Красная звезда | Юрий Авдеев | 26.12.2006 |
Основная задача Рособоронзаказа — контроль и надзор за эффективным использованием всеми госструктурами, органами местного самоуправления, должностными и юридическими лицами норм и правил в сфере гособоронзаказа. На сегодня в целом основные задачи ГОЗ 2006 года выполнены. При проведении контроля по размещению и выполнению ГОЗ было выявлено 1.973 недостатка и нарушения (732 — устранены), снижающих эффективность использования бюджетных средств. Надзорные мероприятия прошли 13 государственных заказчиков, 156 исполнителей. Проверено исполнение 1.015 государственных контрактов на общую сумму 141,5 млрд. рублей. При проверке конкурсов и торгов на размещение заданий ГОЗ общая сумма лотов составила 31,9 млрд. рублей. Выполнено 133 экспертно-аналитических мероприятия. По четырем проверкам материалы направлены в прокуратуру и другие правоохранительные органы.
Рассказывая об итогах работы за год, Сергей Александрович отметил, что возглавляемая им служба набирает авторитет и опыт, появилась востребованность ее деятельности. Раньше ее появление воспринималось некоторыми как создание излишнего контролирующего органа. Теперь появилось понимание, что новая служба, контролируя деятельность заказчиков и исполнителей ГОЗ, прежде всего защищает интересы государства.
Не секрет, что за прошедшие десятилетия появились чиновники, которые весьма своеобразно относятся к различным государственным программам и средствам, выделяемым на их реализацию. Специалисты Рособоронзаказа в ходе проверок выявили, что основными нарушениями и недостатками при размещении заданий по ГОЗ путем проведения конкурсов стали: отсутствие в извещениях об их проведении сведений, предусмотренных законодательством России, отказ в допуске к участию в них значительного количества потенциальных исполнителей без должных на то оснований, нарушения процедуры проведения конкурсов. Такой подход, когда заказчик для победы в конкурсе создает все условия для «облюбованной» им фирмы, будет пресекаться. В ближайшее время военных чиновников лишат возможности распоряжаться средствами по закупке вооружения и военной техники, а значит, им не придется в качестве оправдания говорить о своей недостаточной квалификации в проведении конкурсов.
Однако выявлены нарушения и у исполнителей. Например, в порядке надзора за исполнением ГОЗ проведена оценка выполнения решений по применению электронной компонентной базы иностранного производства (ЭКБ ИП) в образцах ВВТ на основе дополнительных данных, запрошенных у заказывающих управлений Минобороны России. Здесь выявлен ряд проблемных вопросов.
Создаются прецеденты возникновения угроз технологической и информационной зависимости от производителей ЭКБ ИП при производстве и эксплуатации ВВТ. Страдает качество продукции, которая и без того не соответствует требованиям Минобороны по надежности и эксплуатационным характеристикам. Производители начинают, что называется, чувствовать себя вольготно. Часть средств, предусмотренных Государственной программой вооружения для создания отечественной ЭКБ, отвлекается на проведение работ по импортзамещению. Кроме этого, военная техника, укомплектованная ЭКБ ИП, в ряде случаев принимается на вооружение при невыполнении условий, предусмотренных утвержденными решениями. При этом разработка отечественных аналогов в ходе серийного производства и особенно на завершающей стадии создания образцов ВВТ практически означает их повторную разработку.
Выявление таких недостатков стало возможно благодаря ведущемуся в Рособоронзаказе реестру результатов научно-исследовательских, опытно конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, выполняющихся по ГОЗ, и полученных результатов интеллектуальной деятельности.
Специалисты намерены регистрировать не только достижения. По словам Сергея Маева, в следующем году Рособоронзаказ создаст список недобросовестных исполнителей ГОЗ. Кандидатуры уже имеются. Как говорится, «черный список» станет одним из заслонов против тех, кто в настоящее время может только декларировать свои возможности, а в реальности утратил способность обеспечивать обороноспособность страны.
Основная роль в решении таких вопросов отводится созданной в Рособоронзаказе Комиссии по рассмотрению обращений о согласовании размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Только до октября этого года она изучила 1.154 обращения о возможности заключения государственных контрактов с единственным поставщиком от 14 государственных заказчиков.
В заключении С. Маев отметил, что в службе работают 224 сотрудника, средний возраст — 44 года. Из них 78 процентов имеют опыт работы на государственной службе в федеральных органах исполнительной власти и на предприятиях ОПК. Все это позволит обеспечить надежный контроль расходования государственных средств.