного государства Лейла Котиева, невозможно построить единое экономическое пространство без свободы передвижения. Следовательно, создание единого миграционного пространства, которое обеспечивало бы такую свободу, а также равенство прав граждан в выборе места пребывания и жительства, наличие общего рынка трудовых ресурсов, должно стать важнейшим элементом интеграционных процессов между Россией и Белоруссией.
Определенные подвижки в этом деле есть. В октябре прошлого года утверждены основные направления миграционной политики на территории России и Белоруссии. В январе 2006-го в Санкт-Петербурге Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали соглашение об обеспечении равных прав граждан наших стран на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории государств — участников Союзного государства (правда, ратифицировано оно пока лишь белорусской стороной). Наконец, с 1 ноября введена в действие миграционная карта единого образца, что позволяет соответствующим службам оперативно получать информацию о том, кто и зачем пересекает наши границы. Кстати, как рассказал мне заместитель командира части по пограничному контролю подполковник Сергей Белько, уже в ноябре только через пункт пропуска «Каменный Лог» на белорусско-литовской границе прошло 93 тысячи миграционных карт.
Именно на решении вот таких конкретных задач, считает председатель Группы высокого уровня по вопросам повышения эффективности СНГ Урал Латыпов, необходимо концентрировать усилия и в рамках Содружества. По его словам, и чиновникам, и журналистам пора перестать «зацикливаться» на вопросе о том, выживет СНГ или нет, а переключить внимание на конкретные проблемы сотрудничества между нашими странами.

Транзит по-белорусски


Пожалуй, одним из ярких примеров такого сотрудничества как раз и является взаимодействие России и Белоруссии в таможенном деле. В принципе, по словам заместителя председателя Государственного таможенного комитета РБ Владимира Гошина, оно не прекращалось с советских времен. Правда, первое время после распада СССР таможенные службы наших стран занимались обеспечением контроля на белорусско-российской границе. Но в последующем процесс перемещения товаров и транспортных средств во взаимной торговле был упрощен.
Дальше события развивались так. В целях сближения экономик России и Белоруссии было подписано соглашение о Таможенном союзе, и в середине 1995 года таможенный контроль между нашими странами был отменен. Теперь требовалось более пристальное внимание к обеспечению надежного контроля на внешних участках наших границ, и прежде всего в Белоруссии, где, как известно, пролегают тысячи километров общесоюзной границы — с Польшей, Литвой, Латвией и Украиной. Причем в первую очередь заинтересована в эффективности контроля на этих участках была Россия, поскольку до 80 процентов ее грузов за рубеж или из-за рубежа проходит именно здесь.
В 2001 году была разработана и принята к реализации совместная программа первоочередного развития на территории Белоруссии таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска), отвечающей современным требованиям. Сегодня такая инфраструктура, на которую из бюджета Союзного государства ушло свыше 1 млрд. 160 млн. российских рублей, успешно функционирует. К слову, упомянутый выше пограничный переход «Каменный Лог», введенный в эксплуатацию в 2002 году, является одним из ее элементов. В его реконструкцию из союзного бюджета вложено 170 млн. российских рублей. И не зря. Если до реконструкции здесь можно было пропустить тысячу автомобилей в сутки, то сейчас — более двух тысяч. Кроме того, созданы достаточно комфортные условия как для персонала, так и для тех, кто пересекает границу.
В разы возросла после реконструкции пропускная способность и многих других пограничных пунктов. Всего же за 10 лет существования Таможенного союза России и Белоруссии возведено и реконструировано более 40 крупных пограничных объектов, отвечающих самым высоким требованиям. По словам начальника управления развития таможенной инфраструктуры ГТК РБ Ивана Пашкевича, задача состоит в том, чтобы довести все объекты до общеевропейского уровня. Сейчас уже разрабатывается проект новой программы развития пограничной таможенной инфраструктуры, рассчитанной на 2007−2010 годы.
Продолжается взаимодействие наших стран и в области информационного обеспечения таможенного дела. Как известно, еще в 1996 году была создана объединенная автоматизированная система контроля доставки товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению. Но по мере роста объемов получаемой информации и в связи с необходимостью внедрения новых технологий встал вопрос о ее модернизации. В конце 2002 года была утверждена программа создания единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Таможенного комитета Союзного государства. В июне 2006 года эта программа, на реализацию которой из союзного бюджета затрачено 328 млн. российских рублей, признана завершенной. Таким образом, считает Людмила Кузьмич, возглавляющая в ГТК Белоруссии управление информационных технологий, таможенной статистики и анализа, положено начало организации таможенного дела на всей территории Союзного государства.
