Российская военная эскадра впервые вошла в Цемесскую бухту под командованием легендарного флотоводца вице-адмирала Михаила Лазарева в 1838 году. Военные моряки выбили из крепости Суджук-Кале турок и всего за полгода отстроили новые укрепления. В январе 1839-го новая морская база получила название Новороссийск, по официальному именованию Северного Причерноморья — Новороссия. После Великой Отечественной войны, в 1947 году, Новороссийская военно-морская база была расформирована. Последующие полвека флотский причальный фронт играл роль всего лишь района тылового обеспечения. В начале 1990-х годов на фоне раздела и сопутствующих проблем по размещению российской части Черноморского флота в Крыму Цемесская бухта вновь вернулась в перечень стратегических пунктов базирования Российского флота. 8 сентября 1994 года Правительство РФ приняло постановление о формировании Новороссийского военно-морского района и создании системы базирования сил ВМФ. Это решение по своей актуальности и политическому звучанию по-доброму напомнило петровское «Здесь флоту быть!».
Все было впервые и вновь…
На самом первом этапе в состав Новороссийского военно-морского района (ВМР) вошли части и подразделения, выведенные с территории Грузии и Украины после распада СССР. По большому счету в тот период перед ними стояла одна-единственная задача, приемлемая в большей степени для морской пехоты: высадиться, закрепиться на голом побережье, удержаться. Главным на ту пору было выжить, сохранить кадровый состав и технику. Люди в очередной раз остались без квартир, вдали от семей, с мизерным денежным довольствием. Жили, где придется. Никакой инфраструктуры, причалов для размещения военных кораблей и городков для береговых частей как таковых в геопорту Новороссийска не было.
— Помимо этого надо было учитывать, что мы пришли на территории, где уже устоялась инфраструктура коммерческих портов, администраций городов и районов, — рассказывает командир Новороссийской ВМБ контр-адмирал Сергей Меняйло. — Чтобы что-то построить, нам нужны были земля, коммуникационные мощности. Территории под постройку могут отводиться разные. Если это лесные массивы, мы должны платить за вырубку леса, если это сельскохозяйственные территории, необходимо решать вопрос с земельной компенсацией. Кроме того, существует порядок изъятия земель и составления соответствующей документации, а это связано со значительным временем на согласование, оформление и прохождение принятых решений по инстанциям. Эти проблемы организационно-технического плана также сказывались на процессе обустройства объединения. Отрадно, что в целом с принципиальным сопротивлением со стороны руководства городов и районов мы не сталкивались и строительные работы начались в соответствии с намеченным графиком.
Когда наиболее острые вопросы организационного устройства были решены, пришел черед, выражаясь военным языком, боевого слаживания.
Командно-штабные учения (КШУ), мобилизационные сборы проводились параллельно с отработкой служебной документации, наработкой нормативной базы, перевалкой грузов для нужд Черноморского флота.
В 1996 году моряки-новороссийцы впервые приняли участие в международных учениях. Экипаж морского тральщика (МТЩ) «Железняков» достойно отработал задачи в ходе международных военно-морских учений «Си-бриз-96». Весной 1997 года личный состав объединения участвовал в командно-штабном стратегическом учении «Редут-97», проходившем под руководством министра обороны РФ. Оценка, выставленная за учение, подтвердила, что командный пункт способен эффективно управлять силами военно-морского района в боевых условиях. Однако уже тогда стало ясно, что масштабность поставленных перед новороссийским оперативно-тактическим объединением задач требует его дальнейшего реформирования.
В 1997-м директивой начальника Генерального штаба ВС РФ Новороссийский ВМР был преобразован в военно-морскую базу (ВМБ) и вошел в состав Черноморского флота. Символично, что воссоздание Новороссийской ВМБ произошло через 50 лет после ее последнего расформирования.
Зодчие моря и суши
Более высокий статус, впрочем, не означал, что все текущие проблемы разрешатся сами собой и в один миг. Скорее, наоборот: новые решения обозначили дополнительный фронт строительных работ и организационных согласований.
Настоящий прорыв в вопросах развития оперативного оборудования территорий и подготовки объектов оборонной инфраструктуры произошел год назад, когда постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа (ФЦП) «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в период 2005 — 2020 годы», в которой были максимально учтены потребности в развитии и строительстве Черноморского флота и, в частности, Новороссийской ВМБ. Вместо «планирования ресурсов» в этой ФЦП четко просматривался переход к «планированию результатов», который максимально поддерживал участие подразделений ВМФ в их реализации.
