Красная звезда | Дмитрий Юров | 29.12.2006 |
Актуальное интервью
— Анатолий Яковлевич, какое значение для улучшения правопорядка в войсках может оказать восстановление дисциплинарного ареста и военно-судебный порядок его применения?
— Верховный Суд принимал активное участие в разработке пакета законов, условно именуемых законодательством о дисциплинарном аресте военнослужащих. Законы опубликованы, вступают в действие с 1 января 2007 г. и при их правильном применении способны выступить эффективным средством профилактики правонарушений и преступлений.
Следует учитывать, что данный вид наказания связан с ограничением свободы личности, является наиболее строгой дисциплинарной мерой и может касаться тысяч военнослужащих-правонарушителей. Поэтому вопрос этот не такой простой, как может показаться на первый взгляд, он, как и все судебные решения, требует индивидуального подхода. В этой связи и командованию, и судьям военных судов необходимо внимательно изучить новое законодательство, избежать крайностей и формализма. Думаю, что есть необходимость подготовки соответствующих методических рекомендаций по его применению.
Важно не допустить дискредитации идеи судебного порядка применения дисциплинарного ареста, в том числе по причине невозможности повсеместного исполнения судебных решений о данной мере наказания. Дело в том, что далеко не все имеющиеся гауптвахты ныне соответствуют новым законодательно определенным условиям содержания дисциплинарно арестованных военнослужащих, в связи с чем в первое время могут возникнуть проблемы с исполнением ареста.
Кстати говоря, разработка законодательства о дисциплинарном аресте является хорошей иллюстрацией делового взаимодействия руководства Вооруженных Сил и судебной системы по социально значимым вопросам. Представляется, что и далее в вопросах совершенствования законодательства для военнослужащих мы можем выступать с более согласованными, скоординированными позициями.
— Истекший год был связан и с некоторыми мероприятиями по реорганизации системы военных судов. Подтверждением тому является открытое письмо ряда военных юристов «Оставьте судьям погоны», опубликованное 19 декабря 2006 года в «Российской газете». Хотелось бы услышать пояснения, так сказать, от первого лица.
— Действительно, реформирование военной организации государства не могло не коснуться военных судов. С учетом сокращения и передислокации войск возникала необходимость перераспределения судебной нагрузки военных судов, структурно выстраиваемых по гарнизонному и окружному (флотскому) принципу, а некоторые из них с небольшой нагрузкой оказалось возможным упразднить, и мероприятия эти планировалась достаточно давно. В этой связи в 2006 году нами был подготовлен законопроект об упразднении двух окружных (третьего и четвертого) и 20 гарнизонных военных судов, который будет обсуждаться и приниматься уже в новом году.
С учетом указанных сокращений в 2007 году по штату будет предусмотрено всего 855 должностей военных судей, останется 113 гарнизонных и 11 окружных (флотских) военных судов. При этом только военные суды в соответствии с национальным и международным правом могут функционировать и за границей, защищая там права военнослужащих и других наших граждан.
Все согласны с тем, что решение проблем борьбы с правонарушениями и с преступностью в войсках не может носить «компанейский» характер, а требует максимальной конкретики и максимального профессионализма всех органов.
Такой профессиональный, государственный подход обусловливает необходимость сохранения военных судов, которые уже сокращаются с учетом оптимизации военной организации государства.
Есть регионы, где кроме военных судов никакие другие судебные органы функционировать не могут: это и ближнее зарубежье, и отдаленные гарнизоны. И в этих местах военные суды осуществляют защиту прав не только военнослужащих, но и всех находящихся там граждан России (Казахстан, Приднестровье, Армения, Таджикистан, Черноморский флот). Так что вопрос о ликвидации военных судов, об их «казни» не стоял и не стоит.
В соответствии с состоявшимся 28 июня 2005 года решением Совета Безопасности РФ об оптимизации военной организации государства, в истекшем году был законодательно упразднен институт прикомандирования в целом, а военные судьи, как известно, откомандированы из военных ведомств.
В этой связи в настоящее время в Министерстве обороны, которому была поручена реализация решения Совета, подготовлен законопроект об упразднении военной службы в военных судах и о замене ее иным видом государственной службы. Вопрос этот не простой, упразднение военной службы в военных судах сопряжено с большими сложностями, которые до конца еще не просчитаны.
Инициатива упразднения военной службы в военных судах не исходила и не могла исходить от руководства Верховного Суда. Мы предлагали разнообразные компромиссные варианты законопроекта, имея в виду, в том числе, возможность распространения на военные суды статьи 45 закона о воинской обязанности и военной службе, предусматривающей случаи прохождения военной службы на невоенных должностях в государственных органах, созданных в целях обеспечения обороны и безопасности страны. Для военных судов одной из законодательно определенных целей деятельности всегда было обеспечение охраны и безопасности страны, что справедливо, с учетом исторического экскурса, отмечено и в упомянутом вами открытом письме.
В качестве варианта также предлагалось предусмотреть некий переходный период и, наконец, возможность сохранения военной службы хотя бы в наиболее приближенных к войскам гарнизонных военных судах как судах первого, низового звена.
Причем при проработке этих предложений мы исходим из того, что доступность, качество правосудия страдать ни при каких обстоятельствах не должны. Мы также полагаем, что в результате проведенных реорганизаций будут сохранены гарантии социальной защищенности судей и работников аппарата, что их правовой статус не ухудшится.
В настоящее время вариант законопроекта находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти, т. е. вопрос о военной службе в военных судах продолжает находиться в стадии проработки. Затем законопроект будет внесен Правительством России в соответствии со своей компетенцией в Государственную Думу. Мы надеемся на взвешенный, государственный подход всех ветвей власти при принятии решения по указанному вопросу.
— Уважаемый Анатолий Яковлевич, спасибо за ясный комментарий…
— В настоящее время дальнейшая открытость, прозрачность судебной системы также является одной из актуальных задач, стоящих перед нами. А еще, пользуясь случаем, хочу поздравить людей в погонах, всех читателей авторитетной газеты с прекрасным праздником — Новым годом и пожелать в год огненной свиньи стабильности, благополучия и достатка, как обещает восточный гороскоп.