В идеале, по словам специалистов, это должно выглядеть так. Машина с экспортным грузом только выходит, к примеру, из Магнитогорска или из Москвы, а белорусская таможня уже имеет всю необходимую информацию о ней в электронном виде. Но это в идеале. В реальной жизни, к сожалению, дело обстоит несколько иначе. Таможенное оформление российских экспортных грузов на участке границы Союзного государства порой проходит в несколько раз дольше, чем белорусских, именно из-за отсутствия полной информации о них. «Нам не нужна какая-то закрытая информация, — говорил по этому поводу Иван Пашкевич, видимо, апеллируя к своим российским коллегам. — Вы дайте только подтверждение, что этот груз легальный, оформлен российской таможней и его действительно можно вывезти туда, куда он следует».
Реализации заложенных в ЕАИС возможностей мешает также отсутствие единой базы таможенного и налогового законодательства. Нет пока и единого законодательства по использованию и применению электронной цифровой подписи, что не позволяет перейти к безбумажной технологии декларирования грузов, перемещаемых через границу. Остается только надеяться, что с появлением Таможенного кодекса Союзного государства, принятие которого ожидается в следующем году, положение изменится и наши таможенные службы будут действовать в соответствии с современными международными стандартами.
Впрочем, как говорится, на друга надейся, а сам не плошай. Белорусы имеют и собственную программу создания ведомственной интегрированной информационной сети таможенных органов и погранвойск. Половина этой программы, которая финансируется из бюджета республики (полная стоимость 15 млн. долларов), уже реализована. Смысл ее в том, чтобы «подтянуть» госграницу в информационном взаимодействии с центром обработки информации. Как это выглядит на деле, можно было увидеть, наблюдая прямо из офиса ГТК в Минске за работой пограничного перехода для легкового транспорта «Варшавский мост», что на границе с Польшей. В реальном режиме времени с задержкой в 10−12 секунд на мониторе не только в деталях просматривалась жизнь объекта, но и высвечивалась необходимая информация, позволяющая принимать те или иные решения.
Интересным представляется и опыт применения белорусскими таможенниками упрощенного порядка пропуска через границу товаров отечественного экспорта. Суть его в том, что для предпринимателей, не нарушающих законодательство, таможенные формальности сводятся к нулю. Товары, следующие на экспорт, оформляются на внутренних таможенных постах и пересекают границу вне очереди по специально отведенному коридору. Указом президента Белоруссии от 20 марта 2006 года упрощена и процедура таможенного оформления транзитных грузов. Имеется исчерпывающий перечень документов, которые перевозчик обязан предъявить на границе. Четко определены критерии, на основании которых таможенные органы имеют право задерживать груз. Их всего четыре — наименование товара, его количество, вес брутто и число грузовых мест. Соответствуешь — скатертью тебе дорожка. А в перспективе с введением системы электронного декларирования товаров, разработка которой сейчас завершается, вообще отпадет необходимость непосредственного контакта субъекта хозяйствования с таможней.
Практика показывает: все эти нововведения способствуют росту транзита, что в свою очередь сказывается на доходах государства. В итоге всего около пяти тысяч сотрудников таможни обеспечивают денежные поступления в казну, составляющие более трети годового бюджета республики. По подсчетам специалистов, за счет таможенных платежей можно в полном объеме профинансировать целый ряд расходных статей бюджета, включая правоохранительную деятельность и национальную оборону.
Да, меняется облик таможни. Но изменилось и лицо нарушителя таможенных правил. По словам начальника управления организации борьбы с контрабандой и административными таможенными нарушениями ГТК РБ Андрея Михалькевича, он, нарушитель, становится все более «интеллигентным». Сегодня это уже не тот замшелый, небритый контрабандист, который шел чуть ли не напролом. Самые распространенные нарушение нынче — это изменение кода товара, занижение его цены. То есть главное — не заплатить или недоплатить государству налоги.