— Это очень обширная, расписанная буквально по каждому объекту программа, в которой детально учтены потребности в развитии и строительстве флотского объединения, — продолжает рассказ контр-адмирал С. Меняйло. — Финансирование ведется целевым назначением. Определена последовательность строительства. На первом этапе основной приоритет отведен строительству причального фронта для кораблей и судов в геопорту Новороссийска, капитальному строительству военных городков для береговых войск со всей необходимой инфраструктурой.
Год назад военные строители приступили к возведению причальных сооружений. Другими словами, масштабная стройка началась еще и на море. Причем ряд планируемых гидротехнических работ уникален, никогда ранее не апробирован в ВМФ и в России в целом. Среди них — строительство на глубинах до 30 метров двух оградительных молов общей протяженностью около 2 км. Выбор конструкции мола усложнялся тем, что в районе строительства
9-балльная сейсмика, на глубинах, где планируется строительство, залегают 5-метровые илы.
— Это будет дорогостоящее и трудоемкое строительство, которое в итоге позволит защитить корабли, стоящие у причалов, от воздействия волновых режимов юго-восточного ветра и боры, — говорит начальник Управления капитального строительства Черноморского флота полковник Александр Маза.
— Сегодня проблема состоит в том, что корабли не могут быть обеспечены круглогодичной безопасной стоянкой у причалов. В период усиления ветра и волновых режимов экипажи вынуждены штормовать в море порой до 60 суток. А это, как вы понимаете, неоправданный расход технического ресурса и ГСМ. Специалистами 26-го научно-исследовательского центра ВМФ, который находится в Санкт-Петербурге, разработана очередность строительства этих оградительных сооружений. В специальном научно-испытательном бассейне создан макет новороссийского геопорта с предполагаемыми гидротехническими сооружениями, в определенном масштабе выполнены также макеты кораблей. При помощи специальных датчиков создается искусственная волна, и испытание воздействия волновых режимов на оградительные молы и их влияние на безопасность стоянки кораблей проводятся в натуральных условиях. Стоит заметить, что в проектировании этих сооружений задействованы все научные силы России, которые представляют в гидротехнике определенный вес. Над этой темой работают специалисты Московского инженерно-строительного института (МИСИ), начно-исследовательского института Минобороны и многие другие. Руководство научными разработками осуществляет 23-й государственный морской проектный институт.
Оградительные молы, по предварительным оценкам, обойдутся базе в 8−9 млрд. рублей. С учетом того, что в первый год новороссийским строителям выделили 1 млрд. рублей на все объекты, а из них на гидротехнику была потрачена приблизительно половина средств, строительство мола может затянуться на долгие годы.
— Поэтому сейчас мы ставим перед Минэкономики и Рособоронзаказом вопрос о том, чтобы перенаправить средства на первый этап со второго и третьего, чтобы дорогостоящие гидротехнические сооружения можно было построить в ближайшие 5−6 лет, а не растягивать до 2020 года, — продолжает полковник Маза. — Мы уже приступили к корректировке ФЦП, планируем подготовить обращение в адрес Правительства РФ, в котором будем ходатайствовать о смещении финансовых средств на первоочередные этапы. Один из морских объектов уже сдан. Это стационарный причал N 3 на 200 метров.
На суше строительство впечатляет не только уникальностью, а еще и завидными темпами. В 2005 году только для части морской пехоты были построены и введены в эксплуатацию штаб двух подразделений, столовая на 255 посадочных мест, медицинский пункт, общежитие для контрактников на 120 человек, хранилища техники, насосная станция пожаротушения, 2 подъездные дороги, контрольно-технический пункт парка техники, выполнены телефонизация, газификация и электрификация учебно-боевой площадки.
В 2006 году строители сдают еще 2 хранилища техники, наружные сети канализации, внешние сети электроснабжения, железобетонное ограждение территории военного городка с системами физической защиты, караульные вышки. Не меньший объем строительных работ выполнен также и на территории военного городка отдельной береговой ракетно-артиллерийской бригады. Полностью завершить строительство объектов базирования ракетно-артиллерийского соединения и отдельной части морской пехоты военные строители должны до конца 2009 года.
— Есть в списке заслуг военных строителей еще один уникальный объект, — рассказывает командир Новороссийской ВМБ контр-адмирал С. Меняйло. — Уникальный и по объему работ, и по своей значимости для всего флота страны. В кратчайшие сроки — за 5 месяцев — в пригородной черте Новороссийска было построено здание Постоянного координационного центра Черноморской военно-морской группы (ЧВМГ) «Блэксифор». Европейский уровень дизайна и оснащенности поражает любого, кто попадает внутрь. Центр оснащен современными средствами охраны и видеонаблюдения, самыми последними разработками в области электронной техники.
Есть в центре и свой конференц-зал, где могут проходить совещания самого высокого представительского уровня. Система синхронного перевода на 15 иностранных языков, аппаратура для проведения видеоконференций, современные компьютеры — одним словом, здесь созданы все условия для эффективной и качественной работы.
На втором этапе строительства — с 2010 по 2015 год — создание базовой инфраструктуры флота на территории Краснодарского края продолжится. Помимо этого будет развиваться и совершенствоваться структура тыла, объектов вооружения и авиации флота, инфраструктура объектов береговых войск, начнется строительство объектов обеспечения безопасности мореплавания на мысе Железный Рог.
Контроль за соблюдением сроков и качеством выполняемых работ ведется на всех уровнях государственных структур, начиная от Счетной палаты РФ, Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ), инспекций Минобороны РФ и заканчивая контролирующими инспекциями в регионе базирования. Последняя проверка завершилась 10 октября 2006 года. В НВМБ работала комиссия Рособоронзаказа. Вывод из акта инспекции более чем обнадеживающий: «Руководство и реализация ФЦП в целом осуществляются профессионально. Работы на объектах ведутся планово. Вводимые в текущем году объекты реальны к сдаче в установленные сроки. Все предусмотренные нормативной базой виды контроля за организацией и качеством строительства налажены и проводятся с установленной периодичностью».
— За этой оценкой — работа всего коллектива базы. Но особенно хотел бы отметить грамотную и профессиональную работу специалистов морской инженерной службы НВМБ (начальник МИС НВМБ полковник Сергей Кошель), Управления капитального строительства Черноморского флота (начальник УКС ЧФ полковник Александр Маза), нашего генерального подрядчика — Спецстроя России (начальник треста УССТ-4 полковник Михаил Ташлык), а также 317-й группы финансирования капитального строительства Минобороны РФ (начальник полковник Александр Люкин), — говорит командир Новороссийской ВМБ.
Дела, порохом пропахшие
Реальные успехи в создании инфраструктуры базы позволили новороссийцам существенно повысить качество боевой учебы. Уже сегодня можно говорить, что Новороссийская ВМБ сформировалась как боеготовое оперативно-тактическое объединение флота.
Сегодня в боевой состав базы входят соединение кораблей охраны водного района, береговое ракетно-артиллерийское соединение, части морской пехоты и инженерной службы, поисково-спасательные и гидрографические суда, части тыла и судоремонта, а также ряд подразделений и служб обеспечения. Районы дислокации воинских частей — от границ с Грузией на Черном море до границ с Украиной на Азовском море.
— Задачи перед нами ставятся разного характера, начиная от мероприятий антитеррора и поддержания благоприятного оперативного режима в зоне ответственности и заканчивая выполнением специфических охранных задач, — отмечает контр-адмирал Меняйло. — За эти годы мы, в частности, вытралили и уничтожили 10 морских мин времен Великой Отечественной войны. Также наша база оказывает содействие Федеральной пограничной службе в охране государственной границы и органам ГО и ЧС в случае чрезвычайных происшествий. Край у нас не вполне благоприятный в плане стихийных бедствий. Стоит только вспомнить наводнение в 2002 году, когда военные моряки приняли активное участие в спасении людей и ликвидации последствий. 26 военнослужащих были награждены государственными наградами за оперативные действия в нестандартной ситуации и спасение погибающих. В общем же в течение 12 лет за успехи в боевой подготовке 38 военнослужащих базы награждены орденами, более 170 человек — медалями.
В 2004 году в Новороссийской ВМБ работала Инспекция Минобороны РФ. По итогам проверки объединение получило удовлетворительную оценку, командованию было указано на ряд недоработок. В прошлом, 2005 году прошла повторная инспекционная проверка по устранению замечаний, проведено три КШУ под руководством главнокомандующего ВМФ, тактическое учение с боевой стрельбой под руководством министра обороны. Все оценки были в этот раз положительными.
Прогрессирование боевой составляющей можно охарактеризовать одним из выводов последней Инспекции Минобороны РФ: «Есть тенденция к повышению уровня боевой и мобилизационной готовности».
Еще один показатель роста выучки — повышение насыщенности решаемых задач боевой подготовки. В 2006 году военнослужащие Новороссийской ВМБ участвовали в двух мероприятиях по обеспечению безопасности международных саммитов в Сочи с привлечением корабельного состава и береговых частей. МТЩ «Валентин Пикуль» успешно отработал задачи на совместных учениях международной миротворческой миссии ВМС причерноморских государств «Черноморское партнерство-2006». Помимо этого, новороссийцы обеспечили три активации международных учений «Блэксифор».
В сентябре подразделения и корабли Новороссийской ВМБ совместно с десантниками 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии обеспечивали охрану объекта и погрузку имущества 100-го отдельного мостового батальона автомобильно-транспортной службы Тыла ВС РФ на теплоход «Юрий Аршеневский» для отправки в Ливан с гуманитарной миссией.
В октябре на полигоне Железный Рог провели с десантниками уже межвидовое учение с боевыми стрельбами по морским целям. Если говорить о ближайшей перспективе, в 2007 году два корабля базы — морской тральщик «Железняков», малый противолодочный корабль «Касимов» — запланированы для участия в международных учениях.
— В ближайшее время круг задач, которые будет решать НВМБ, расширится, — подчеркивает командир Новороссийской ВМБ. — На уровне вышестоящего командования ведутся анализ проведенной деятельности и переоценка значимости Новороссийской военно-морской базы. Мы единственное флотское объединение на российском побережье Черного моря. Как бы мы ни хотели, международная обстановка в зоне ответственности требует своевременного реагирования в различных ситуациях. А для этого необходим определенный состав сил. В планах развития НВМБ на ближайшую перспективу такой акцент нашел свое отражение. Береговые войска мы уже начали перевооружать на новую технику. В прошлом году артиллеристы приняли на вооружение современный самоходный артиллерийский комплекс «Берег». Пока новороссийские комендоры единственные в ВМФ, кто владеет таким комплексом. В дальнейшем будут совершенствоваться и корабельный состав, и морская авиация, которая базируется в данном регионе.
Итоги учебно-боевой деятельности за 2006 год были оценены на последней Военной коллегии Минобороны, а затем и на военном совете ВМФ. На фоне других объединений по результатам боевой подготовки и способности выполнить поставленные задачи особое место можно отвести Новороссийской ВМБ. Сегодня на Черноморском флоте, и в Вооруженных Силах в частности, это самое молодое объединение и, пожалуй, единственное, где, помимо боевой подготовки, активно ведется военное строительство.
Об оценке решенных Новороссийской ВМБ задач говорит и такой факт: ее командир контр-адмирал Сергей Меняйло за высокое профессиональное мастерство, разумную инициативу, настойчивость и требовательность, проявленные при выполнении специального задания командования, личный вклад в поддержание боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации по итогам учебного года награжден именным огнестрельным оружием.
Одним словом, первые двенадцать лет своей новейшей истории Новороссийская ВМБ завершает с честью, полностью оправдывая свое предназначение.
Социальное строительство
Несмотря на объективные успехи, никто из подчиненных контр-адмирала С. Меняйло не сбавляет рабочих оборотов. Как говорят в штабе Новороссийской ВМБ, объем проделанной работы пока не решает всего спектра потребностей объединения. Чтобы обустроить базу, по-прежнему требуются значительные финансовые затраты и определенное время. И как бы ни хотелось, раньше времени, конечно, нельзя построить то, что необходимо уже сегодня.
Наиболее остро в настоящее время стоит вопрос обеспечения военнослужащих жильем.
— Из федеральной программы средства на социальное строительство были исключены в ходе согласования с Минэкономразвития, — рассказывает начальник УКС ЧФ полковник Александр Маза. — Первоначально программа оценивалась в 67 млрд руб., из которых после согласования с Минэкономразвития осталось 47 млрд руб. Средства, которые планировалось направить на строительство школ, детсадов, больниц, жилья, были из программы исключены. Аргумент — есть другие целевые программы. К примеру, «Школа и детство», по которой финансируется строительство школ и детсадов. Есть программа по созданию фонда служебного жилья, по которой финансируется строительство жилья для военнослужащих. В итоге средства ФЦП были четко рассчитаны исключительно на создание системы базирования.
Заминка в строительстве жилья обусловливалась и тем, что все силы, по сути, были брошены на строительство базовой инфраструктуры. Вопрос жилья остался в тени. Сейчас обстановка в корне изменилась. Выделена площадка под строительство 400 квартир в Анапе. К слову, в администрации Анапы новороссийцы получили разрешение с определенными проблемами. Но сегодня это уже просто еще одна «бумажная история». В сентябре следующего года новый 10-этажный дом на 50 квартир введут в эксплуатацию. Командование базы также сумело выделить денежные средства на строительство второго дома в Анапе с вводом в эксплуатацию в конце 2007 года.
— Не исключено, что все вновь упрется в долгие согласования с местной администрацией. Мэр города настаивает: «Стройте в этом районе детсад и школу». Плотность населения растет, а дошкольных и школьных заведений в районе нет. Нам же деньги на это не выделяются. Мэра понять можно, но, с другой стороны, детсады и школы — это задача не Минобороны, — делится размышлениями полковник Маза.
— Я уверен, что польза от военного строительства и развития флотской базы очевидна для всех, — говорит в свою очередь контр-адмирал С. Меняйло. — Мы платим в местный бюджет налоги и создаем дополнительные рабочие места. Мы построили целый микрорайон в Новороссийске, в ближайшее время построим микрорайон в Анапе. Когда нам потребовался гектар земельного участка, задействованный под выращивание сельскохозяйственных культур, мы заплатили за него почти 9 млн руб. В Темрюке при строительстве нашего военного городка было проведено по городу 8,5 км санитарно-технических коммуникаций, благодаря чему местные коммунальные службы теперь могут делать «врезки» и обеспечивать дома местных жителей. Кроме того, не следует забывать, что в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, как это бывало уже не раз, мы в числе первых приходим на помощь местным жителям.
Прошли экспертизу на строительство трех 80 квартирных домов военные стоители и в Новороссийске. Хотя здесь также не все так просто. Помимо возведения самих домов, необходимо строить новые подстанции, насосную станцию для подъема воды, перекладывать тепловые сети, тянуть кабельные линии, выполнять техусловия по котельной.
В общей сложности в Новороссийске строительные площадки рассчитаны под 1,5 тысячи квартир.
В Темрюке постановлением главы муниципального образования нам отведена площадка под строительство служебного жилья на 240 квартир. Здесь стройка начнется не позднее 2008 года.
— Пока все идет согласно плану, строительство ведется без срывов. Все вопросы решаются в рабочем порядке, — отмечает командир Новороссийской ВМБ. — Темпы строительства соответствуют генеральному плану. Взаимодействие и понимание у глав местных администраций в этих вопросах есть. Особенно плодотворно сотрудничество с главами администраций Новороссийска и Темрюка.
Почти 10 лет военные моряки обустраивались на новороссийском побережье своими силами. И вот сейчас начато масштабное строительство под опекой государства. Такая поддержка очень важна для новороссийцев. И все же основой прошлого, настоящего и будущего командование базы считает личный состав, военных и гражданских специалистов.
— Надо сказать спасибо людям, которые смогли сохранить технику, материальные средства, документацию и объекты, оставшиеся после распада великой страны, — говорит командир Новороссийской ВМБ контр-адмирал Сергей Меняйло. — Мало того, они смогли своими силами усовершенствовать это наследие. Сейчас появилась возможность развиваться дальше, у людей в глазах появилась искра задора и особого настроя на службу. Это великое дело в наше время. Одним из стимулов служит то, что строятся дома и объекты, база оснащается современной техникой. Служить приятно становится! С таким настроем мы решим все задачи, которые перед нами стоят. На этом берегу флот должен быть и будет!
http://www.redstar.ru/2006/12/2712/201.html