Но конечно же ни «зеленые коридоры», ни автоматизация таможенного контроля не отменяют таких обязательных качеств сотрудника таможни, как порядочность, дисциплинированность, высокий профессионализм. Как рассказал Андрей Михалькевич, во многом именно благодаря этим качествам белорусским таможенникам удалось за 11 месяцев нынешнего года выявить более 13 тысяч нарушений таможенного законодательства. Пресечено 33 попытки контрабанды наркотических средств и психотропных веществ. Из незаконного оборота изъято 23,9 млн. штук сигарет, 323 тонны алкогольного «зелья». Предотвращен вывоз на Запад 66 тысяч предметов, представляющих историко-культурную ценность. Изъято более 30 единиц огнестрельного оружия, большое количество боеприпасов…
Что ж, граница — это не только «визитная карточка» любого государства, но и важнейший элемент в системе его безопасности. В данном же случае речь идет о рубеже, который по праву можно считать передним краем в системе безопасности Союзного государства. Так давайте же скажем спасибо тем, кто денно и нощно несет здесь свою нелегкую службу.

УЗИ для Альфы


В общей системе охраны и обороны 3.600-километровой белорусской границы протяженность участка, за который отвечает Сморгонский погранотряд (именуется так по названию небольшого городка в Гродненской области, где дислоцируется), составляет 249,2 километра. Из них 6,5 км проходят по водной поверхности. Командует отрядом, заступившим на службу 13 января 1993 года, полковник Анатолий Лобков. Знакомя с городком, он не преминул заметить, что когда-то в этих местах стоял ракетный полк, который сейчас несет боевое дежурство в составе Стратегических ядерных сил России. Но, как оказалось, после его ухода городок подвергся такой реконструкции, что даже находившийся среди нас бывший начальник инженерной службы РВСН (ныне обозреватель одной из газет) генерал-майор в отставке Виталий Лысов, участвовавший в установке здесь ракет и выводе их в Россию, с трудом узнавал, где что стояло.
Впрочем, справедливости ради надо сказать, что многое тут и не стояло. Пограничная инфраструктура на западных рубежах Союзного государства, как вы уже заметили, динамично развивается. Наряду с упоминавшимися пунктами таможенного контроля в последние годы сдан в эксплуатацию ряд других объектов. В их числе и погранзастава Лоша, где мне довелось побывать. Она тоже построена на союзные деньги.
Застава открыта 25 октября 2005 года. Молод и ее первый начальник старший лейтенант Павел Николаевич Харченко. Он пограничник в третьем поколении: дед Иван служил срочную на дальневосточных рубежах Союза, отец командовал отдельной авиационной эскадрильей Пограничных войск. Сам родился в Чите. «Вот такой получается интернациональный набор, «зеленых фуражек», — улыбнулся Павел.
— Да, новые границы, появившиеся после распада СССР, пролегли и по многим нашим семьям, — заметил присутствовавший при разговоре начальник пресс-службы пограничных войск Белоруссии полковник Василий Киптенко, два брата которого, как оказалось, также пограничники — один в России, другой в Украине.
Лоша — третья застава Харченко-младшего. Он здесь с момента ее открытия. А до того после окончания в 2002 году факультета погранвойск Военной академии РБ был заместителем начальника и начальником заставы в этом же погранотряде. Живет, как и все офицеры, в нарядном двухэтажном домике в пятидесяти шагах от заставы. Коттеджей два — отдельно для офицеров и для прапорщиков. Каждый на четыре семьи. Павел живет один — месяц назад родилась дочка Катя и жена пока у родителей.
Личный состав — 30 солдат и сержантов срочной службы — проживает на режимной территории в трехэтажной казарме, кстати, также по виду напоминающей хороший особняк, правда, за забором из бетонных плит. Внутри — кубрики на 2−4 человека и все, что нужно для нормальной жизни, вплоть до отлично отделанной сауны и кабинета психологической разгрузки. Есть где и что почитать, где заняться спортом. Словом, не казарма, а картинка на тему «Живем по-человечески, служим по уставу». Да, чуть не забыл! Есть еще что-то вроде отмененного в нашей армии подсобного хозяйства, состоящего из двух (в марте, как сообщил по секрету старший лейтенант Харченко, будет три) коров. Так что молочка для Катюши и для солдат искать не придется. Доставкой же хлеба и остального провианта, как и всего прочего, что необходимо для обеспечения жизнедеятельности заставы, занимается персонал пограничной комендатуры Будагай во главе с майором Владиславом Бруевым. Работает он, судя по отзывам, да и по внешнему виду солдат, вполне исправно.
Застава охраняет участок границы с Литвой протяженностью около 30 километров. Для этого у белорусских «зеленых фуражек» есть все необходимое, начиная с простейших приборов наблюдения и заканчивая портативным тепловизором, с помощью которого можно действовать ночью или в других условиях затрудненной видимости. Есть, конечно, и средства, которые могут быть использованы в угрожаемый период. Правда, этот участок белорусско-литовской границы считается (постучим по дереву) весьма спокойным. Как рассказал майор Бруев, сотрудникам погранкомендатуры даже не приходится особо агитировать местное население по поводу сдачи огнестрельного оружия, это делается большей частью добровольно. По его словам, со временем может так получиться, что, заступая в наряд, пограничник будет брать с собой не автомат, а газовый пистолет или баллончик. Так, на всякий случай.
Что ж, как говорится, дай-то Бог. Но пока солдату все же спокойнее, когда за спиной у него «братишка-автомат». За 11 месяцев этого года на участке заставы Лоша задержаны 18 нарушителей границы: 15 — с нашей стороны, трое — с сопредельной. Основной контингент нарушителей — опять же люди, идущие в Европу в поисках лучшей жизни. Азербайджанцы, казахи, россияне, белорусы, литовцы… Но многие как раз из тех, с кем безоружному лучше не встречаться. Последним из таких задержанных на момент моего пребывания на заставе был человек без гражданства (как выяснилось позже, уроженец одной из прибалтийских стран), пытавшийся незаконно пересечь границу с нашей стороны, чтобы вернуться на родину, оставив за собой шлейф преступлений, совершенных в России. Задержал его рядовой Александр Бобков. Как? На этот вопрос старший лейтенант Харченко только улыбнулся и развел руками: мол, у пограничников тоже могут быть свои секреты. «Наверное, четырехлапый подсобил», — пошутил кто-то из моих московских коллег.
Не знаю, как там было в действительности. Однако в том, что специально подготовленная собака способна не только унюхать хорошо запрятанную наркотическую дурь, но и остановить вооруженного нарушителя, мы вскоре убедились на практике, побывав в кинологическом центре Сморгонского погранотряда. Под присмотром опытных инструкторов переменный состав собачей «учебки» демонстрировал прямо-таки чудеса отваги и мастерства, преодолевая огненную полосу препятствий, идя на дула автоматов в руках «нарушителей», в роли одного из которых, кажется, попробовал себя и кто-то из журналистов.
Вообще надо сказать, что этот занимающий обширную территорию кинологический центр представляет собой уникальный учебно-методический комплекс. У питомцев школы своя кухня с подобающим рационом, замечательная учебно-тренировочная база, ветлечебница, которую, скорее, можно назвать собачьей поликлиникой, и прочие элементы инфраструктуры, позволяющей им безбедно существовать и хорошо учиться. Кстати сказать, готовят здесь животных не только для службы на границе, но и на продажу. Предпочтение, по словам ветврача Татьяны Працюк, занимавшейся в вольере со щенками лабрадора, отдается разведению именно этой породы, а также немецких и бельгийских овчарок, поскольку они считаются наиболее устойчивыми к длительным служебным нагрузкам.
С учетом специфики обучаемого «контингента» приходится готовить и кадры собаководов. Существует мнение, что на эту роль больше годятся женщины. Мол, собака, хотя она по определению друг человека, а к женской любви и ласке тянется больше. Может, оно и так, только среди белорусских кинологов, как мне показалось, все-таки больше пока представителей мужского пола. И любят они своих лохматых воспитанников, похоже, не меньше, чем их коллеги-женщины. По крайней мере, мой земляк из Витебской области рядовой Александр Силин, с которым удалось обмолвиться прямо в ходе занятий по специальности, убежден в этом. Александр — инструктор службы собак. Прежде чем попасть сюда, прошел «учебку» в Бресте. О своем Жеке — немецкая овчарка, с которой он работает, — говорит с придыханием. Жеку чуть больше года. До него Силин воспитывал щенка. Таковы правила: инструктор обязан иметь опыт работы как со взрослой собакой, так и со щенком. Свою работу Александр обожает: «Во-первых, жутко интересно, во-вторых, после службы хочу устроиться инструктором разыскной собаки».
…Уже покидая кинологический центр Сморгонского погранотряда, я из чистого любопытства заглянул в один из кабинетов ветлечебницы. Там, развалившись на столе, смачно позевывала огромная черная лабрадориха. Собака была подключена к аппарату УЗИ. Обследовавшие «пациентку» врач Александр Антонов и инструктор прапорщик Елена Жалдыбина, пошептавшись о чем-то у монитора, в один голос сообщили: «Наша Альфа беременна!»
Что ж, значит, в отряде четвероногих стражей западной границы Союзного государства надо ждать пополнение.

http://www.redstar.ru/2006/12/2712/501.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика